«И.В. СТАЛИН ЧИТАЕТ ПИСЬМО В.И. ЛЕНИНА»: ВИЗУАЛЬНЫЕ НАРРАТИВЫ В СОВЕТСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 1930–1950-Х ГГ.
‘Joseph Stalin reads a letter from Vladimir Lenin’ visual narratives in the Soviet art of the 1930s-1950s

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта No 18012-00540.

()

Опубликовано в 70-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 219-234

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Перекрестки интердисциплинарности

Руцинская И. И. «И.В. Сталин читает письмо В.И. Ленина»: визуальные нарративы в советском изобразительном искусстве 1930–1950-х гг. // Диалог со временем. 2020. Вып. 70. С. 219-234.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/70_15


Ключевые слова: советское искусство, визуальный нарратив, интертекстуальность, Сталин, мотив чтения письма

Миф о нерушимом единстве двух вождей был важнейшей составляющей советской культуры сталинской эпохи. Деятельное участие в его формировании принимало изобразительное искусство. Визуальные репрезентации различных эпизодов из истории взаимоотношений Ленина и Сталина требовали использования разных стратегий. В ситуации, когда изображаемый сюжет, например, сюжет «чтение письма», имел многовековую традицию художественных воплощений, использовались стратегии, призванные отсекать интертекстуальное восприятие, контролировать визуальную память, редуцировать смыслы произведения. Их анализу на примере известного сюжета о заочном (по переписке) знакомстве двух вождей посвящена данная статья.


Keywords: Soviet art, visual narrative, intertextuality, Stalin, the plot ‘reading a letter’

The myth of the unbreakable unity of the two leaders was an important component of the Soviet culture of the Stalin era. The fine art actively participated in its formation. Visual representations of various episodes from the history of the relationship between Lenin and Stalin required the use of different strategies. If the depicted plot had an established artistic tradition in the past, the artists used visual strategies that ruled out the intertextual perception and disambiguation, while controlling visual memory. The article analyses these strategies based on the example of a well-known plot of acquaintance by correspondence between the two leaders.