70-й выпуск журнала „Диалог со временем“

Вернуться на главную страницу журнала
Загрузить PDF(PDF)-версию 70-го выпуска
Номер выпуска: 70
Год выпуска: 2020
Страниц: 432
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ


  1. процесс цивилизации, темпоральный режим, гегемония, контргегемония, псевдогегемония, пустое означающее, культурный трансфер, двойное послание, когнитивное искажение
    В статье проблемы исторического сознания и исторического знания Нового времени рассматриваются в контексте теории «процесса цивилизации» Н. Элиаса и его последователей. Для ее интерпретации привлекаются идеи дискурсивной гегемонии (Э. Лаклау и Ш. Муфф), культурного трансфера (М. Эспань), «двойного послания» (Г. Бейтсон). Показано, как дискурсивная гегемония связана с темпоральной, использующей представления о времени как «пустые означающие». В ходе процесса цивилизации формируется не только новый темпоральный режим, но и ряд локальных образов времени, которые выстраиваются в темпоральную иерархию. На основе этой иерархии создается идеология темпоральной сегрегации, воплощенной во внешней и особенно в колониальной политике Запада. Анализируются психологические феномены, связанные с темпоральной гегемонией: когнитивные искажения историцизма и «двойные послания» пограничным цивилизациям. Показана их роль в формировании внутри гегемонического дискурса явлений контргегемонии и псевдогегем.
  2. исторический феномен, социальные процессы, суггестия, контрсуггестия, революционаризм, провокация, войны, революции
    Доказывается востребованность понятий суггестия и контрсуггестия, введенных в дискурс общественных наук Б.Ф. Поршневым; дается их расширенное определение в русле междисциплинарного подхода. Обосновывается настоятельность новых моментов в оценивании событий Отечественной войны 1812 г. и Октябрьской революции 1917 г. Дана трактовка романа «Война и мир» Л. Толстого и трилогии М. Алданова «Ключ», «Бегство», «Пещера» как исторических источников в ракурсе диалектики суггестии и контрсуггестии. Эта трактовка, в частности, базируется на концепте постнеклассического типа научной рациональности (В.С. Степин), предполагающем привлечение всех видов знания к объяснению природы и сути исторических феноменов, не схватываемых уже устоявшимися познавательными процедурами.

