УЧЕНИЕ ЯНА БЛАГОСЛАВА О ЗНАНИИ КАК ОСНОВА РЕФОРМЫ ОБЩИНЫ ЧЕШСКИХ БРАТЬЕВ И ПЕДАГОГИКИ Я.А. КАМЕНСКОГО
Jan Blahoslav’s doctrine of knowledge as the base of the reform of the Community of Brethren and Comenius’ pedagogy

Статья написана при поддержке РФФИ, проект No 17-06-00075 («Неизвестные в России страницы научного наследия Яна Амоса Коменского»).

()

Опубликовано в 70-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 376-385

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Исторические очерки

Мельников Г. П. Учение Яна Благослава о знании как основа реформы Общины чешских братьев и педагогики Я.А. Каменского // Диалог со временем. 2020. Вып. 70. С. 376-385.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/70_26


Ключевые слова: Община чешских братьев, Ян Благослав, Я.А. Коменский, знание, образование, педагогика, христианство, Ренессанс, гуманизм

В статье анализируется публицистическое сочинение Яна Благослава – своеобразная апология знания, известная как «Филиппика против мисомузов». Епископ Общины чешских братьев Ян Благослав во второй половине XVI в. осуществил реформу, отказавшись от отрицания светского знания как ненужной для истинного христианина учености. На основе ренессансного знания он сблизился с доктриной христианского гуманизма протестантского типа, написал ряд учебников. Реформа Яна Благослава стала основой концепции знания, неразрывно связанного с христианским совершенствованием личности, разработанной впоследствии в педагогике Я.А. Коменского.


Keywords: Unity of Brethren, Jan Blahoslav, Comenius, knowledge, education, pedagogy, Christianity, Renaissance, humanism

The bishop of the Сommunity of Brethren Jan Blahoslav in the second half of the 16th c. carried out the reform that changed the Brethren’s attitude to knowledge. He refused to condemn civil knowledge as useless for the true Christian. On the base of the Renaissance ideas he had drawn together Christian Humanism of the protestant type and had write several manuals. This article analyses “Filipika proti misomusům” by Blahoslav as the knowledge apologetic text. Blahoslav’s reform became the base of a new concept of knowledge for Czech utraquist society. This idea would have been elaborated in future by Comenius in his “Didactica”.