73-й выпуск журнала „Диалог со временем“

Вернуться на главную страницу журнала
Загрузить PDF(PDF)-версию 73-го выпуска
Номер выпуска: 73
Год выпуска: 2020
Страниц: 462
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ИДЕИ И ЦЕННОСТИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН


  1. Гоббс, Кларендон, общественный договор, страх, власть, государство, индепенденты
    В статье рассмотрены аспекты взаимоотношений и взглядов двух выдающихся английских интеллектуалов XVII века Томаса Гоббса и Эдварда Хайда (первого графа Кларендона). Политическое учение, разработанное в сочинениях Гоббса, самым знаменитым из которых является «Левиафан», провозглашало законность всякой власти, в том числе основанной на завоевании, и полное право суверена на жизнь и собственность подданного. Одним из первых критиков был Кларендон, который в «Кратком обзоре и исследовании опасных и вредных для церкви и государства ошибок в книге мистера Гоббса» указал на искусственный и механистический характер идеологических построений своего оппонента. В статье внимание обращено на общие черты и различия в биографиях двух мыслителей, предопределившие их интеллектуальное противостояние, на глубокие отличия в понимании природы человека и взаимоотношений между людьми. Опираясь на подходы кембриджской школы, автор акцентирует значение контекста в конструировании и восприятии политической риторики, что подтверждается примером Гоббса, учение которого воспринималось как защита Карла I в 1640-х., как обоснование законности республики индепендентов и протектората в 1650-х, как выражение лояльности реставрированной монархии Стюартов в 1660-х гг. Автор заключает, что критическая оценка Кларендоном учения Гоббса нашла продолжение в просветительской идеологии, обосновывавшей концепцию народного суверенитета.
  2. Вильгельм III Оранский, Роберт Бойль, Джозеф Уильямсон, Джон Тиллотсон, Роберт Спенсер, Божественное право королей
    Локк был лояльным подданным и госслужащим. Сотрудничая с Робертом Бойлем, он одновременно занимал посты в правительстве и выполнял его поручения. В разгар репрессий, последовавших за Рай-Хаусским заговором, он отбыл в Голландию, но вскоре был вызван в Лондон, вероятно, для дачи показаний против заговорщиков. Локк не подчинился приказу Карла II Стюарта. Не захотел он возвращаться и после восхождения Якова II, убежденный, что если монарх нарушает закон, то более не может быть главой государства. Позиция лояльности монарху не как личности, занимающей трон по Божественному праву, а как элементу государственного строя сохраняется и после голландского вторжения. В приложении дан перевод тезисов (1690), в которых Локк призывает отречься от доктрины Божественного права королей.
  3. Симеон Полоцкий, Плутарх, история России, интеллектуальная история, история понятий
    В статье анализируется идейное содержание программного политического стихотворения «Гражданство», написанного во второй половине 1670-х гг. ключевым московским придворным интеллектуалом Симеоном Полоцким. Рассматривается понятие гражданство в московском политическом языке, а также устанавливается источник, который поэт положил в основу вирши, – советы семи мудрецов из сочинения Плутарха, предназначенные для демократии. Эти советы Симеон Полоцкий адаптировал для монархии, результатом чего стало провозглашение закона обязательным атрибутом власти монарха, фактически равным последнему по своему значению в управлении. Как результат, поэт предвосхитил легализм государства Петра I.
  4. Петр I, «ментальное государство», прагматическое мышление, концепция, государственное строительство, государственная идея, общественное благо, камерализм
    Исследование посвящено истории эволюции воззрений Петра I на проблемы государственного и общественного развития. В первой части статьи доказывается, что, несмотря на преобладающие в литературе представления о неспособности русского царя к концептуальным обобщениям, он обладал достаточным интеллектуальным потенциалом для подобного рода творчества. Во второй части автор статьи объясняет отсутствие у Петра I какого-либо общего плана реформ в период с 1690-х по конец 1710-х гг. тем, что в эти годы царь и не преследовал цели всеобщих преобразований, поскольку главным объектом его внимания была реформа вооруженных сил, а изменения в системе управления и организации экономики были лишь функцией этой реформы. Целостный и идеализированный взгляд на проблемы государственных реформ, который автор называет «ментальным (воображаемым) государством» Петра Великого, сложился у монарха в последние годы жизни в результате успешной военной реформы, а также знакомства с обширным и разнородным западным ренессансным и барочным литературным массивом. Это не была теория государства, но некая концепция государственного строительства, основанная на достаточно глубоком и последовательном усвоении царем постулатов раннего европейского камерализма. Она была изложена им в цикле именных указов, уставов и регламентов 1718– 1724 гг., который следует рассматривать в качестве авторского мегатекста Петра. Одновременно, эта концепция стала играть роль государственной идеи, заменившей для российской правящей элиты традиционную идею созидания священного царства. Нереализованные при жизни первого российского императора, сформулированные им концептуальные положения стали программным ориентиром государственного строительства и общественного развития на столетие вперед.