  3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  4. научная коммуникация, Кант, научные журналы, история периодики, историческая эпистемология, философия Нового времени
    Статья посвящена рассмотрению в контексте философии Нового времени истории ранней научной периодики, зародившейся в Западной Европе во второй половине XVII в. Идейным основанием института научной периодики следует считать идею публичности разума. Эпистемологический статус журнальной коммуникации в науке Нового времени заключался в обращении в публике как репрезентации внешней инстанции познания, суждение которой понималось как необходимое средство верификации научного знания. Такой смысл журнальной коммуникации нашел философское осмысление в учении Канта о суждении Другого как «пробном камне истины».
  5. Англия, право, юристы, подворье, образование, ритуалы
    Статья описывает судебные подворья предреволюционной Англии – самоуправляющиеся сообщества юристов, которые занимались юридической практикой в судах, и правовые школы, где передавали знания студентам, вступившим в корпорации. Это были сообщества с иерархической вертикальной структурой, связанные чувством сопричастности, единства, общей судьбы, организационно, обычаями, празднествами, ритуалами и церемониалом. Вступив в подворье и связав с ним жизнь, человек не только набирался знаний и практического опыта, но и медленно продвигался внутри него по иерархической лестнице. Система подготовки юристов сложилась эмпирически в течение веков: мастера передавали практики ученикам в ходе упражнений. Передача опыта осуществлялась орально-слуховым способом, не имела тьютерства, зависела от мотивации студента, трудолюбия, упорства и связей. Мотивированным студентам приходилось нанимать наставников из числа опытных юристов. Студенты в обязательном порядке должны были владеть юридическим французским и латинским языками, поскольку на этих языках было написано большое число юридических источников, а французский язык использовался в судопроизводстве. Тексты и юридический французский были трудны для восприятия: источники содержат много жалоб на «темноту» права. Период XVI – первой половины XVII в. стал временем создания печатной юридической литературы. Таинство передачи правового опыта было потеснено печатным станком. Однако попытки создать достаточно компактные и ясные произведения большого успеха не имели. Предложения по систематизации и кодификации права поддержки в юридическом сообществе не находили.
  6. Арсений Суханов, Московский патриархат, Восточные патриархии, папство, Новый Израиль, Третий Рим
    Статья раскрывает содержание и идейно-историческое обоснование концепции первенства России в мировом православии, сформулированной в 1650 г. русским послом Арсением Сухановым. Указаны истоки этой концепции и ее соотношение с политической реальностью. Исследование основано на тексте посольского отчета, реконструированного по авторским рукописям. Памятник, известный в старообрядческой рукописной традиции как «Прения с греками о вере», впервые прочтен так, как написал его автор за несколько лет до реформ Никона и Раскола Русской Церкви.
  7. А.С. Лаппо-Данилевский, В.И. Ламанский, история, философия истории, университет, Академия наук, переписка, поколения, славянофильство
    В статье рассматриваются отношения двух ученых, относящихся к разным поколениям: слависта В.И. Ламанского и историка А.С. Лаппо-Данилевского. Отмечается, что они придерживались разных идеологических и философских установок: славянофильство, с одной стороны, западничество, с другой. В то же время ученых объединял обобщенный подход к истории. Философия истории Ламанского продолжала историософию славянофилов и отчасти предвосхищала историческую концепцию евразийцев. Лаппо-Данилевский, напротив, сосредоточился на разработке теоретикометодологических и гносеологических вопросов исторической науки, ориентируясь на философские учения позитивизма и неокантианства. Общей их темой стала русская история XVIII в. Сближению Ламанского и Лаппо-Данилевского способствовала совместная работа в комиссиях Академии наук. Приводится сохранившаяся переписка ученых, позволяющая отчасти проследить детали их взаимоотношений.
  8. Антон Владимирович Карташев, религиозный реформатор, «неохристианство», церковь и государство
    Статья предваряет публикацию писем А.В. Карташева, датировка которых охватывает первую часть его интеллектуальной биографии: от вступления в ряды адептов «нового религиозного сознания» до становления как церковного реформатора. Его интеллектуальные искания иногда обобщают под не конкретизирующими их философскими понятиями, или же покрывают пиетическим флером. Действительные мотивы его «реформаторства» можно определить через системный анализ источников 1903– 1910-х гг., и главные из них – его корреспонденция. Сопоставление ее с позицией, высказанной в печати и Петербургском религиозно-философском обществе, дает полноту картины исканий и творчества А.В. Карташева как историка Русской и вселенской церкви, принадлежность к которым он остро ощущал.
  9. биография А.В. Карташева, евразийство, Братство Святой Софии
    В статье рассматриваются взаимоотношения между известным историком Российской православной церкви А.В. Карташевым и основателями евразийского движения в среде пореволюционной российской эмиграции. Опираясь на анализ эго-документов (прежде всего, писем), автор показывает мотивы сотрудничества и причины расхождения, зависевшие в значительной степени от разногласий среди лидеров формирующегося евразийского движения. Обосновывается вывод о том, что А.В. Карташев сделал выбор в пользу объединившихся в Братство Святой Софии представителей старшего поколения религиозных мыслителей, которые, как это ни парадоксально, проявили большую склонность к творческому развитию православия, чем молодые евразийцы, вставшие на путь консервативного отстаивания религиозных догматов.

  10. ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ


  11. нарративный поворот, советская историография, история науки
    В статье обсуждаются основные проблемы использования наработок нарративного анализа для изучения истории советской исторической науки. В первой части статьи автор даёт обзор ведущих тенденций в современной отечественной истории науки последних лет, отмечая возрастающее внимание в ней к истории учёных (антропологический поворот) и сравнительную слабость интереса к истории текстов (нарративный поворот). Вторая часть статьи посвящена возможностям применения наблюдений исследователей исторического нарратива к истории советской историографии. В третьей части статьи автор обозначает основные проблемы в исследовании советского исторического нарратива, предлагая разделить их на вопросы технического формирования текста и на вопросы его содержания.
  12. историография, исторический источник, советская историческая наука, эмигрантская историческая наука, научное сообщество, научные коммуникации, историографический нарратив
    Статья посвящена осмыслению процесса становления советской исторической науки в трудах эмигрантского историка А.В. Флоровского (1884–1968). Исследование выполнено на основе как опубликованных, так и неопубликованных источников, большую часть которых составляют рукописи Флоровского, хранящиеся в личных фондах А.В. Флоровского в архиве РАН (Фонд 1609) и в рукописном отделе Славянской библиотеки в Праге (F-Flor). Широко использовались также библиографические работы историка, выходившие в различных зарубежных изданиях в 1920–1930-е гг. В статье определены мотивы обращения Флоровского к отечественной, в т.ч. советской, историографии, выявлены метаморфозы историографического нарратива.
  13. Институт Красной Профессуры, «буржуазные» профессора, лекция, коммуникация, исторический нарратив, позитивизм, марксизм
    Анализируя лекционный конспект слушателя Института Красной Профессуры за 1935-1936 учебный год (конспекты лекций В.В. Струве, В.С. Сергеева, Е.А. Косминского, П.С. Дроздова, С.А. Пионтковского, С.В. Бахрушина), автор исследует саму возможность диалога в студенческой аудитории («икаписта» и «буржуазных профессоров») и делает вывод о том, что хотя исторический нарратив, созданный преподавателями ИКП, соответствует идеологическим требованиям власти и написан в рамках марксистской методологии, с некоторым (незначительным) использованием цитат классиков марксизма-ленинизма, «полемически заострен» против представителей буржуазной историографии, а тематика исследования выбрана с учетом классового подхода, в исследовательской методике, подходе к объекту изучения, а также в организации и атрибутике дидактических текстов преподаватели Института Красной Профессуры отчасти воспроизводят классический позитивистский вариант науки.
  14. русская историческая школа, историография, Великая французская революция, "бешеные", Яков Михайлович Захер
    Жизненный путь выдающегося советского историка Я.М. Захера (1893–1963) был наполнен как яркими событиями и научными достижениями, так и тяжелейшими испытаниями. Несмотря на многочисленные преграды, Я.М. Захер отдавал все свои силы освещению столь сложной и малоизученной на тот момент темы, как движение "бешеных" в период Французской революции конца XVIII в. Вопрос о роли Я.М. Захера в развитии советской исторической науки освещен, на наш взгляд, недостаточно. В статье предпринята попытка рассмотреть, какую оценку получило наследие историка в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых.

