Год выпуска: 2022
Страниц: 448
ISSN: 2073-7564
Содержание выпуска
- новая локальная история, источниковедение местной истории, советское обществоведение, интеллектуальная биографияСтатья посвящена интеллектуальной биографии и основным вехам научно-образовательной деятельности российского историка, специалиста в области источниковедения и методологии истории Тамары Александровны Булыгиной. В материале статьи представлен вклад Т.А. Булыгиной в развитие новой локальной истории, интеллектуальной истории и источниковедение местной истории. Авторы показывают высокий теоретический уровень научных достижений юбиляра, а также подчеркивают то, что все теоретические наработки практически опробованы Т.А. Булыгиной, в том числе в образовательном процесс.
- историзм, историцистские основания, философия истории, история, история психологии, новая история, нарративСтатья анализирует специфику современных исследований историзма в гуманитарных науках. Выделяются основные дискуссионные темы и мишени критики, продуктивные стратегии, которые развиваются с опорой на обсуждение проблемы историзма. Подчеркивается, что современная ситуация критики историзма может быть описана как критика оснований. Историческая наука обращается от обобщения и констатации кризиса историзма к конкретизации понятия и разъяснению следствий, поднимает проблемы историцистски укорененного мировоззрения. Для каждой из гуманитарных наук значимым становится установление связи с историей, а проблема историзма выступает полем обмена методологическими новшествами.
- миф, квази-миф, мифологический паттерн, культура, мировосприятие, аналитика, мифопоэтикаРассмотрение мифа как типа мировосприятия позволяет объяснить антропологическую необходимость мифа, проявляющуюся в его «вездесущности», и различить терминологически различные типы мифов, появляющихся при доминировании того или иного типа мировосприятия. Автор проводит различение между аналитическим и мифопоэтическим типами мировосприятия, анализирует основные характеристики мифопоэтического типа мировосприятия, особенности проявления инобытия мифа в аналитической культуре и обществе. Делается вывод о неустранимости мифологического как необходимого элемента человеческого мировосприятия и культуры, устанавливается различение между собственно мифами, характерными для мифопоэтической культуры, и квази-мифами, существующими в культуре аналитического типа.
- мемориальный дискурс, политический дискурс, процедура реконструкции, идентичность, свидетельства очевидцев, концепт, мотивация поведения, общественные настроенияВ статье фокус внимания направлен на оценку в современном мемориальном историографическом дискурсе и в практиках реконструкций идентичностей познавательных возможностей «реляций очевидцев от власти» как отраженной исторической памяти о первом для российского общества опыте реализации права выбора своих индивидуальных, групповых и коллективных преференций в историческом контексте драматических перемен первого десятилетия ХХ века. Центральным в по-вестке методологических дискуссий является вопрос о роли чувственного восприятия исторического факта-события, его «видения», запечатленного в свидетельствах очевидцев, в новой оптике, новых субъективных измерениях для формирования знания об этом факте, то есть «ведения» о нем, как результата процедуры познания исторического факта историком в исследовательских практиках. Экземплификацией подобных практик является предложенная автором статьи реконструкция общественных настроений и мотиваций в процессе самоидентификации в российском обществе на основе интерпретации «видения», зафиксированного в текстах очевидцев, свидетелей и участников.
- античная эпистолография, жанр, концепция категоризации, Людвиг Витгенштейн, теория прототиповВ статье рассматриваются подходы западных ученых к характеристике и определению места эпистолярного жанра среди остальных типов текста. Анализируются новейшие исследования древней эпистолографии, опирающиеся на три главные концепции категоризации: классическую, концепцию «семейного сходства» Л. Вит-генштейна и теорию прототипов. Применение подходов из философии и когнитивной лингвистики позволяет ученым по-новому взглянуть на древние письма.
