КОНСПЕКТ СЛУШАТЕЛЯ ИНСТИТУТА КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ ПО ИСТОРИИ, ИЛИ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ДИАЛОГА В УЧЕБНОЙ АУДИТОРИИ В 1930-Е ГГ.
The notes of lectures by student of the Institute of Red Professors (in History) or about the possibilities of dialogue in the classroom in the 1930s

()

Опубликовано в 70-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 157-170

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Из истории советской историографии

Долгова Е. А. Конспект слушателя Института красной профессуры по истории, или о возможностях диалога в учебной аудитории в 1930-е гг. // Диалог со временем. 2020. Вып. 70. С. 157-170.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/70_11


Ключевые слова: Институт Красной Профессуры, «буржуазные» профессора, лекция, коммуникация, исторический нарратив, позитивизм, марксизм

Анализируя лекционный конспект слушателя Института Красной Профессуры за 1935-1936 учебный год (конспекты лекций В.В. Струве, В.С. Сергеева, Е.А. Косминского, П.С. Дроздова, С.А. Пионтковского, С.В. Бахрушина), автор исследует саму возможность диалога в студенческой аудитории («икаписта» и «буржуазных профессоров») и делает вывод о том, что хотя исторический нарратив, созданный преподавателями ИКП, соответствует идеологическим требованиям власти и написан в рамках марксистской методологии, с некоторым (незначительным) использованием цитат классиков марксизма-ленинизма, «полемически заострен» против представителей буржуазной историографии, а тематика исследования выбрана с учетом классового подхода, в исследовательской методике, подходе к объекту изучения, а также в организации и атрибутике дидактических текстов преподаватели Института Красной Профессуры отчасти воспроизводят классический позитивистский вариант науки.


Keywords: Institute of Red Professors, "bourgeois" professors, lecture, communication, historical narrative, positivism, Marxism

The article explores a curious source of personal origin such as the notes of lectures by student of the Institute of red professors (in History) for the 1935-1936 academic year. Analyzing the lectures of Vasiliy Struve, Vladimir Sergeev, Evgeniy Kosminsky, Petr Drozdov, Sergey Piontkovsky, Sergey Bakhrushin, the author examines the possibility of a dialogue in IKP (between the "Icapists" and "bourgeois professors") and concludes that although the historical narrative created by the teachers of the IKP was written in the framework of Marxist methodology, inside the citations of the classics of MarxismLeninism, its metodological approach, as well as the organization and attributes of didactic texts partly reproduce the classic positivist version of science.