  15. ПЕРЕКРЕСТКИ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОСТИ


  16. донское казачество, казачьи традиции, А.М. Дондуков-Корсаков, система землевладения, сословная замкнутость, выборность в Донском Войске
    Статья посвящена анализу известного исторического документа, «Записки о Войске Донском» князя А.М. Дондукова-Корсакова, как источника о традициях донских казаков. Дондуков-Корсаков выделял три важнейшие традиции Донского Войска: «поземельное начало», «замкнутость» и «выборное начало». Автор, сопоставляя его утверждения с другими источниками, приходит к выводу, что указанные три традиции действительно играли большую роль в существовании донского казачества, однако их безоговорочно положительная оценка, характерная для донских консерваторов в прошлом и настоящем, противоречит многим историческим фактам.
  17. государство, горцы, сотрудничество, соперничество, самосознание, конфликт, культура, коммуникация
    В статье на примере русско-северокавказских отношений рассматриваются вопросы выстраивания исторического партнёрства. Показаны разные стороны сотрудничества-соперничества (как факты взаимной симпатии, так и негативные стороны взаимоотношений), определившие облик этого многогранного межэтнического симбиоза. Оценивается роль государства, общества, индивидов в данном процессе. Выводы автора опираются на ретроспективный анализ с выходом на события современности.
  18. советское искусство, визуальный нарратив, интертекстуальность, Сталин, мотив чтения письма
    Миф о нерушимом единстве двух вождей был важнейшей составляющей советской культуры сталинской эпохи. Деятельное участие в его формировании принимало изобразительное искусство. Визуальные репрезентации различных эпизодов из истории взаимоотношений Ленина и Сталина требовали использования разных стратегий. В ситуации, когда изображаемый сюжет, например, сюжет «чтение письма», имел многовековую традицию художественных воплощений, использовались стратегии, призванные отсекать интертекстуальное восприятие, контролировать визуальную память, редуцировать смыслы произведения. Их анализу на примере известного сюжета о заочном (по переписке) знакомстве двух вождей посвящена данная статья.
  19. травелог, россика, Россия и Британия, записки путешественников, репрезентация пространства, история естественнонаучного знания
    Тексты английских путешественников о России, начиная с записок Р. Ченслера (ок. 1553 г.), традиционно рассматривались исследователями в качестве иллюстраций отдельных исторических явлений. Наша задача – проанализировать эти тексты как самостоятельные нарративы, функционирующие в границах жанровой специфики британской травелогографии. Такой подход позволяет пролить свет на репрезентативные стратегии и особенности авторской рецепции, что способствует более цельному пониманию методов фиксации образов российской действительности конца XVI – начала XVII в., представленной на страницах британских травелогов.
  20. Шотландия, Ирландия, урбанизация, пауперизм, муниципальная реформа, здравоохранение, Дж. Бентам, Э. Чедвик, социальная политика
    В статье анализируется процесс выработки новых идей социального развития Шотландии и Ирландии в первой половине XIX в. Бентамисты обосновали необходимость социальных реформ. Следствием явилось изменение отношения общества к проблеме нищеты, здравоохранения и благоустройства городов. Новшеством стали выборы членов городских советов, общественных учреждений здравоохранения. Главной заслугой реформаторов является то, что они указали на пауперизм и здравоохранение, как центральные проблемы социального развития. Новые законы привели к унификации управления городов Шотландии и Ирландии.
  21. идеология «групп ненависти» в истории США, политический экстремизм, расизм в США, расовые беспорядки, антиправительственные движения, «Нация Ислама», Ку-клукс-клан
    В статье рассматриваются особенности идеологии «групп ненависти», проявления расизма и расовые проблемы в американской истории. Проведены исследования «групп ненависти» и их роли в политическом процессе США, осуществлен анализ отношений между расами, расистских настроений, причин расовых бунтов. Показано, что сильные противоречия во взаимоотношениях между белыми гражданами, афроамериканцами и латиноамериканцами приводили к массовым беспорядкам и волнениям. В последние годы активизировались Ку-клукс-клан, неоконфедераты, анти-мусульмане, анти-иммигранты, «Христианская Идентичность», неонацисты, белые националисты и патриотическое движение (добровольческая милиция). Среди афроамериканских сепаратистов на лидирующих позициях остается «Нация Ислама». Радикальные организации не смогли достичь существенного влияния на реальную политику, которая опиралась на либеральные ценности, доктрину прав человека и толерантность. Однако курс на расовую интеграцию, осуществляемую властями, оказался недостаточно эффективным.
  22. некролог, постколониальные исследования, коллективная память
    Статья продолжает анализ подходов к изучению некрологов в современной гуманитаристике. Предметом интереса в данном случае являются postcolonial studies и memory studies. И тот, и другой подход к исследованию такой культурной практики как некрологи оказываются неизбежно связанными с кросс-культурной проблематикой. При этом становится очевидной корреляция между исследовательскими подходами и национальной поминальной практикой.