- интеллектуальная история, Запад, Россия, Восток, европейско-азиатское пространство, раннеевразийская тенденция, идентичность, интеллектуальный контекстСтатья посвящена соотношению интеллектуальной истории и истории общественной мысли как областей исследования (в ситуации тренда на контекстуализацию и познание проблемных «длинных линий»). Рассмотрено состояние изученности истоков евразийской интеллектуальной тенденции (через проблематику идентичности и своеобразия исторического российского и сопредельного пространства) в отечественной общественной мысли второй половины XIX – начала XX в. Поставлен и обоснован вопрос о необходимости исследования проблемы становления и развития раннеевразийской интеллектуальной тенденции, взятой в трех параллельных контекстах – славянском, туранском, сибирском.
- славянофильство, Ламанский, немецкая наука, славянство, антагонизм, романо-германский мир, греко-славянский мирВ статье рассматриваются взгляды крупнейшего отечественного слависта академика Владимира Ивановича Ламанского на немецкую науку. Ламанский относил себя к славянофильскому направлению в русской философии, был создателем учения о трех цивилизационных мирах, для него было характерно антагонистическое восприятие европейской культуры. Определение греко-славянского мира, частью которого является Россия, он дает через противопоставление романо-германскому миру или Европе. Показано формирование негативного образа европейской (немецкой) науки у Ламанского: от непосредственного знакомства с Германией во время научных командировок до несогласия с распространенной в Германии точкой зрения на Россию и славянство. Указаны основные моменты критики Ламанским немецких ученых: опровержение сравнения славян с женщинами, неграми, кельтами, рассуждения о ту-ранстве русских, признание славян низшей расой и т.п. Делается вывод, что отрицательное отношение Ламанского к немецкой науке было вызвано политизацией славянского вопроса, стремлением немецких ученых обосновать неизбежность подчинения славян немцам, отказ славянам в возможности создать самобытную культуру.
- теология, природа, вечный закон, естественный закон, воля, разумСтатья посвящена правовой концепции Ф. Суареса (1548–1617). Главной задачей Суареса было доказательство божественного происхождения всех законов. Он обосновал включение в предмет теологии вопросов права. При определении понятия закона Суарес разграничил моральный закон (закон в строгом смысле слова) от законов неживой и неразумной природы (законы в метафорическом смысле). Вечный закон пребывает в самом Боге. Вовне он воплощен в божественном естественном законе и открывается человеку естественным светом разума. Обязательная сила естественного закона исходит из божественной воли. Материальным источником закона являются разум и воля.
- Уолтер Липпман, Прогрессивная эра, новый либерализм, корпоративный либерализм, политическая философияВ статье анализируется книга американского политического теоретика Уолтера Липпмана «Дрейф и мастерство» как диагностическая и одновременно политико-философская работа, призванная теоретически ответить на исторические вызовы, с которыми столкнулись США в Прогрессивную эру. Определены общие и различные черты политического мышления Липпмана и других теоретиков американского прогрессизма. Автор показывает, что культурно-политический проект Липпмана, описывающий и защищающий ключевые положения корпоративного либерализма, был ситуативной потребностью теоретика обосновать необходимость коллективистских форм организации нового социально-экономического порядка в США после распада традиционных институтов и разложения морали обычая.
- Смирнов А.А., кельтология, средневековая Ирландия, артуровский цикл, медиевистикаВ фокусе статьи находится кельтологический аспект деятельности известного филолога, переводчика, редактора Александра Александровича Смирнова (1883–1962). В отличие от исследований биографического вектора автор анализирует трансформацию теоретического базиса концепций Смирнова о классификации, дефиниции, особенностях кельтских литератур, их контактами с континентальной традицией. Отдельное внимание уделено внутренней рефлексии ученого относительно процессов глобальной кельтологии, достижений отечественных и зарубежных коллег. Использованы данные из архивов РО ИРЛИ РАН, ЦГАЛИ СПб., фондов РНБ, материалов, предоставленных кельтологами Г.В. Бондаренко и проф. Т.А. Михайловой.