  5. Кабинет министров, граф А.И. Остерман, дворцовые перевороты, история политической мысли, престолонаследие
    В данной статье внимание привлечено к проектам и суждениям одного из выдающихся политиков первой половины XVIII в. – графа Андрея Ивановича Остермана. При реконструкции его представлений о государственном устройстве исследователи сталкиваются с его позицией, нацеленной на скрытие личных инициатив во избежание дальнейшей ответственности. Другой причиной является нереализованность большинства из них. Тем не менее, собрав воедино черновики проектов и другие тексты, автором которых был Остерман, автор статьи реконструирует представления о политическом устройстве государства, которыми он руководствовался, реализуя внутрии внешнеполитический курс империи в качестве кабинет-министра.
  6. Д. Дефо, Дж. Шеппард, XVIII век, Англия, преступление, криминальная биография
    Беспрецедентный рост преступности в Англии XVIII века стимулировал дискуссию о причинах девиантного поведения и реформировании уголовно-исполнительной системы. Одним из ее участников стал Д. Дефо, выпустивший памфлет «Вторичные мысли – самые лучшие, или совершенствование последней схемы по предотвращению уличных разбоев» (1729). Выявляя причины не имеющего аналогов в исторической ретроспективе явления, Дефо акцентировал внимание на романтизации криминального образа жизни, но сам внес существенную лепту в эстетизацию преступления, создав две биографии знаменитого преступника XVIII в. Дж. Шеппарда. В статье проведен компаративный анализ «Истории замечательной жизни Джона Шеппарда» и «Повествования о всех преступлениях и побегах Джона Шеппарда» (1724), на основе которого показывается как события жизни реального персонажа трансформируются в миф, обретший самостоятельную жизнь в коллективном сознании.
  7. Великобритания, XVIII век, письма Юниуса, Джон Уилкс, администрация Графтона, конституция
    Данная статья представляет собой комментарии к переводу двух писем Юниуса: от 21 ноября 1768 г. и от 21 января 1769 г. Первое письмо не вошло в каноническое издание «Писем Юниуса» под редакцией Генри Вудфолла 1772 г., в то время как письмо от 21 ноября 1768 г. раскрывает детали взаимоотношений Джона Уилкса с герцогом Графтоном и другими членами кабинета, которые, по мнению Юниуса, «обязаны Уилксу своим возвышением». Оба письма открывают борьбу Юниуса за соблюдение английской конституции и раскрывает особенности становления гражданской позиции интеллектуала в эпоху перемен.
  8. Англия, XVIII век, уголовное правосудие, Уильям Иден, пенитенциарные реформы, смертная казнь, Джон Говард
    В статье представлен анализ интеллектуального наследия английского политика и дипломата XVIII столетия Уильяма Идена. Его главное произведение «Принципы уголовного закона» (1771) является важным элементом дискуссии о путях и методах реформирования уголовно-исполнительной системы Англии, оказавшим определенное влияние на правовые взгляды Дж. Бентама. Освещена парламентская борьба У.Идена и его группировки за построение правильной пенитенциарной системы, основанной на сочетании принципов одиночного заключения и принудительного труда. Показана роль Идена в принятии Первого пенитенциарного статута (1779).
  9. Левобережная Украина, Малороссия, Гетманщина, Российская империя, украинское национальное возрождение, идентичности
    В центре внимания эволюция представлений интеллектуальной элиты Левобережной Украины об особенностях статуса, социально-политического строя специфической области Российской империи, о роли различных социальных групп, прежде всего казачества и шляхты, в её истории и трансформациях рубежа ХVІІІ–ХІХ вв. Персоналии, оказавшиеся в центре исследования – Григорий и Василий Полетики, Адриан Чепа, Семен Кочубей, Григорий Галаган и др., отражали не только собственные воззрения на прошлое, настоящее и будущее края, но и являлись авторитетными выразителями настроений значительной части местной социальной элиты. Хронологическая разбросанность их высказываний позволяет проследить изменения во взглядах на место края в системе империи (от сохранения модернизированной в духе времени автономной Гетманщины до полной её политико-правовой интеграции), на роль гетманов и казацкой системы в жизни малороссийского общества, а также на возможные механизмы адаптации к новым социокультурным реалиям.
