62-й выпуск журнала „Диалог со временем“

62PDFНомер выпуска: 62
Год выпуска: 2018
Страниц: 400
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ


  1. трансдисциплинарность, целостный образ, ризома, интуиция, византийское право прецедентов, цивилизация
    Статья характеризует трансдисциплинарность в истории как проблему, относящуюся к связи логического и интуитивного знаний. Автор обращается к своей собственной научной практике и иллюстрирует специфические черты исторической трансдисциплинарности примерами из византийской истории. Понятие «цивилизация» характеризуется как трансдисциплинарное. В статье показана роль трансдисциплинарности в расширении границ исторического знания.
  2. русская версия неокантианства, психофизиологический закон А.И. Введенского, принцип признания чужой одушевленности, описательная психология В. Дильтея, А.С. Лаппо-Данилевский, методология источниковедения
    Сопоставлено эпистемологическое основание концепции методологии истории А.С. Лаппо-Данилевского с «психофизиологическим законом отсутствия признаков одушевления» основоположника русской версии неокантианства А.И. Введенского и принципами «описательной психологии» В. Дильтея. Показано системообразующее значение принципа признания чужой одушевленности в теории познания ЛаппоДанилевского. Выявлена общность в понимании Введенским, Дильтеем и ЛаппоДанилевским объекта исторического познания – объективированного продукта психической жизни/исторического источника, цели гуманитарного познания – понимания Другого, а также метода – аналогии с собственной душевной жизнью.
  3. искусствознание, теория портрета, А.Г. Габричевский, сходство, восприятие, художественный образ
    В статье раскрывается своеобразие теоретических построений в исследованиях сборника «Искусство портрета», изданного Академией художественной культуры в 1928 г. По сей день это издание остается одним из уникальных свидетельств эпохи. Сборник и его основные положения рассматриваются в статье в нескольких аспектах: временной контекст (1920-е гг.) предполагает рассуждения о портрете как о переживающем кризисное состояние жанре; сама эпоха предопределяет комплексный научный характер исследований. Наконец, восприятие и рецепция основных положений сборника, недостаточность его осмысления в советской историографии определяют его исключительность и подчеркивают необходимость восстановления его значения в отечественной науке об искусстве.

  4. ИСТОРИЯ – ПАМЯТЬ – ИДЕНТИЧНОСТЬ


  5. Средневековый Уэльс, идентитарные процессы, Kymry, западные бритты, билингвизм, латинский и вернакулярный дискурсы
    Статья посвящена анализу идентитарных процессов, протекавших в средневековом Уэльсе в условиях активного для местного населения билингвизма . Сосредотачивая свое внимание на вернакулярных и ориентированных на использование латинских терминов ресурсах, автор стремиться определить семантическое поле обозначения «Kymry», а также используемых за пределами этой традиции латинских определений. Обращая внимание на полисемию термина, автор подчеркивает наличие тенденции на последовательное разграничение вернакулярных и ориентированных на латинские определения языковых ресурсов и как результат – формирующихся на их основе дискурсов. Практики, отталкивавшиеся от такого разграничения, акцентировали его как принципиальное, но при этом неизбежно адаптировались к условиям активного для этого региона Британских островов двуязычия. В этом смысле в основанных на противоположных приоритетах дискурсах могли возникать и возникали поясняющие такие разграничения лексические комбинации, а традиции в свою очередь могли переплетаться. В том случае, когда подобного рода пояснения несли в себе значения внешнего характера (к примеру, производную от wēalas терминологию), возникающий таким образом эффект свидетельствовал о дискурсивной аккультурации образованной части туземного населения, но не затрагивал при этом свойственные «валлийскому» дискурсу бриттские акценты.
  6. братья Гримм, Германия, «места памяти», историческая память, политическая культура
    В статье рассматривается образ братьев Гримм и его значение для идентичности немцев. Установки официальной политической культуры во многом определяли вывод на первый план тех или иных личностных черт и элементов творческого наследия братьев. В кайзеровской Германии отмечалась их приверженность национально-государственному единству и величию. При национал-социалистах подчеркивали их вклад в пропаганду национальной и даже расовой исключительности. Для бФРГ их главное значение состояло в стремлении к культурной интеграции и преодолению политических барьеров средствами языка. В ГДР превозносили якобы присущий им демократизм и республиканизм. До сего дня они сами и их труды остаются заметной составной частью немецкой массовой культуры.