- Эмиль Людвиг, «Исторический журнал», историческая беллетристика, Веймарская республика, историческое сообщество, кризис историзмаСтатья посвящена рассмотрению противостояния профессионального сообщества немецких историков и одного из наиболее популярных исторических беллетристов первой половины XX века – Эмиля Людвига. Демонстрируется как устоявшиеся нормы профессионального сообщества в новых исторических условиях «кризиса историзма» предопределили поведение ученых-историков. Анализируется специальный номер «Исторического журнала» целиком посвященный диффамации популярной исторической биографии и писателей-беллетристов. Автор считает, что профессиональные историки в конкурентной борьбе за монополию на интерпретацию немецкой истории упустили прекрасный шанс вернуть к себе внимание массового читателя и начать разговор о назревших теоретико-методологических переменах.
- историзм, историография, Кит Дженкинс, Алан Манслоу, постмодернизм, историческая эпистемологияСтатья обращается к творчеству Кита Дженкинса и Алана Манслоу, с именами которых связана имевшая значительный резонанс программа реформирования академической историографии. Идеи этих авторов получили широкое распространение и долгое время представлялись потенциально революционизирующими благодаря эф-фективному сочетанию актуальных теоретических демаршей и академической практики, привлекающей молодых исследователей, стремящихся к отходу от идеологически окрашенной традиции историописания. Вместе с тем, принятие идей, исповедуемых Дженкинсом и Манслоу, в пространстве британской исторической науки объясняется сочетанием двух существенных факторов: во-первых, значительным сходством ряда постмодернистских установок, касающихся дискурсивных стратегий и вообще языка историка, с концепциями «лингвистического поворота» и деятельностью таких авторов, как Х. Уайт, а во-вторых, политической конъюнктурой в Великобритании рубежа тысячелетий, обеспечившей благоприятную почву для принятия «французской теории». Объясняя причины критической реакции на теоретическую и практическую деятельность Дженкинса и Манслоу в последнее десятилетие, автор выдвигает тезис об имплицитном принятии британской исторической наукой ряда привнесенных ими установок, сделавшихся частью ассоциирующегося с традицией теоретического дискурса, показывая, что за отказом от тех идей, которые пропагандировали эти авторы, в действительности скрывается их частичное усвоение, что открывает новую перспективу в истории историографии.
- история медицины, историческая эпидемиология, антропологический поворот, пандемия, историография и методологияВ статье рассматривается эволюция историографии и методологии истории медицины от антропологического поворота прошлого века до эпидемиологического поворота современности. История медицины долгое время писалась врачами-«труэнтами». В 1970-е гг. в связи с антропологическим поворотом появляются «новая история ме-дицины» и «медицинская антропология», происходит расширение «профессиональной базы» историков медицины: помимо медиков на эту область исследований стали все больше претендовать в широком смысле «антропологи», в т.ч. археологи, социологи, философы, этнологи, демографы, культурологи, психологи, литературоведы, феминистки и журналистки. Со временем и историки подключились к исследованиям по социальной истории медицины. История эпидемий долгое время рассматривалась как составная часть истории болезней или (еще шире) истории медицины. Но именно антропологическое измерение истории демонстрирует особенности изучения истории эпидемий. Публикации последних двух-трех лет в отечественной историографии свидетельствуют о вспышке интереса к исторической эпидемиологии и формировании в ее русле нескольких пересекающихся тематических полей.
- Н.И. Кареев, Э.Д. Гримм, В.А. Мякотин, П.М.Бицилли, Софийский университет, Петербургский университет, новистика, историческая наука, историческое образованиеНа примере деятельности российских историков – преподавателей новой и новейшей истории Софийского университета в конце XIX – первой половине XX в. авторы прослеживают зарождение и особенности болгарской новистики. Связующим звеном в поисках уточнения пространственно-временных характеристик русской исторической школы стала личность Николая Кареева. В фокусе внимания авторов – круг его учеников, соратников, друзей, а также болгарские коллеги и общественные деятели.
