ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ: А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ И В.И. ЛАМАНСКИЙ
Dialogue of generations: A. S. Lappo-Danilevsky and V. I. Lamansky

()

Опубликовано в 70-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 86-98

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Малинов А. В. Диалог поколений: А.С. Лаппо-Данилевский и В.И. Ламанский // Диалог со временем. 2020. Вып. 70. С. 86-98.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/70_6


Ключевые слова: А.С. Лаппо-Данилевский, В.И. Ламанский, история, философия истории, университет, Академия наук, переписка, поколения, славянофильство

В статье рассматриваются отношения двух ученых, относящихся к разным поколениям: слависта В.И. Ламанского и историка А.С. Лаппо-Данилевского. Отмечается, что они придерживались разных идеологических и философских установок: славянофильство, с одной стороны, западничество, с другой. В то же время ученых объединял обобщенный подход к истории. Философия истории Ламанского продолжала историософию славянофилов и отчасти предвосхищала историческую концепцию евразийцев. Лаппо-Данилевский, напротив, сосредоточился на разработке теоретикометодологических и гносеологических вопросов исторической науки, ориентируясь на философские учения позитивизма и неокантианства. Общей их темой стала русская история XVIII в. Сближению Ламанского и Лаппо-Данилевского способствовала совместная работа в комиссиях Академии наук. Приводится сохранившаяся переписка ученых, позволяющая отчасти проследить детали их взаимоотношений.


Keywords: Lappo-Danilevsky, Lamansky, history, philosophy of history, university, Academy of Sciences, correspondence, Slavophilism

The article analyses the relationships between two scholars belonging to different generations: V.I. Lamansky, a Slavic Scholar, and A.S. Lappo-Danilevsky, a historian. It is emphasized that they supported two different ideological and philosophical movements: Slavophilism, on the one hand, and Westernizm, on the other. At the same time, a general philosophical approach to history was the fact which united both scholars. Lamansky’s philosophy of history continued Slavophile historiosophy and partly anticipated Eurasianist historical conception. Lappo-Danilevsky was rather focused on dealing with theoretical-methodological and epistemological issues of historical scholarship by taking into consideration philosophical ideas proposed by Positivism and Neo-Kantianism. Russian 18th century history became a common research topic of both scholars. The collaboration in the Academy of Sciences Commissions also contributed to the friendship between Lamansky and Lappo-Danilevsky. The author quotes the preserved correspondence of two scholars which allows to trace partly the details of their relationships.