60-й выпуск журнала „Диалог со временем“

Вернуться на главную страницу журнала
Загрузить PDF(PDF)-версию 60-го выпуска
Номер выпуска: 60
Год выпуска: 2017
Страниц: 400
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ВРЕМЯ – ИСТОРИЯ – ПАМЯТЬ


  1. темпоральность, историческое время, историческое мышление, исторический дискурс, наррация
    Авторы исходят из того, что время не обладает универсальной природой и, как и всё в культуре, имеет статус исторической относительности. В качестве источника познания исторического времени принимаются исторические дискурсы, которые реализуют выработанные культурой темпоральные исторические представления, т.е. воплощают в наррации конкретные господствующие представления об историческом мире. Авторы приходят к заключению, что историческое время, истоком которого является магическое мышление, представляет собой конституирующий составной элемент исторического мышления, возникает вместе с ним, а также вместе и в связи с ним подвергается изменениям. Из происходящих в нем изменений берутся известные нам примеры исторических форм мышления и речи, в т.ч. в форме историографических шедевров, являющихся одновременно и шедеврами культуры, которые содержат в себе явные и скрытые следы своего происхождения.
  2. Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище, историческая память, места памяти, мемориализация, Псков
    Статья посвящена изучению особенностей мемориализации двух знаменитых битв князя Александра Невского – Невской битвы 1240 г. и Ледового побоища 1242 г. Битвы являются культовыми в русской истории, но сами места сражений долгое время были в забвении, а место Ледового побоища до сих пор установлено весьма приблизительно. Данный парадокс необычайно интересен для понимания механизма формирования национальной исторической памяти, ее обращения к средневековым образам. Получается, что нарративы, учебники, картины, кинематограф играют куда большую роль, чем физическое существование объекта памяти, «память места». История сражения в интеллектуальном и культурном пространстве ХIХ–ХХI вв. для нации гораздо реалистичнее, чем подлинная средневековая история сражения, которая реконструируется с трудом. Превращение этих событий в символы национальной памяти, «мобилизация средневековья» для идеологических нужд – целиком явление нового времени. В средневековье память о них была связана большей частью со святыми – участниками сражений, проявлением в истории этих сражений Божьей воли или династическими предками правящего царского рода.

  3. ИСТОРИЯ, ЛИЧНОСТЬ, БИОГРАФИЯ


  4. Г.С. Батеньков, биография, декабристы, русское кантианство, русский сентиментализм, русский романтизм, Елагины-Киреевские
    В статье рассматриваются проблемы изучения биографии Г.С. Батенькова. Под биографией понимается концепция, структурирующая опыт на основе «авторегулятивных конструкций», «жизненных гештальтов». В роли таких «гештальтов» у Батенькова выступали то сентименталистcкий код «милого вместе», то код кантианской философии, то «наполеоновский» код, то романтический код «узника», то код поэтической теургии и пророческого учительства, но ни одна из этих биографических стратегий не стала для Батенькова окончательной. Развитие каждой прервалось сокрушительной внутренней катастрофой. В этом обстоятельстве, очевидно, и заключена разгадка «странности» личности Батенькова.
  5. Семен Исаакович Рапопорт, Великобритания, Российская империя, англоведение, журналистика, периодическая печать в России
    Автор продолжает серию публикаций, посвященных жизни и творчеству забытых российских дореволюционных англоведов – ученых и публицистов. В фокусе исследовательского интереса – личность Семена Исааковича Рапопорта (1858–1934), c 1891 г. постоянно проживавшего в Лондоне и вплоть до 1917 г. печатавшего корреспонденции и очерки об Англии в российских периодических изданиях: газетах «Новости», «Неделя» и журналах «Книжки недели», «Северный вестник», «Русское экономическое обозрение», «Вестник Европы», «Мир божий», «Образование», «Русская мысль», «Вестник финансов, промышленности и торговли».
  6. социалистические идеалы, исторический голлизм, левый голлизм, самоидентификация, патриотизм, советско-французские отношения, межкультурный диалог
    О взаимоотношениях России и Франции в разные периоды истории написано немало. Однако это исследовательское поле отнюдь не исчерпано, в частности в том, что касается взаимопереплетения семейных судеб. В личной памяти, семейных архивах порой обнаруживаются до сих пор мало известные или совсем неизвестные факты, которые подчас самым неожиданным образом вписываются в историю советскофранцузских отношений, по-своему дополняя и обогащая наши представления об «особой их чувствительности». Семейная история Лео Амона служит тому наглядным примером и представляет интерес с точки зрения такого актуального направления современного исторического знания, как частная или повседневная история.