- советская историческая наука, М.Д. Присёлков, А.И. Андреев, докторская диссертация, диспут, источниковедениеСтатья посвящена становлению советской диссертационной системы (1930-е гг.). В основе авторской гипотезы находится представление о том, что советская диссертационная система выросла из дореволюционного опыта присуждения ученых степеней. Апробация гипотезы осуществлена на примере диссертационных историй М.Д. Присёлкова и А.И. Андреева – историков, чье вхождение в научное сообщество началось в досоветский период, а достижение высшей ученой степени доктора наук произошло на рубеже 1930–1940-х гг. Научные пути историков позволяют не только оценить степень преемственности /разрыва советской диссертационной системы по отношению к дореволюционному опыту, но и проследить формирование и обновление научных концепций историков в области источниковедения.
- Академия общественных наук при ЦК КПСС, советская историческая наука, подготовка историков, аспирантура, отечественная история, всеобщая история, история коммунистического и рабочего движенияСтатья посвящена анализу деятельности Академии общественных наук при ЦК КПСС по производству и трансляции исторического знания в 1940–1950-е гг. На примере работы кафедр истории СССР и всеобщей истории показаны специфика и механизмы изучаемого процесса.
- советская историческая наука, диссидентское движение, «идеология профессионализма», В.П. Данилов, П.И. ЯкирРабота подготовлена на основе как опубликованных, так и ранее не вводившихся в научный оборот источников. Впервые привлекаются документы обсуждения весной 1968 г. П.И. Якира в Институте истории АН СССР, отложившиеся в Научном архиве ИРИ РАН. Указывается, что грань между профессиональными историками и диссидентами часто была размытой и подвижной. В статье предлагается скорректировать «диссидентский миф», разделяющий историков на «официальных» и «независимых». Признавая возможность применения концепции «идеология профессионализма» для понимания проблемы, делается вывод, что «идеология профессионализма» включала различные компоненты, актуализируемые учеными в зависимости от их личных качеств и мировоззренческих установок. Также она мешала налаживанию тесных контактов между историками-шестидесятниками и историками-диссидентами, поскольку первые выставляли «профессиональный барьер», требующий владения арсеналом навыков научного исследования.
- национальное строительство, нация, Пьемонт, Италия, Французская революция, республиканцы, якобинизм, патриотизмСтатья посвящена рассмотрению концепта «нации» в политической франко-итальянской публицистике Пьемонта периода Французской революции и французской оккупации. Анализ публицистики 1799 - начала 1800-х гг. показывает, что в дискуссии о судьбе Пьемонта активно участвовали как радикальные, так и умеренные республиканцы, члены различных клубов и обществ. Идея французского правительства и части итальянских республиканцев о присоединении Пьемонта к Французской республике вызвала мощное сопротивление среди интеллектуалов. «Патриоты» 1799 г. рассматривали создание особой Пьемонтской республики как часть проекта будущего объединения Италии. Они обосновывали суверенитет «пьемонтской нации» или «субальпийского народа», апеллируя к чувству местного патриотизма, национальному характеру, языку, истории, традициям и вере. Анализируется влияние, которое оказали пьемонтские интеллектуалы конца XVIII в. на становление традиций политического партикуляризма и местного национализма в революционный период. Отмечается, что идея особой «пьемонтской нации» получила развитие и в публицистике эпохи Наполеоновского господства в Италии.
- Александр II, памятник, Самара, коммеморация, коммеморативный нарратив, «места памяти», история памятиВ статье исследуются процесс мемориализации императора Александра II в Самаре в 1880-е гг. На основе документов Центрального государственного архива Самарской области выявлены инициаторы и их мотивы, выделены этапы создания «места памяти» и реконструировано содержание коммеморативного нарратива. Открытие памятника состоялось в 1889 г. и было вписано в общероссийский процесс мемориализации Александра II. Коммеморативный нарратив включал сюжеты социально-экономического развития России и региона, укрепления государства и армии, расширения границ империи, а также идеи панславизма. Сооружение памятника стало попыткой локального сообщества выйти на общеимперский уровень и создать мемориал всероссийского значения.