  7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  8. профессор Л.Е. Кертман, особенности научного творчества, стили и методы, интеллектуальная история
    В статье анализируется один из аспектов творческого наследия проф. Л.Е. Кертмана (1917–1987), основателя пермской научной школы всеобщей истории. Его ученики в последние десятилетия своей научной практики, помимо собственно исторических сюжетов, стали исследовать проблемы культурологии, политологии и интеллектуальной истории. Автора интересует, в какой степени эти «повороты» связаны с научным наследием Л.Е. Кертмана, и насколько он сам был причастен к проблематике и методам интеллектуальной истории.
  9. Дитрих Шефер, академическое сообщество, германский национализм, экспансионизм, вильгельмовская Германия, историография
    Статья посвящена научной и политической деятельности Дитриха Шефера, немецкого историка-медиевиста конца XIX – начала XX в., образцового представителя немецкой академической элиты. Представления Шефера об этосе ученого служили основой его публичной активности. В политике профессор стремился продвигать собственные идеи, далекие от конъюнктурных соображений. И в своей пропагандистской деятельности, подводя читателя к политическим идеям на основании исторических фактов, Шефер предстает не полемистом, а учителем немецкой нации.
  10. Северо-Кавказский край, горские народы, этапы просвещения, школьная политика, цивилизаторы, люмьеризм, просветительство
    В статье анализируются особенности просветительских тенденций в СевероКавказском крае. Данные, приводимые в статье, географически охватывают весь Северный Кавказ в хронологической последовательности с 1750 по 1917 гг. Авторы доказывают, что становление просветительства в наиболее отсталом районе империи имеет характерные черты, обусловленные менталитетом горских народов. В этом процессе выявлены четыре стадии: генезисная (1760–1850), предреформенная (1850–1864), постреформенная (1864–1890), революционная (1890–1917).
  11. история медиевистики, В.В. Дорошенко, латышская историография, интеллектуальная археология, цитирование, обмен дарами
    Автор анализирует проблемы интеллектуальной археологии текстов советского медиевиста Василия Дорошенко, который начинал академическую карьеру в Московском университете. Политическая динамика советского общества во второй половине 1940-х гг. вынудила его стать участником антисемитской кампании и критиковать своего научного руководителя А.И. Неусыхина. Спустя несколько лет, не сумев интегрироваться в сообщество московских медиевистов, Дорошенко переехал в Латвийскую ССР, где стал одним из ведущих историков-медиевистов. Культура цитирования была уникальным явлением в советской историографии. Автор пытается проанализировать почему В. Дорошенко цитировал одних и игнорировал других советских историков. Автор полагает, что культуры цитирования в контексте интеллектуальной археологии можно воспринимать как формы символических коммуникаций и обмена дарами между советскими медиевистами. Культуры цитирования можно также воспринимать как изобретенные традиции.
  12. новая политическая история, культурная политическая история, междисциплинарность, исторический синтез
    В последние десятилетия политическая история во Франции стала в полном смысле современной областью исторической науки. После длительного периода дискредитации она смогла обогатить свой методологический арсенал, расширить предметную область за рамки государственных институтов и публичного права, увеличить хронологический масштаб исследований. Автор анализирует причины подъема политической истории. В противовес объяснениям на уровне общих тенденций в исторической дисциплине, основное внимание уделено собственному вкладу историков политики в теоретическое развитие своей области. В частности, показано ключевое значение их подхода к трактовке исследовательского объекта.

  13. «МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ»