  7. «МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ»


  8. история эмоций, университетская культура, мемуарный дискурс, университетские ценности, эмоциональное сообщество, Харьковский университет
    Статья посвящена реконструкции ценностно-эмоционального репертуара университетской культуры на основе изучения мемуарного комплекса императорского Харьковского университета. Автор отстаивает тезис об органической связи ценностей и эмоций в мемуарном дискурсе. Характерные черты университетской культуры обуславливали специфические формы отбора и репрезентации эмоций в воспоминаниях, но в то же время эмоции играли ключевую роль в процессе формирования, сохранения и трансляции университетской культуры посредством мемуарного дискурса. Делается вывод об оптимистическом характере культуры университетской корпорации в целом и необходимости осознанного использования ее ценностноэмоционального потенциала.
  9. Вильгельм фон Гумбольдт, «гумбольдтовский миф», Берлинский университет, юбилей 1910 г.
    В статье исследуются истоки «гумбольдтовского мифа». Автор опровергает сложившуюся в науке точку зрения, согласно которой миф возник во время празднований 100-летнего юбилея Берлинского университета в 1910 г., показывая, что она не подтверждается источниками. По мнению автора, «гумбольдтовский миф» возник до 1910 г. в сочинениях немецких философов и педагогов начала ХХ в. под влиянием записки Гумбольдта «О внутренней и внешней организации высших научных учреждений в Берлине». Юбилей же Берлинского университета следует считать только одним из способов фиксации и распространения мифа.
  10. университет, юбилейная история, коммеморация, историческая память, интеллектуальная культура, хронотоп, темпоральная перспектива
    Современная историография университетской истории в России носит ярко выраженный историко-культурный характер, что является общим для ряда формирующихся направлений. В статье речь идет об особом ракурсе рассмотрения истории российских университетов, а именно – в свете исследований коллективной исторической памяти и хронотопических характеристик интеллектуальной культуры. Автор подчеркивает специфическую природу «университетских историй», их сущностные отличия от «университетских исследований», ставящих перед собой задачу деконструкции предшествующей, «изобретенной» традиции. Число новых юбилейных университетских историй, выступающих как феномен мемориальной культуры, не столь велико, но именно они дают корпоративному самосознанию полноту темпоральной перспективы. Историческая перспектива longue durée, устремленная от «начала начал» к текущему моменту и далее – в грядущее, актуализируется в условиях процедуры «оптимизации», навязанной университетам извне. Юбилейные истории, создающие «Я-образ» университета в жанре корпоративной «автобиографии», начиная с сакрального акта «рождения», способствуют консолидации сообщества, связывая профессуру и студентов разных поколений, предъявляя университет «внешнему миру» и утверждая его высокую миссию и статус в обществе.