  10. Гетманская Украина, Университет в Батурине, К.Г. Разумовский, Г.Н. Теплов, Петр III, украинская казацкая элита, новая знать
    В статье анализируется проект создания первого украинского университета. На основании ранее неизвестных источников доказывается авторство и Г.Н. Теплова и его роль в продвижении проекта, направленного на эффективную интеграцию казацкой элиты раскрытие ее творческого потенциала на пользу империи. Провал этой образовательной инициативы связывается исключительно с политическим выбором гетмана К.Г. Разумовского и представлениями Екатерины II об образовании дворян. Автор приходит к выводу о том, что стараниями имперского чиновника было сделано больше для развития украинского Просвещения, нежели местной элитой.
  11. проповедь, гомилетика, богословие, духовное образование, Российская империя XVIII века, Киево-Могилянская академия, православный коллегиум
    Статья посвящена изучению места проповеди в учебном процессе в Киево-Могилянской академии, Черниговском, Харьковском и Переяславском коллегиумах во второй половине XVIII в. Автор реконструирует содержание и методы обучения проповедничеству. Важной чертой «школьной» проповеди в Киево-Могилянской академии и православных коллегиумах в этот период было наличие в ней признаков влияния науки Нового времени. Специфика «школьной» проповеди обусловлена ее дидактическим характером. Развитие «школьной» проповеди стало важной вехой на пути выработки методики «массовой» подготовки проповедников в Российской империи.
  12. Екатерина II, Валентин Жамре Дюваль, Анастасия Соколова-Де Рибас, Ф.-А. Кох, Россия, переписка, публикация, политический проект, пропаганда
    В статье рассматриваются обстоятельства и контекст выхода в свет переписки (1762– 1774) французского философа, выходца из крестьян, Валентина Жамре-Дюваля и камер-юнгферы русского двора Анастасии Соколовой (Де Рибас). Издание писем, ставших смысловым центром двухтомника сочинений Дюваля, было осуществлено в 1784 г. в Страсбурге под редакцией известного дипломата Ф.-А. (Ф.И.) Коха и предназначалось западноевропейскому читателю. В корреспонденции создается позитивный и даже идеализированный образ России, который отвечал новым тенденциям в интерпретации русской темы в трудах философов Просвещения и академических курсах германских университетов. Обстоятельства, сопровождавшие выход в свет двухтомника, позволяют видеть в его издании реализацию сложного политического проекта, имеющего целью рекламировать достижения правления Екатерины II перед западноевропейской аудиторией, а также подготовить общественное мнение Европы к новым планам императрицы в области внешней политики.
  13. жертва за веру, мученики, самоидентичность, интеллектуалы, власть, раннее Новое время, протопоп Аввакум
    В статье исследуются тенденции секуляризации укорененной в христианской традиции идеи жертвы за веру у авторов второй половины XVI – XVII в. Опальные интеллектуалы, как и представители духовной и светской власти, прибегали к литературной топике и аллюзиям на жертву за веру, используя те же приемы позиционирования себя или иных субъектов данного дискурса как жертв, в т.ч. мучеников за веру. Конфликт с властью в сочинениях Андрея Курбского и патриарха Никона, с одной стороны, получал предельно сакральный характер, а с другой – оба намеренно конструировали жертвенную самоидентичность по отношению к власти. Анализируются риторические приемы воздействия власти на участников военных действий через идеи спасения и обретения мученического венца и призывы к жертвенной смерти за государство и государя. В связи с глубоким переживанием церковной реформы как трагедии веры усиливается восприятие жертвы как важнейшей составляющей самоидентичности. Протопоп Аввакум через создание своего «Жития» и переживание страданий за веру преодолевает собственно конфессиональный контекст использования этой идеи, став уникальным образцом для современников.