- Образ России как элемент национального воспитания в Русском зарубежье 1920–1930-х гг (И. А. БУЛАТОВ)национальная идентичность, национальное воспитание, русская эмиграция, белое движение, школа, скаутинг, В.В. ЗеньковскийАвтор рассматривает роль образа России в построении национальной идентичности у молодёжи эмиграции «первой волны» (1920–1930-е гг.). Данный образ рассматривается, как с позиции детей, так и со стороны педагогов, пытавшихся направлять процесс конструирования идентичности у своих подопечных. На основе анализа педагогических и публицистических изданий эмиграции «первой волны» и сочинений самих детей выявлены ключевые аспекты восприятия России детьми русского зарубежья (золотой век – позор и разорение – возвращение и возрождение). Сделан вывод, что эффективность образа России в конструировании национального самосознания определялась тем, что он апеллировал одновременно и к прошлому, и к будущему нации.
- персидский исторический роман, нация, Конституционная революция, историографияВ статье обсуждается, как идентичности конструируются и текстуально артикулируются через исторические романы, которые переносят прошлое в настоящее и связывают национальную идентичность людей с воспоминаниями о предках, со славным прошлым своего народа. Возникновение исторического романа в Иране совпало с иранской Конституционной революцией 1906 года, которую многие критики и историки приветствовали как важное время социально-политического пробуждения, которое способствовало защите культурного наследия прошлого и подъему национального самосознания. Историография предоставила иранским писателям плодородную почву для восстановления чувства национальной идентичности. Цель данной статьи – показать, как в персидских исторических романах выдвигаются на первый план симбиотические отношения между памятью и идентичностью, и раскрыть национальное значение этих текстов.
- Римская империя, христианство, Северная Африка, эпидемия, Киприан КарфагенскийСтатья посвящена реакции городской среды на христиан в период эпидемий и бедствий. В частности, предпринята попытка связать эпидемию середины III в., известную как Чума Киприана, с усилившимися антихристианскими преследованиями. Автор обращает внимание на городские конфликты, которые разгораются в разных городах Империи, и делает предположение что обострившиеся нападки язычников на христиан были спровоцированы подозрением в виновности перед богами, насылающими бедствия. При этом очевидно, что имперские власти и власти городские преследуют разные цели. Последние ориентированы в большей степени на умиротворение городской среды через осуждение «безбожных» христиан, в то время как имперское правительство вынуждено ориентироваться на экономическую эксплуатацию верующих и конфискации дабы возместить потери, которые принесла эпидемия. В этой ситуации Церковь демонстрирует лояльность именно на местном уровне, помогая жителям городов и демонстрируя любовь к ближнему.
- республика Флоренция, партия гвельфов, цехи, Парламенто, БалииВ статье идет речь об особенностях восприятия социально-политических перемен флорентийскими гражданами в последней четверти XIV – начале XV в., когда была свергнута диктатура партии гвельфов, поставлен предел режиму младших цехов, и городское общество вернулось к республиканским порядкам, достигнув относительного равновесия участвующих в управлении структур – старших и младших цехов, а также вернувшихся в город архигвельфов. Это отразилось в восприятии граждан, как достижение социумом относительной гармонии в процветающем, добившемся значимых внешнеполитических успехов городе. Далее исследуется «цена победы»: ограничение норм флорентийской демократии в пользу формирующегося олигархического строя.