  23. ИСТОРИЯ – ПАМЯТЬ – ИДЕНТИЧНОСТЬ


  24. культурная (коллективная) память, «рамки памяти», историография, политика памяти, Габсбурги, Австро-Венгерская империя, разделы Польши, федерализм, Оскар Халецкий, Люблинская уния
    Целью статьи является анализ динамики польской национальной памяти в контексте Австро-Венгерской империи второй половины XIX - начала XX вв. на базе концепта «рамок памяти» М. Хальбвакса. Основной тезис заключается в том, что польская национальная память формировалась в диалоге традиционной рамки памяти исторической Речи Посполитой и габсбургской рамки памяти Австро-Венгерской монархии. Показано, что в этой период польская история была интерпретирована многими авторами заново, с целью поиска общих, польско-габсбургских, «мест памяти».
  25. крестьянское восстание в Тамбовской губернии, антоновщина, культурная память, травма, символический ресурс
    В статье с опорой на процессно-реляционную методологию Дж. Олика, идеи К. Вульфа, А. Эрл и А. Ригни рассматриваются изменения образа крестьянского восстания под руководством А.С. Антонова. Основными источниками стали интервью с тамбовчанами и открытые материалы сети Интернет. Проанализировано влияние советского академического дискурса и трансформация образа антоновского восстания по мере расширения круга источников, изучения семейной памяти и действий, осуществляемых в рамках государственной политики памяти. Подчеркивается, что для современного образа антоновщины характерны: доминирование мифологем, эмоциональность оценок и зависимость от политических взглядов и конъюнктуры. Использование памяти об антоновщине в качестве символического ресурса и некритическое восприятие источников мешают формированию адекватного языка описания.
  26. ГУЛАГ, К.В. Флуг, воспоминания, Научный архив Коми НЦ УрО РАН, Воркута, репрессии, заключенный, индивидуальное восприятие
    В статье анализируются мемуары К.В. Флуга «Воркута – Черный остров ГУЛАГа», сохранившиеся в Научном архиве Коми научного центра УрО РАН. В них рассказывается о нахождении автора в исправительно-трудовом лагере в 1936-1947 гг. Показана трансформация мировоззрения человека под влиянием пережитых испытаний. Рассмотрено индивидуальное восприятие событий, происходящих в исправительнотрудовом лагере в эти годы. Сделан вывод о ценности выявленного исторического источника, расширяющего границы изучения феномена ГУЛАГа.
  27. Маргерит Юрсенар, французская литература XX века, мемуары, автобиография, семейная хроника, связь поколений, жанровая специфика, исторический контекст, роль автора, понятие вечности
    Статья посвящена трилогии классика французской литературы XX века Маргерит Юрсенар «В лабиринте мира», в которой писательница прослеживает историю нескольких поколений своих предков. Подробно анализируется жанровая специфика этого произведения, совмещающего в себе мемуары, автобиографию, семейную хронику, элементы исторического произведения и романа, эссеистические размышления. Рассматривается также значимость для Юрсенар таких общих понятий, как человек и его бытие, время, вечность, связь и преемственность поколений, и их отражение в ее книгах воспоминаний.