  14. Уильям Бланделл, англосаксонский период, английское католическое сообщество, Реформация, мученичество, идентичность, религиозная полемика, церковные истории
    В статье исследуется одна из первых нумизматических публикаций, посвященных англосаксонским монетам – описание клада, найденного в 1611 г. в Харкирке (Ланкашир) английским джентльменом-католиком Уильямом Бланделлом. Показано, что описания монет, идентифицированных и помещенных в исторический контекст, служили средством конструирования идентичности католического сообщества Ланкашира – локальной, но одновременно английской, и наднациональной, католической.
  15. Джон Мильтон, Джером Горсей, Ричард Хаклюйт, Сэмюэль Перчейс
    В этой статье автор обращает внимание на то, что Джон Мильтон при написании «Краткой истории Московии» использовал ««Извлечения из обзора сэра Джерома Горсея, посвященного семнадцатилетним путешествиям и деятельности в России и других примыкающих странах», опубликованное в компендиуме травелогов С. Перчейса 1626 г. Традиционно ученые рассматривали два источника сведений Дж. Милтона о России. Это первый том издания Р. Хаклюйта «Главные путешествия, посольства, торговые сношения и открытия английской нации» (1600) и третий том собрания С. Перчейса «По следам Хаклюйта или Пилигримы» (1625). Однако Мильтон использует не только примечания на полях, но и схожие формулировки «Извлечений» Горсея 1626 г. Влияние этого сочинения проявляется явно тогда, когда Мильтон описывает правление Ивана IV Грозного, конец правления Федора Иоановича и предполагаемую роль Бориса Годунова в кончине царевича Дмитрия и царя Федора.
  16. Кларендон, антикварии, историографическая революция, историописание, Стюарты, Англия
    Сопоставление «Истории великого мятежа» и антикварного историописания раннестюартовского периода позволяют авторам статьи по-новому взглянуть на предложенную Ф. Фасснером концепцию «историографической революции», согласно которой нарративы антиквариев и Кларендона являлись последовательными этапами в переходе к проблемно-ориентированной истории и секулярному типу исторического сознания. Анализ соответствующего языка и риторики, круга используемых источников и приемов их критики, повествовательных и доказательных стратегий позволяют сделать вывод не о преемственности, но, напротив, о многообразии и разнонаправленности векторов раннестюартовского историописания.
  17. Британия, Дефо Д., Просвещение, Робинзон Крузо, «переходная эпоха», пуританская мораль, моральная философия
    Авторы представляют результаты исследований третьей части романа Д. Дефо о Робинзоне Крузо, вышедшей на свет в 1720 г. «Серьезные размышления Робинзона Крузо» мало известны исследователям и пока не переведены на русский язык, в то время как только все, взятые вместе, части романа дают целостную картину авторского замысла. Данная работа является публикацией перевода части второй главы этого сочинения – «Эссе о честности». Рассуждения Дефо показаны в контексте изменений английского культурного кода Нового времени. Сделан вывод о конфликте двух морально-этических канонов – христианской и буржуазной морали. Уникальность текста определяется тем, что он пронизан библейской мудростью и отражает трансформацию морально-этических ценностей нонконформиста Дефо.
  18. Англия, нация, характер, сатира, травелог, Ивлин, Фелтем, Сорбьер, Спрат, Лондонское королевское общество
    В центре внимания автора история, связанная с публичным обсуждением сочинения Джона Ивлина «Характер Англии», опубликованного анонимно в 1659 г. Этот текст, написанный на стыке разных жанров, давал возможность для различных прочтений. В статье рассматриваются его интерпретации – от сатирического пасквиля, связанного с жанром характеров, до травелога, представляющего новую модель описания нации и культуры,– и определявшие их контексты. Это позволяет уточнить особенности формирования национального дискурса в рамках культуры Просвещения.
  19. Н.Г. Спафарий-Милеску, Посольский приказ, переводные сочинения, Урал, Западная Сибирь, распространение рукописных книг, старообрядцы
    Имя Н.Г. Спафария-Милеску (ок. 1636–1707), талантливого дипломата, администратора, ученого, переводчика и компилятора, автора более тридцати литературных трудов, тесно связано с историей и культурой России. Несмотря на обилие научных и научно-популярных работ, посвященных этому незаурядному человеку, в его биографии все еще немало «белых пятен». На некоторые вопросы, связанные с жизнью Спафария в России, и его «службами» на благо Русского государства мы попытаемся дать ответ в статье. На примере уральского и западносибирского регионов показано, насколько сочинения и переводы, которые создал Спафарий, были популярны в России в XVII–XIX вв. и кто был читателем его произведений в разные периоды.