- Русское государство XVI в., Золотая Орда, чуваши, Иван IV, жалованные грамоты за золотой печатьюРассматривается один из эпизодов Казанского похода 1551 г., когда чуваши Горной стороны били челом Ивану IV в подданство и просили выдать им жалованную грамоту, скрепленную золотой печатью. Делается предположение, что традиция подобных документов уходит корнями в период Монгольской империи, когда наместник получал ярлык и пайцзу, которая в рассматриваемом сюжете превращается в «золотую» печать. С завоеванием Казанского ханства московские государи наследовали часть прерогатив ордынских падишахов. В частности, теперь они в Москве стали выдавать подобные документы и тем самым создали правовые условия для органичного вхождения вновь присоединенных территорий в состав Русского государства.
- пророчества о Константинополе, «Хрисмологион», Газский митрополит ПаисийВ статье анализируются русские переводы XVII в. пророчеств о Константинополе и о возрождении Греческого государства. Особое внимание автор уделяет криптограммам, обретенным по преданию на гробнице Константина Великого и расшифрованным Константинопольским патриархом Геннадием Схоларием, а также традиции, согласно которой освободитель греков «русый род» (ξανθὸν γένος) ассоциируется с русским народом не только в славянских, но и в греческих текстах. К уже известным сочинениям такого рода автор добавляет не публиковавшееся ранее толкование этого предсказания, принадлежащее Газскому митрополиту Паисию. Паисий Лигарид известен как автор сборника пророчеств («Хрисмологион»), одна из глав которого посвящена русской истории.
- Даниэль Дефо, Лондон, уличная преступность, «общее благо»В статье рассматривается сочинение Д. Дефо «Вторые мысли лучшие: или дальнейшее совершенствование предыдущей схемы предотвращения уличных разбоев», вышедшее в свет под псевдонимом Эндрю Моретон в начале 1729 г. Здесь Дефо анализирует причины роста преступности на улицах Лондона в 20-х гг. XVIII в. и рассматривает пути ее искоренения посредством реформирования института ночной стражи. Дефо показывает бедность, пьянство, спекуляцию в качестве основных источников разгула столичного преступного мира, а также создает целостный проект общественного реформирования на основе концепции «общего блага» с опорой на идею «политического тела», или взаимосвязанности всех членов общества в процессе достижения всеобщего благополучия, или «commonwealth».
- американское Просвещение, Американская революция, история театра, классический республиканизмТеатр в культуре американского Просвещения представлял собой идеологическую проблему. Как федеральные власти США, так и отдельные штаты издавали антитеатральные запреты. Дискуссии вокруг театра продолжались на протяжении десятилетий. Цель данной статьи – вписать дебаты вокруг театра в контекст классической республиканской идеологии в США.
- Российская империя, Северокавказский край, горские народы, женское образование, благотворительная деятельностьВ статье рассматривается история женского образования на Северном Кавказе, где до второй половины XIX в. не было упорядоченной системы женского образования, оно носило частный характер и в национальных областях имело особенности, от-раженные в адатах и шариате. Автор анализирует роль благотворительности в развитии женского образования в регионе. Делается вывод о том, что начальный период становления женского образования, с учетом потребностей и особенностей нового региона Российской империи, был связан с активной деятельностью Русской православной церкви, частных благотворителей и отдельных обществ.
- Индия, Япония, образование, модернизация, Индийское Возрождение, реформы Мэйдзи, конфуцианские ценности, национализм, милитаризмВ статье рассматривается распространение западных моделей образования в Индии и Японии во второй половине XIX – начале XX в. Реформа образования, затрагивавшая как организационную составляющую, так и содержание учебных программ, бы-ла важным этапом в процессе модернизации. Несмотря на сходство задач, стоявших перед двумя странами, модернизационные процессы в сфере образования в каждой из них имели свою специфику, обусловленную социокультурной и политической ситуацией. Инициатива модернизации образования в Индии исходила как от колониальной администрации, заинтересованной в подготовке чиновников, так и со стороны нарождавшейся национальной интеллигенции, представители которой считали распространение западных знаний средством для освобождения от колониальной зависимости. В Японии основным двигателем преобразований стало новое правительство, сделавшее упор на развитие школьного образования. Для его реформирова-ния были выбраны наиболее подходящие для страны элементы систем образования ведущих западных стран. Это принесло весьма впечатляющие результаты, но усилившиеся в конце XIX в. националистические и милитаристские настроения напрямую отразились на приоритетах образования и его переориентации на традиционные конфуцианские ценности, что привело в итоге к превращению школы в аналог подготовительной фазы для молодых людей к вступлению в ряды японской армии.