  28. НАШЕ ИНТЕРВЬЮ


  29. философия истории, историческая культура, историка, историческое сознание, историческая память, этноцентризм
    В интервью с видным немецким теоретиком истории Йорном Рюзеном затрагивается широкий круг проблем современной философии и теории истории. Рассматриваются вопросы об актуальности наследия классической и неклассической философии истории. Обсуждаются проблемы взаимодействия философов и историков в контексте исследований исторической культуры и культурной памяти. Показано, что ключевой проблемой исторических исследований продолжает оставаться этноцентризм. Обосновывается важность идеи соотношения базовых понятий теории истории как условия преодоления этноцентризма. Поднимаются проблемы преподавания истории в условиях глобализации, вопросы актуальности универсальных ценностей в обращении с травматическим историческим опытом, а также проблемы применимости в современной России немецкого опыта преодоления тоталитарного прошлого.

  30. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ


  31. безопасность, мир, ментальность, античность, историография
    В статье дан обзор основных исследовательских подходов к проблеме древнеримского восприятия безопасности в имперский период. Выделяются шесть историографических направлений, появившихся за последний век. Первое подразумевает научный поиск в нумизматическом материале. Следующие три направления относятся к таким сферам общественно-духовной жизни, как политика, религия и философия. Их развитие связано с комментированием и интерпретацией в основном нарративных текстов. Последние два направления отражают движение к объединению подходов, расширению источниковой базы, внимание к повседневной жизни квиритов. Отмечена общая тенденция к более широкому использованию историками эпиграфических памятников, а также рассмотрению древнеримского понимания защищённости в контексте развития всей античной цивилизации и поэтапной институционализации концепта «безопасность» от Древности до Новейшего времени.
  32. Община чешских братьев, Ян Благослав, Я.А. Коменский, знание, образование, педагогика, христианство, Ренессанс, гуманизм
    В статье анализируется публицистическое сочинение Яна Благослава – своеобразная апология знания, известная как «Филиппика против мисомузов». Епископ Общины чешских братьев Ян Благослав во второй половине XVI в. осуществил реформу, отказавшись от отрицания светского знания как ненужной для истинного христианина учености. На основе ренессансного знания он сблизился с доктриной христианского гуманизма протестантского типа, написал ряд учебников. Реформа Яна Благослава стала основой концепции знания, неразрывно связанного с христианским совершенствованием личности, разработанной впоследствии в педагогике Я.А. Коменского.
  33. Ян Вермеер, семья, интерьеры, глобальный мир, урок географии
    Статья представляет собой опыт интеллектуально-исторического анализа творчества великого нидерландского художника XVII века Яна Вермеера, биографического и социокультурного контекста некоторых его работ, источников вдохновения и предоставленных уроках.
  34. русская культура, европеизация, тип личности, образ
    Автор на ряде исторических, литературных и изобразительных источников петровской эпохи прослеживает формирование в России представлений о культурном человеке Нового времени, называемом тогда “политичным кавалером” или “политичной дамой”. Дается оценка внешним и внутренним составляющим этого образа, приводятся примеры человека нового типа в реальной жизни, литературе и искусстве.
  35. Британия, XVIII в., историческое знание и образование, корреспонденция, граф Честерфилд, У. Питт старший, Ф. Френсис
    История занимала существенное место в социально-политической жизни британцев. В то же время она не была специальным предметом в школах и университетах. В статье на основе изучения переписки графа Честерфилда, У. Питта старшего и Ф. Френсиса анализируется место истории в образовании детей, представления родителей и опекунов о характере и содержании знаний о прошлом, а также о предназначении истории для будущей карьеры.

  36. ХРОНИКА СОБЫТИЙ


  37. движение декабристов, история и кинематограф, фалеристика, мораль и политика, цель и средства ее достижения, история революционного движения в России, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.И. Пестель
    Фильм «Союз Спасения» стал самой ожидаемой кинопремьерой 2019 года и вызвал неоднозначные отзывы как зрителей, так и критиков. Однако никто не попытался предпринять разбор фильма, опираясь на следственные дела декабристов и мемуарные источники. Этот пробел решил восполнить автор статьи.