  20. «Статир», проповедь, мораль XVII в., семейные отношения, брак
    Рукописная книга проповедей «Статир» была создана в конце XVII в. анонимным автором и впервые описана А.Х. Востоковым в 1842 г. Местом создания является Орел-городок на Каме – центр владений Строгановых в это время. Автор – протопоп церкви Акафиста Богородицы. В конце рукописи после проповедей на церковные праздники находится проповедь, обращенная к новобрачным. Автор раскрывает в проповеди понятие таинства брака и внушает правила семейного общения, которые должны способствовать укреплению семейной гармонии. Используя диалоговую форму изложения, проповедник стремится к активной коммуникации с паствой. Проповедь пронизывают идеи гуманистического характера, автор убеждает отказаться от наказаний, высоко оценивает понимание, милосердие любви как основы семейного уклада. Текст проповеди публикуется впервые.
  21. Долгорукие / Долгоруковы, И.М. Долгоруков, семейный нарратив, социальные связи, образ жизни, идентичность, «долгий» восемнадцатый век
    В статье анализируются мемуарные произведения князя И.М. Долгорукова (1764– 1823), написанные для потомков и содержащие семейный нарратив о былом величии Долгоруких и несправедливых гонениях на них, приведших к постепенному оскудению семьи. Реконструируются составные части долгоруковской идентичности, образ жизни членов семьи в контексте «долгого» восемнадцатого века. Охарактеризована система личных связей и отношений Долгорукова, обозначены основные категории «значимых других». Автор приходит к выводу, что честолюбие и гордость были характерными чертами Долгоруковых, а в стиле их жизни переплелись элементы старины и веяния европейского Просвещения.

  22. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  23. гуманитарное знание, дидактика, забота о себе, самосохранение, сродство, Антиох Аскалонский, Коменский, Секст Эмпирик, Цицерон
    В статье рассматривается вопрос об истории формирования у Цицерона нового представления о понятии «забота» не только как самосохранения, но и долга (забота о других). Исходя при определении пределов блага из концепта ойкейосис, имевшего исторически двоякий смысл: самосохранение и природное родство, Цицерон обозначил истоки и вектор творческой деятельности человека, и ее пределы. Преодолевая скептический образ мысли, Цицерон создавал новый синтез: теорию, выразившуюся в трех векторах: социально-этическом, историческом и образовательном. Идеи Цицерона оказали воздействие на ориентированный на принцип природосообразности эвристический проект дидактики мыслителя XVII века Я.А. Коменского.
  24. поздняя античность, поздняя Римская империя, ранняя Византия, история Церкви, образование, язычество, образовательное пространство
    В статье проводится реконструкция биографии позднеримского интеллектуала, учителя и политика Исокасия. Анализируется деятельность Исокасия на посту муниципального ритора Антиохии, его роль в местной и общеимперской политике; особое внимание уделяется его возможному участию в избрании епископа Домна. Рассматривается государственная карьера софиста и обстоятельство его опалы. Делается вывод, что вменявшееся в вину Исокасию «эллинство» было поводом, но не причиной для его отставки. Кроме того, на основании данных о его участии в религиозных обрядах освещается одна из малоизученных форм языческого богопочитания, практиковавшаяся в условиях запрета на отправления традиционных обрядов.
  25. Уиклиф, пацифизм, справедливая война, насилие, право, власть
    Статья посвящена воззрениям известного английского богослова Джона Уиклифа на войну и насилие в христианском обществе, сформулированные им в трактатах разных периодов. На фоне планомерно разрабатываемой средневековыми теологами и правоведами концепции справедливой войны, отдельные призывы еретиков и маргиналов к полному отказу от кровопролития носили декларационный характер и были далеки от того, что можно назвать «пацифистской доктриной». Именно Уиклифа можно считать первым средневековым теологом-пацифистом. Сопоставление широкого круга сочинений Уиклифа позволяет вычленить наиболее важные, часто повторявшиеся и детально разобранные положения его пацифисткой теории.