- Русская эмиграция, дети, образование, «русская акция помощи», А.В. Жекулина. ЧехословакияСтатья посвящена деятельности Аделаиды Владимировны Жекулиной в эмигрантский период ее жизни и ее вкладу в создание системы образования Русского Зарубежья. На основе найденной в ГА РФ переписки А.В. Жекулиной с С.В. Паниной и других архивных и опубликованных документов анализируется ее организационная, педагогическая, научная, просветительская, воспитательная и публицистическая деятельность, усилия по сплочению русской эмигрантской колонии в Чехословакии.
- темпоральные режимы, презентизм, политика времени, пространство опыта, горизонт ожиданийСтатья представляет собой рецензию на книгу Г. Янсена «Скрытые внутри историзма: темпоральные режимы после 1700 г.» Вступая в полемику с лидерами теоретической историографии рубежа XX–XXI вв. Р. Козеллеком и Ф. Артогом, Янсен ставит под вопрос гомогенность устремленного в будущее (по мнению Козеллека) темпорального режима модерна и выделяет как минимум четыре разных его модификации. Во-вторых, Янсен оспаривает радикальный разрыв современного «презентистского» темпорального режима с историзмом XIX в. и убедительно показывает гибридизацию или переплетение его модификаций в современном историописании. Кроме того, он подчеркивает важность социального измерения историографической полемики и ее неразрывную взаимосвязь с ростом алармистских настроений и неопределенности в современном мире. В этом контексте вопрос о соотношении пространства исторического опыта и горизонта ожиданий приобретает новую актуальность.
- социальная история, исследования культуры, общество потребления, двойная связь, презентизмВ статье рассматривается концепция консьюмеризма П. Стернса. Анализируются этапы формирования общества потребления и консьюмеристской культуры; обозначаются социальные группы, выступавшие инициаторами данных изменений. Проблематизируются современные противоречия общества потребления: исчерпание его экономического потенциала, растущий разрыв между доходами высшего и низшего класса, кризис модели «догоняющего развития», подчинение будущего ин-тересам настоящего (презентизм). Важная часть анализа этих противоречий у Стернса – выявление тех социальных групп, которые выступают за сохранение общества потребления или его ограничение. Показано, что в современном обществе консьюмеризм становится, с одной стороны, главным терапевтическим средством, позволяющим справиться с растущими индивидуальными и коллективными рисками, с другой – источником структурных противоречий в социокультурной сфере.
- А.В. Карташев, Святая Русь, Свято-Сергиевский православный богословский институт в ПарижеПубликуются письма известного историка, богослова, государственного и общественного деятеля к его другу, переехавшему незадолго до этого из Франции в США. Письма хранятся в Бахметевском архиве Колумбийского университета. Главное место в них отведено характеристике условий публикации книги А.В. Карташева «Воссоздание Святой Руси», что позволяет четко воспроизвести организационно-финан-совый контекст ее выхода в свет. В предисловии к публикации отмечается важность для понимания замысла и значения содержания книги общественно-политического, церковно-религиозного и академического контекстов, лишь намеченных в письмах. Среди других тем корреспонденции, значимых для изучения истории Свято-Сергиев-ского богословского православного института и биографии А.В. Карташева, публикатор выделяет изменение состава учащихся в институте и его роль в подготовке свя-щенников для православных церквей, а также вакации историка, использовавшиеся им для написания итоговых книг по истории Русской православной церкви и о Вселенских соборах. Особо отмечается мемориальное осмысление историком прошлого института, с которым оказалась неразрывно связанной его судьба в эмиграции.