  14. гонорарная система, университет, профессора, приватдоценты, студенты, «университетский вопрос», материальный достаток
    Статья посвящена феномену гонорара, получаемого за службу профессорами российских университетов в конце XIX – начале XX в. Гонорарная система, введенная уставом 1884 г., рассматривается как элемент университетской жизни, в котором нашли отражение такие составляющие “университетского вопроса”, как материальный достаток профессуры, отношения преподавателей со студентами и внутри преподавательского коллектива, вопросы университетской корпоративной этики. Приведены данные о размерах гонорара; осуществлен обзор мнений профессоров, чиновников от образования, современников о преимуществах и недостатках гонорарной системы. Автор приходит к выводу, что гонорарная система и дискуссии вокруг неё демонстрировали кризис, переживаемый российскими университетами на рубеже XIX–XX вв., а само нововведение оказалось неэффективным.
  15. идентификация, самоидентификация, университетский статус, университетская культура, идентичность, поколение
    В статье предпринимается попытка исследования процесса идентификации и самоидентификации университетского сообщества, представленного преподавателями исторического факультета периферийного университета. На основе проведённого опроса членов данного сообщества анализируются представления о назначении и функции университета сегодня. Выявляются различные уровни идентичности преподавателей разных поколений. Рассматриваются обстоятельства, деформирующие образ общепризнанной модели университетского образования.