  26. Джованни Леви, микроистория, теория истории, историческая истина, сложность прошлого, целостность и фрагментарность
    Статья посвящена научному творчеству выдающегося итальянского интеллектуала, одного из создателей идеи микроистории Джованни Леви, его представлениям как о самом концепте микроистории, так и об общих вопросах исторического познания: о понимании природы и предметного поля исторической науки, ее актуальных эпистемологических и методологических проблем. Микроистория не может рассматриваться как академическая школа с мэтрами во главе и адептами, проповедующими их постулаты, это процесс работы креативных практикующих историков. Микроистория родилась как неформальное сообщество и практика, призванная снять междисциплинарные границы. Наблюдатели пытаются классифицировать микроисторию и расположить ее в определенной нише, что в немалой мере перечеркивает усилия самих “микроисториков” по преодолению барьеров специализаций, а также жесткого противопоставления микрои макроподходов. Авторы, впрочем, посвящают эту работу не анализу микроистории в общем и целом, но оставшимся, как представляется, непрочитанными страницам работ «живого классика», историка Джованни Леви.

  27. ПЕРЕКРЕСТКИ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОСТИ


  28. историческое сознание, историография, книжная культура, летописание, записи на книгах, локальная история, XVI век
    В работе рассматриваются особенности исторического сознания русских писцов XVI в., проживавших в различных регионах страны. Как правило, речь шла о сравнительно низких по статусу светских и духовных лицах. Анализируются введенные в научный оборот автором статьи записи исторического содержания, которые выполняли переписчики книг, завершая над ними работу. Установлено, что чаще всего фиксировались события недавнего прошлого, влиявшие на жизнь локального сообщества, к которому принадлежали писцы: природные катаклизмы, пожары, голод, боевые действия в непосредственной близости от мест работы переписчиков и т.д.
  29. Музей истории религии, Академия наук СССР, В.Г. Богораз, интеллектуальная история, внутриакадемические отношения
    Рассматривается казус из истории Музея истории религии АН СССР (МИР), связанный с попытками руководства Академии наук вывести его из академической структуры. Созданный в 1932 г. МИР постоянно подвергался критике за, якобы, недостаточный, уровень научных исследований. Причиной являлась специфика деятельности музея – превалирование, по мнению руководства Академии, экспозиционновыставочной и просветительской работы над исследовательской. Публикуемая стенограмма заседания Президиума Академии наук (август 1937 г.) иллюстрирует создавшуюся конфликтную ситуацию между МИР и руководством Академии наук, дополняет историю МИР новыми сведениями о его деятельности, отражает сложность обретения им своего места в системе академической науки, а также те проблемы, которые возникали перед научным сообществом в эпоху Большого террора.
  30. Франция, историческая память, политическая система, власть
    Истоки формирования французской политической системы уходят своими корнями в эпоху Средних веков и раннего Нового времени. На протяжении столетий французские короли вели борьбу за образование единого государства путем присоединения новых земель к своему домену. Его складывание завершилось в конце XV в. В процессе укрепления государства создавались и его властные структуры. В статье показано, как французские исторические традиции и складывающиеся на их основе национальная историческая память и историческое наследие повлияли на формирование и изменение политической системы современной Франции.

  31. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ


  32. Римский сенат, Август, Цезарь Август, Res gestae divi Augusti
    "Res Gestae Divi Augusti" – перечень деяний первого римского императора, составленный им самим. Несмотря на то, что этот уникальный источник находится в поле зрения антиковедов уже не одно столетие, не было уделено специального внимания репрезентации римского сената в данном произведении. Сенат в нем выступает как политический орган, принимающий участие в управлении res publica, поручающий дела принцепсу. Однако в основном курия присуждает Августу различного рода почести за его деятельность. Император же предстает не только как выразитель желаний сената, но как его глава и устроитель.
  33. христианизация, монастырь, церковь, литература, образование
    Возникновение и развитие ранней государственности у народов Британских островов в эпоху Великого переселения народов сопровождалось процессами христианизации и складыванием новой, средневековой культуры. Переход от архаического общества к более развитой стадии повлёк за собой потребность в образованных кадрах, необходимых для функционирования церкви и государственного аппарата. Образовательные институты общества постепенно теряли прежний, традиционный характер. Языческое жречество, ранее являвшееся хранителем знаний и обычаев, уступает место христианскому клиру. Монастыри становятся центрами образования и книжности. Важное место занимала рецепция античных знаний и наследия.
