АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ КАРТАШЕВ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕФОРМАТОР (1903–1910-Е ГГ.)
Anton Vladimirovich Kartashev as a religious reformer (1903–1910s)

Подготовлено при поддержке РФФИ. Проект No 18-09-00172 «В поисках Святой Руси: биография А. В. Карташева (1875–1960)».

()

Опубликовано в 70-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 99-111

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Воронцова И. В. Антон Владимирович Карташев как религиозный реформатор (1903–1910-е гг.) // Диалог со временем. 2020. Вып. 70. С. 99-111.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/70_7


Ключевые слова: Антон Владимирович Карташев, религиозный реформатор, «неохристианство», церковь и государство

Статья предваряет публикацию писем А.В. Карташева, датировка которых охватывает первую часть его интеллектуальной биографии: от вступления в ряды адептов «нового религиозного сознания» до становления как церковного реформатора. Его интеллектуальные искания иногда обобщают под не конкретизирующими их философскими понятиями, или же покрывают пиетическим флером. Действительные мотивы его «реформаторства» можно определить через системный анализ источников 1903– 1910-х гг., и главные из них – его корреспонденция. Сопоставление ее с позицией, высказанной в печати и Петербургском религиозно-философском обществе, дает полноту картины исканий и творчества А.В. Карташева как историка Русской и вселенской церкви, принадлежность к которым он остро ощущал.


Keywords: Anton Vladimirovich Kartashev, religious reformer, “non-Christianity”, Сhurch and state

The article precedes the publication of letters of A.V. Kartashev, dating of which covers the first part of his intellectual biography: from joining the ranks of adherents of the “new religious consciousness” to becoming a church reformer. His intellectual claims are sometimes generalized under philosophical concepts that do not specify them, or are covered with a pietic flair. The real motives of his “reformism” can be clarified through a systematic analysis of the sources of the 1903-1910s, and the main ones are his correspondence. A comparison with his views expressed in the press and the St. Petersburg religious and philosophical society provides a complete picture of the searches and creative work of A.V. Kartashev as a historian of the Russian and Ecumenical Church, of which he acutely felt belonging.