  16. В МИРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ


  17. устав Немецкого ордена, орденское государство, Ганс фон Тифен
    Создание новой редакции устава Немецкого ордена, инициированное в 1492 г. верховным магистром Гансом фон Тифеном, явилось попыткой сохранить орденское государство с присущими ему коллегиальным правлением и корпоративной собственностью. Крестоносная парадигма и приверженность старинным уставным требованиям, присутствующие в программе Тифена, не могут восприниматься как доказательства ее анахроничности и отсутствия политической взвешенности, поскольку сохранение за орденом статуса государя достигалось незыблемостью папских и императорских привилегий, пожалованных ему в эпоху крестовых походов. Устав содержал определенный поведенческий код, который служил ордену доказательством сохранения его изначальной, крестоносной природы. Однако старинные нормы «благочестия» и «послушания» стали восприниматься как залог добросовестного исполнения рыцарями их административных функций, а их «бедность» гарантией сохранения орденом его собственности.
  18. Россия, Германия, международные отношения, Отто фон Бисмарк, Александр II, Александр III, А.М. Горчаков
    На основе опубликованных в России и Германии официальных источников и документов личного происхождения автор выясняет влияние российско-германских отношений второй половины XIX в. на восприятие российскими императорами и государственными деятелями политики «железного» канцлера Бисмарка, символизировавшего внешнеполитический курс первых двадцати лет Германской империи.
  19. буддизм, буддийские ценности, Япония, капитализм, трудовая этика, протестантская этика, хозяйственная культура, корпоративная культура, модернизация
    Статья посвящена анализу роли буддизма в социально-экономическом развитии и модернизации Японии. Буддизм оказал значительное влияние на формирование хозяйственной культуры и деловой этики в Японии. В силу своеобразного историко-культурного развития в рамках японской буддийской традиции сформировалась трудовая этика, которая в значительной степени напоминала протестантскую. Такие «протестантские» ценности, как трудолюбие, бережливость, дисциплина, самоограничение и т.д., были характерны и для японского буддизма. Именно они способствовали формированию в Японии хорошо организованного и готового к модернизации общества с эффективной трудовой этикой и высокой социальной дисциплиной. «Буддийский капитализм», тесно связанный с монастырскими рынками, заложил надежную институциональную основу для формирования светского капитализма. Исторический пример развития японского буддизма подтверждает идею об автохтонных истоках местного капитализма и свидетельствует об экономическом и модернизационном потенциале буддийской культуры. Отражением особенностей национальной религиозной традиции Японии является современная японская деловая этика и корпоративная культура, имеющие буддийские истоки.
  20. трудовые ценности, уральские рабочие, пословицы, историколингвистический анализ
    В российском обществознании наблюдается интерес к изучению трудовой этики и особенностей трудового поведения с точки зрения степени их адекватности социально-экономическим реформам. Гораздо меньше исследовано обратное влияние трудовой морали на направленность и характер преобразований. Решение этой задачи предполагает рассмотрение базовых трудовых ценностей в более широкой исторической перспективе. Недостаточной изученностью проблемы на региональном уровне пореформенного Урала обусловлен выбор темы. Историко-лингвистический анализ пословиц и поговорок уральских рабочих позволяет сделать следующие выводы. Будучи основой жизни рабочих, труд не являлся для них терминальной ценностью, имел инструментальный характер и служил средством достижения минималистского потребительского стандарта, не связанного с накопительством и расширением хозяйства. Наряду с преобладанием положительно-прагматической мотивации пословицы демонстрируют массовый характер некачественного и малопродуктивного труда, лень, недобросовестное отношение к работе. Поэтому основными трудовыми качествами считаются осмотрительность, основательность, своевременное и качественное выполнение работы, упорство, доведение дела до конца, особенно с учетом влияния на трудовое поведение таких черт национального менталитета, как отсутствие чувства меры, расчет на удачу и авось, затягивание и заговаривание дела, способность быстро увлекаться и быстро остывать, небрежность, расточительство.
  21. кинематограф, Art Nouveau, индивидуализм, институт семьи, гендерная история, телесность, визуальный язык, потребительская культура
    В статье рассматриваются модерные ценности, получившие выражение в фильмах русского режиссера Е. Бауэра. Нарративный кинематограф в момент своего зарождения разрабатывает жанр современной драмы. Являясь одним из создателей нового визуального, кинематографического языка, Е. Бауэр в своем творчестве оказался чувствителен к социальной тематике, изобразив уклад жизни внутри городского пространства, показав новых героев современности, формирование семьи буржуазного типа, изменение положения женщины в модерном обществе, индивидуальные эмоции, этические и эстетические идеалы своего времени.
  22. визуальная антропология, советский культурфильм, образ региона, Александр Литвинов, Камчатская киноэкспедиция
    История отечественной визуальной антропологии полна славными именами, героическими киноэкспедициями и классическими фильмами. Особое место в этой истории занимало направление “культурфильмов” – киноработ просветительского содержания о народах и территориях СССР, – достигшее своего расцвета на рубеже 1920–1930-х гг. Одними из первопроходцев этого направления стали исследователь В.К. Арсеньев и режиссер А.А. Литвинов – авторы серии фильмов о народностях Дальнего Востока. Помимо решения творческих задач, производство культурфильмов было частью государственного эксперимента по конструированию образов регионов и страны в целом. Советская власть использовала популярные культурфильмы как средство объединения народов и территорий нового Союза на экране. На примере архивного культурфильма «Terra incognita» классика документального кино А.А. Литвинова, автор рассматривает кинообраз Камчатки как «некогда забытого края, оживающего при социализме». Исследование визуально-текстового произведения проводится путем «перевода» в текстовый формат содержания кадров и титров фильма. В качестве контекста, в котором ссоздавался фильм, рассматриваются параллельные процессы в советской национальной и культурной политике.
  23. кинопропаганда, идеология, рефлексия, колониализм, империя
    В статье рассматривается трансформация образа Британской империи XIX-XX вв. на основе эволюции идей в британском обществе и английском игровом кинематографе. Автором исследования выявлены явные и скрытые факторы, позволявшие художественному образу империи непрерывно эволюционировать и менять свои идейные установки для мировой киноаудитории. Как выяснилось, кинематограф Великобритании в целом шел тем же путем, что и эволюция общественнополитических взглядов в стране. Черпая идеи из окружающей действительности, деятели кино трактовали их на экране, согласно характеру эпохи, зачастую вольно или невольно оказываясь под воздействием государственной политики и имперской идеологии, а это в свою очередь влияло на общественное мнение в Англии, придавая ходу его развития направленный характер.
  24. религиозные общины, коммуникативные практики, верующие в СССР, евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, нарративы, конфликт
    В статье рассматриваются особенности коммуникативных практик внутри евангельского сообщества в позднем СССР. Специфика советского евангельского сообщества заключается в том, что в одном пространстве должны были сосуществовать деноминации с разными теологическими и обрядовыми основаниями. Коммуникативные практики имели разнонаправленный характер, наиболее яркой была деструктивная практика эскалации конфликта, завершающаяся выходом из официальной общины части верующих. Источниковая база включает в себя устные нарративы и эго-документы (письма и воспоминания) советских верующих.

