А.В. КАРТАШЕВ И ЕВРАЗИЙЦЫ
A.V. Kartashev and the eurasianists

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект No 18-09-00172 «В поисках Святой Руси: биография А.В. Карташева (1875–1960)».

()

Опубликовано в 70-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 112-123

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Антощенко А. В. А.В. Карташев и евразийцы // Диалог со временем. 2020. Вып. 70. С. 112-123.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/70_8


Ключевые слова: биография А.В. Карташева, евразийство, Братство Святой Софии

В статье рассматриваются взаимоотношения между известным историком Российской православной церкви А.В. Карташевым и основателями евразийского движения в среде пореволюционной российской эмиграции. Опираясь на анализ эго-документов (прежде всего, писем), автор показывает мотивы сотрудничества и причины расхождения, зависевшие в значительной степени от разногласий среди лидеров формирующегося евразийского движения. Обосновывается вывод о том, что А.В. Карташев сделал выбор в пользу объединившихся в Братство Святой Софии представителей старшего поколения религиозных мыслителей, которые, как это ни парадоксально, проявили большую склонность к творческому развитию православия, чем молодые евразийцы, вставшие на путь консервативного отстаивания религиозных догматов.


Keywords: biography of Anton V. Kartashev, Eurasian movement, Fellowship of St. Sophia

The article discusses the relationship between the famous historian of the Russian Orthodox Church A.V. Kartashev and the founders of the Eurasian movement among the Russian emigrants after the Revolution in 1917. Based on the analysis of ego-documents (first of all, letters), the author shows the motives for their cooperation and the reasons for the discrepancy that depended largely on disagreements among the leaders of the emerging Eurasian movement. As a result of a detailed review of the materials, he substantiates the conclusion that A.V. Kartashev made his choice in favor of the older generation of religious thinkers, who united in the Fraternity of Saint Sophia and, paradoxically as it sounds, manifested a greater inclination towards the creative development of Orthodoxy than the young Eurasianists who embarked on the path of conservative upholding religious dogmas.