  11. В МИРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ


  12. история Церкви Англии, 39 статей, «Декларация согласия», ортодоксия, религиозная идентичность
    Статья посвящена проблеме статуса 39 статей в Церкви Англии и их месту в рамках ее вероучительной ортодоксии, которая лежит в основании идентичности реформированной Английской церкви.
  13. визуальная история, витраж, конструирование образа, репрезентация, Широкая церковь, кембриджские платоники
    Авторы анализируют витражи англиканской часовни Эммануэль колледжа Кембриджского университета, созданные в честь трехсотлетия колледжа в 1884 г. Вначале в центре внимания находился портрет английского богослова Дж. Колета (1467–1519). Портрет представляет собой визуализацию важнейших биографических данных о герое и отражение исторической памяти о нем. Однако данный витраж оказался частью парного портрета Дж. Колета и английского протестантского мыслителя У. Тиндела (1494–1536). Двойной портрет может быть интерпретирован как визуальная репрезентация протестантского направления английской историографии Тюдоровской Реформации. При открытии панорамной витражной композиции из шестнадцати фигур, занимающей все восемь окон часовни, возникает третий образ – Широкой церкви, одного из направлений англиканства викторианской эпохи. Настоящее исследование подтверждает, что само видение – «оптика взгляда» – является проблемой, нуждающейся в изучении.
  14. Н.С. Лесков, иностранные предприниматели, инновации, коммуникативное поле, коммуникативный акт
    С помощью литературных произведений, которые интегрируют в коммуникативные поля читающих и мыслящих людей из разных сословий, можно «измерить» градус «общественного мнения» и даже «накал страстей» вокруг темы иностранцев в России и привносимых ими инноваций в технике, одежде, культурных практиках. Произведения Н.С. Лескова предоставляют богатый материал для исследования отношения к иностранцам и иностранным предпринимателям в России XIX в. В этих произведениях видно неоднозначное и противоречивое отношение автора к данной проблематике, охватывающей темы межкультурной коммуникации и адаптации новых культурных и социальных практик.
  15. США, Юг, менестрель-шоу, семиотика, историческая память
    Статья посвящена менестрель-шоу – форме народного театра, популярной в США XIX в., и направлена на выявление роли художественной реальности в конструировании реальности социальной (идентификационные модели, перцепции, память о прошлом). Автор исходит из того, что, взяв группу функционально однородных текстов, можно рассмотреть ее как один текст и составить описание языка американских менестрель-шоу на различных текстуальных уровнях, уделяя особое внимание повествовательным, идеологическим и миро-структурам. Проведенное исследование позволяет: 1) определить коммуникативные стратегии и тактики в становлении идентификационных моделей США; 2) рассмотреть возникновение долгосрочных расовых стереотипов восприятия афроамериканцев; 3) объяснить, как изменение в восприятии художественной реальности формирует мифологическое мышление и одновременно активизирует историческую память о Юге США.
  16. история детства, история города, детское пространство, детские журналы, Советская Россия / СССР, 1917–1927 гг.
    В статье представлены некоторые подходы к изучению истории детства через изучение истории городского пространства. В центре внимания находится процесс конструирования отдельных «детских локусов» в пространстве советского города первого послеоктябрьского десятилетия и вписывания ребенка в новый городской пространственный контекст. Особый акцент сделан на знаково-символических проектах, выполненных в духе романтического революционаризма тех лет и носящих преимущественно «бумажный» характер. Проанализирована специфика репрезентации нового советского города в детской целевой аудитории − на страницах журнала «Мурзилка» середины 1920-х гг.
  17. история эмоций, эмоциональный режим, новый город, индустриализация, Урал, Магнитогорск
    В статье рассматривается эмоциональный режим, сформировавшийся в новом индустриальном центре в период форсированной индустриализации. История эмоций стала популярным направлением в мировой исторической науке, однако исследования в «эмоциональном ключе» преимущественно выстраиваются в широких хронологических и территориальных рамках. Автор предлагает конкретный пример изучения эмоционального сообщества на локальном материале и показывает, что мысли и чувства горожан стремились унифицировать в рамках концепции формирования «нового города», навязывая магнитогорцам определенный набор нормативных эмоций и официальных практик, а также выражающих их эмотивов, которые выступали опорой для существующего политического режима.