  25. ИСТОРИЯ – ЛИЧНОСТЬ – БИОГРАФИЯ


  26. М.Ф. Слинкин, биография, востоковедение, афганистика, история, восточная филология
    Авторы рассматривают биографию и основные направления научных исследований выдающегося отечественного востоковеда, доктора исторических наук, профессора М.Ф. Слинкина (1925-2007). В военное время он был бесстрашным солдатом, офицером, в мирное – переводчиком, дипломатом, преподавателем и ученым-международником, одним из крупнейших представителей отечественной афганистики второй половины XX – начала XXI в. Его труды, как свидетеля и участника событий, происходивших в Афганистане во второй половине ХХ в., а также талантливого лингвиста, и сегодня представляют теоретическую и практическую ценность.
  27. археологическая экспедиция, Северный Афганистан, рабочие на раскопе, драка, половая сегрегация, вид деревни, Курбан Клыч, Ахмед, Хаджи-баба
    В тексте, соединяющем признаки научной статьи и мемуарного жанра, автор приводит и анализирует наблюдения, сделанные им в 1970–1971 гг., во время работы в Советско-Афганской археологической экспедиции, в сельской местности Северного Афганистана. Автор мог наблюдать за двумя социальными группами: как за безземельными издольщиками и сельскохозяйственными рабочими, так и за резко различающимися типажами зажиточной верхушки деревни. Наблюдения также касаются облика афганской деревни 1970-х гг. и внешних признаков обнищания ее жителей, конфликта между пуштунами и туркменами, строгой возрастно-половой сегрегации и обусловленных ею способов удовлетворения сексуальных потребностей мужчин.

  28. NOTULAE ERUDITAE


  29. «Этимологии», Исидор Севильский, антикварно-грамматическая традиция Античности и раннего Средневековья, физиология человека, эмбриология
    В статье анализируется текст первой главы книги XI «Этимологии, или Начала» Исидора Севильского. В центре внимания автора – структура и источники текста, в котором Исидор касается проблем духовного и материального в человеке, его физиологии, эмбриологии, половой дихотомии.
  30. Данте, Петрарка, Торквато Тассо, Овидий, поэтическая топика
    В статье исследуется топос «поэта-изгнаннника», являющийся подвариантом топоса «поэта-страдальца». Особенную популярность он обрел в эпоху романтизма, когда прочно стал частью поэтического языка и элементом самоописания для поэзии. Но корни у него давние. Уже Данте дал этому топосу мотивы моральной стойкости, любви к родине вопреки и поверх ее несправедливого суда, приятия своей судьбы. Петрарка прибавил мотив абсолютной самодостаточности как главного условия поэтической самореализации. Тассо сформировал топос окончательно, придав ему свойства и статус нормативности: поэт в силу своего выбора оказывается обречен на неразрешимый конфликт с социальной действительностью.
  31. гражданская война, социальная революция, классовая борьба, революционная война, смута, братоубийство, третья революция
    Представители партий и военные деятели сторон-участниц Гражданской войны в России применяли разные термины при описании вооруженного и идеологического противостояния в стране. Зачастую они избегали называть его «гражданской войной», предпочитая пользоваться дефинициями «социальная революция», «смута», «классовая борьба», либо развивая концепт «национальной катастрофы» и «национальной борьбы». Подобная игра терминами и смыслами не является случайной и отражает особенности идеологического и коммуникативного поля войны.

  32. ЧИТАЯ КНИГИ…


  33. университет, корпорация, автономия, студенчество
    Автор представляет рецензию на книгу Е.А. Ростовцева «Столичный университет Российской империи: ученое сословие, общество и власть (вторая половина XIX – начало ХХ в.)», в рассматривается история Санкт-Петербургского университета, преимущественно с 1884 до 1917 г. Жанр «коллективной биографии» позволил воспроизвести структуру университета и университетской корпорации («старшие» и «младшие» преподаватели, студенты), отношения с «внешней средой» (Министерство народного просвещения, городская администрация, политические партии, общественные и научные организации), участие универсантов в «освободительном движении» и др. Подробно описываются «кризисные» периоды в истории университета, «мобилизация интеллекта» в годы Первой мировой войны, «борьба за автономию» и ее демонтаж в послереволюционный период.
  34. Южная Африка, противоречия, мемуары, история, имагология
    В рецензии рассказывается о книге известного историка-африканиста А.Б. Давидсона «Письма с мыса Доброй Надежды», которая включает не только воспоминания о Южной Африке, но также рассказы о политиках, ученых, писателях и путешественниках, связанных с мысом Доброй Надежды. Подчеркивается важность размышлений автора книги о взаимодействии России и Африки, о взаимопонимании и непонимании людей разных национальностей, о возможных путях сотрудничества.