ФЕНОМЕН СУГГЕСТИИ И КОНТРСУГГЕСТИИ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИИ ГЛАЗАМИ ПИСАТЕЛЕЙ
Phenomenon of a suggestion and countersuggestion of wars and revolutions in the eyes of writers

Памяти ушедших из жизни ученого-естественника Ивана Николаевича Андронова и ученого-обществоведа Анатолия Васильевича Дмитриева посвящается.

(), ()

Опубликовано в 70-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 23-40

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: История и теория

Задорожнюк Э. Г., Задорожнюк И. Е. Феномен суггестии и контрсуггестии войн и революции глазами писателей // Диалог со временем. 2020. Вып. 70. С. 23-40.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/70_2


Ключевые слова: исторический феномен, социальные процессы, суггестия, контрсуггестия, революционаризм, провокация, войны, революции

Доказывается востребованность понятий суггестия и контрсуггестия, введенных в дискурс общественных наук Б.Ф. Поршневым; дается их расширенное определение в русле междисциплинарного подхода. Обосновывается настоятельность новых моментов в оценивании событий Отечественной войны 1812 г. и Октябрьской революции 1917 г. Дана трактовка романа «Война и мир» Л. Толстого и трилогии М. Алданова «Ключ», «Бегство», «Пещера» как исторических источников в ракурсе диалектики суггестии и контрсуггестии. Эта трактовка, в частности, базируется на концепте постнеклассического типа научной рациональности (В.С. Степин), предполагающем привлечение всех видов знания к объяснению природы и сути исторических феноменов, не схватываемых уже устоявшимися познавательными процедурами.


Keywords: historical phenomenon, social processes, suggestion, countersuggestion, revolutionism, provocation, wars, revolutions

The article explores the urgency of new moments in evaluating the events of the Patriotic War of 1812 and the October Revolution with the use of the potential of the concepts of “suggestion” and “counter-aggression” that has not been used to the full. With this in mind, the interpretation of the novel “War and Peace” by L. Tolstoy and M. Aldanov’s trilogy “The Key”, “Flight”, and “The Cave” are given as full-fledged historical sources from the perspective of the dialectic of suggestion and counter-suggestion. In particular, this interpretation is based on the concept of a post-non-classical type of scientific rationality (V. Stepin), which implies the involvement of all types of knowledge to explain the nature and essence of historical phenomena that are not grasped by established cognitive procedures, including such a source as works of fiction. The demand for the concepts of “suggestion” and “countersuggestion”, which the historian B. Porshnev brought into the discourse of social sciences, is demonstrated; given their extended definition in line with the interdisciplinary approach.