  34. средневековый город, «Книга ремесел» Парижа, дома и мастерские, потенциальная мастерская, двери, окна
    «Книга ремесел» Парижа XIII века позволяет увидеть дома в средневековом городе глазами торговцев и ремесленников, строивших эти дома, живших и работавших в них. Автор анализирует упоминания стен, подвалов, окон и дверей в контексте профессиональной деятельности ремесленников и торговцев и показывает, что место работы мастера (мастерскую, лавку) представлено в парижских уставах как органичная часть дома, не отделенная от жилого пространства.
  35. романтизм, английскость, повседневные практики, загородное поместье, Уильям Вордсворт, Дороти Вордсворт
    Статья посвящена жизни поэта Уильяма Вордсворта и его семьи в Озерном Краю. Автор изучает устройство загородного имения и повседневные практики поэта: обустройство дома и сада, занятия домочадцев. Выявленный набор практик позволяет сделать вывод, что Вордсворт конструировал свою повседневность, исходя из личных представлений о романтическом образе жизни.

  36. ЧИТАЯ КНИГИ…


  37. междисциплинарные исследования, средневековье, климат, экономическая, социальная и церковная история, использование энергии, устойчивость, болезнь, ДНК чумной палочки Yersinia pestis, Черная Смерть
    В статье рассматривается книга Брюса М.С. Кэмпбелла «Великий переход: климат, болезни и общество в мире позднего средневековья» (2016), которая представляет собой масштабное исследование кризиса XIV века, когда изменение климата, болезни и трансформация военно-политического баланса изменили средневековый мир. Брюс Кэмпбелл показывает, как эти факторы сочетались в разрушительной череде голода, наводнений, войн и финансовых кризисов. Работа основана на обобщении громадных массивов данных, охватывающих области сельскохозяйственной, географической, экономической, социальной и церковной истории, а также на последних открытиях в области генетики Yersinia pestis, а особенно – на истории климата, и может расцениваться как модель будущих междисциплинарных исследований.
  38. Реформация, реформации, реформа церкви, история религии, Мартин Лютер, протестанты
    В статье представлена рецензия на монографию Хэлен Л. Пэриш «Краткая история: Реформация». В книге рассматриваются основные мифы о Реформации, сложившиеся у европейцев к 2017г., празднованию ее 500-летнего юбилея, и подходы современных историков к проблемам изучения истории религии раннего Нового времени.
  39. Британия, XVIII век, образы прошлого, историческая культура, власть, оппозиция, парламентская полемика, пресса, политическая культура
    Рубеж XX–XXI вв. был отмечен появлением “мемориальной парадигмы”, в рамках которой образы прошлого выступают как интерпретационные модели, позволяющие индивиду и социальной группе ориентироваться в ситуациях настоящего. В фокусе внимания исследователей оказались вопросы, связанные с соотношением истории, памяти и идентичности, с изучением типов исторического сознания и “исторической политики”. Ставится задача включить в актуальную перспективу «истории памяти» конкретных исследований исторической и политической культуры Нового времени. С этой позиции автор размышляет о новой книге известного российского историкаангловеда Марины Павловны Айзенштат, посвященной роли мифов и знаний о прошлом в политической культуре Британии второй половины XVIII века.
  40. история, социально-гуманитарное знание, рефлексия, методология, публичная история
    В статье поднимается проблема коренных изменений в социально-гуманитарном познании в начале XXI в. Основываясь на материале коллективной монографии «Историки в поисках новых перспектив» (2019), автор обращает внимание на то, что указанные проблемы актуальны и для других смежных дисциплин: рефлексивный поворот, изменение цели и задач социально-гуманитарного знания, трансформация предмета исследования и методологии, последствия информационной революции.
  41. общество потребления, суверенный потребитель, неолиберализм, интеллектуальная история, история понятий, политический выбор
    Анализ книги Н. Олсена «Суверенный потребитель: новая интеллектуальная история неолиберализма» в широком контексте исследований общества потребления интересен сам по себе и как проблематизация перспектив развития интеллектуальной истории. Представители cultural studies обсуждают влияние потребительского выбора на развитие экономики и форм политического участия, противопоставляя интересы «суверенного гражданина-потребителя» транснациональным корпорациям. Критическая теория предлагает рассматривать общество потребления как прямое продолжение стратегии извлечения прибыли – уже не из производства, а из сферы развлечений и инфраструктуры. Функцией интеллектуальной истории оказывается не только прояснение исторического контекста этой дискуссии, но указание на концептуальные рамки, которые могут бросить неолиберализму вызов и помочь его преодолеть.