  18. ДИСКУРСЫ ИДЕНТИЧНОСТИ


  19. иезуиты, memoria, муечничества, воспоминания, нарратив, идентичность
    В течение 230 лет до роспуска ордена в 1773 г. иезуиты сформировали культуру, в основе которой была memoria. В иезуитских школах memoria культивировалась благодаря занятиям, предоставлявшим студентам доступ к идеям, из которых те выстраивали свою картину античной (а к середине XVIII в. и недавней) истории. В культуре иезуитов memoria предоставляла доступ ко «времени иезуитов», в котором нарративы мученичества иезуитов выстраивались в обратном порядке, от мученичества к более ранним событиям жизни мученика. Такие повествования создавали указания для духовной жизни и общую историю; они были запечатлены в сочинениях и ритуалах, питавших коллективную идентичность иезуитов, разбросанных по всему миру, и порождали такие новшества, как «Дворец памяти» Маттео Риччи.
  20. Дневник Троянской войны, Диктис Критский, Томас Уолсингем, рецепция античности
    Характерными чертами «типично средневековых» представлений о гибели Трои нередко считается их зависимость от рассказов псевдо-очевидцев – Дарета Фригийского и Диктиса Критского (их «правдивые записи» противопоставлялись «лживым» сочинениям Гомера и иных древних поэтов), а также явная симпатия западных писателей к троянскому лагерю. Однако в ряде случаев данные оппозиции не наделялись принципиальным значением, и доминантой повествования оказывался синтез самых разных по происхождению известий о легендарном конфликте древности. Наиболее четко подобная «всеядность» проявляется в период XIV–XV вв., по мере существенной диверсификации корпуса троянских сказаний, усложнения соответствующей политической мифологии и усиления интереса к языческим верованиям как неотъемлемому элементу античной традиции. Обращаясь к произведению Томаса Уолсингема “Ditis ditatus”, автор акцентирует внимание на тех аспектах, которые прямо соотносятся с обозначенным синтетическим прочтением легендарного материала и техниками согласования «исторической» и «поэтической» репрезентации троянского прошлого в контексте позднесредневековой культуры.
  21. Бургундское государство, Франция, война Лиги общественного блага, битва при Монлери, конструирование идентичности, дипломатика
    В статье анализируется несколько актов (акт о назначении рыцаря Луи Гаста на должность советника и камергера Карла, графа Шароле, будущего герцога Бургундского Карла Смелого; акт о пожаловании королем Франции Людовиком XI мемуаристу Филиппу де Коммину сеньорий Тальмон и прочих), которые позволяют дополнить сложившиеся в историографии на основе анализа нарративных источников представления о методах идеологического противостояния между Францией и Бургундским государством. Несмотря на то, что грамоты не содержат преамбул, в которых традиционно находили отражение политические концепции, они продолжают выполнять функцию формирования определенного взгляда на событие, которая в эпоху Нового времени перейдет к памфлетной литературе.
  22. демонология, maleficium, «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum), интеллектуальная культура, инсбрукское преследование ведьм
    Статья посвящена авторским стратегиям обоснования правомерности преследования за злонамеренное колдовство (maleficium) в демонологических трактатах конца XV в. – сочинениях Генриха Инститориса (Malleus Maleficarum, Der Nürnberger Hexenhammer) и Ульриха Молитора (De Laniis et Phitonices Mulieribus Teutonice Hexen vel vncholden). Созданные после скандала вокруг инквизиционного дознания Генриха Инститориса в Инсбруке, эти сочинения содержат интерпретации злонамеренного колдовства через отсылку к предшествующей книжной традиции. Описывая maleficium оба автора стремятся обозначить особый статус личного опыта в деле преследования ведьм, используя собственные сочинения для коммуникации со светскими и церковными властями.

  23. NOTULAE ERUDITAE


  24. М.И. Ростовцев, К. Хопкинс, античная Пальмира, Дура-Европос, эллинизм, теория диффузионизма
    В статье анализируется научное наследие выдающегося русского и американского ученого М.И. Ростовцева, известного своей интерпретацией социально-экономической истории античного мира, а также одного из его учеников – Кларка Хопкинса. Их труды, посвященные проблеме происхождения ряда религиозных культов в древней Пальмире, рассматриваются в тесной связи с вопросом о теоретико-методологических основаниях научной школы Ростовцева, созданной им в США. Автор приходит к выводу, что фундаментом интеллектуального творчества этой группы историков послужила существенно модифицированная ими теория диффузионизма.
  25. нация, этния, этносимволизм, примордиализм, конструктивизм
    В статье рассматривается проблема связи между этническими сообществами прошлого и современными национальными идентичностями. Внимание уделено содержанию понятий «этния» и «нация» в концепции этносимволизма и их эволюции в контексте дискуссий о «естественном» и «сконструированном» или «инструментальном» характере наций.
  26. ересь богомилов, религиозный дуализм, Первое Болгарское царство, власть, телесность
    В статье исследуются социальные практики сопротивления болгарских богомилов государственной и церковной властям. Автор анализирует формы существования власти в Первом Болгарском царстве Х в. («стратегии») и формы сопротивления им, отражённые в текстах последователей и противников богомильской ереси («тактики»). Делается вывод о взаимосвязи телесного (физического) характера власти и отрицания телесности богомилами в рамках дуалистического мировоззрения, иными словами: взаимосвязи отражённой в текстах мировоззренческой (символической) системы и социальных практик.
  27. аристотелевская традиция, псевдо-Аристотель, «Проблемы», меланхолия, обращение, познание, Тимоти Брайт, Роберт Парсонс, Джордж Гилберт, католические миссионеры
    В статье рассматривается влияние концепта меланхолии и идеи гениямеланхолика, сформулированной в псевдо-аристотелевых «Проблемах» на богословскую мысль и миссионерскую практику английских католиков конца XVI в., а именно, на представления о роли меланхолического состояния в познании религиозной истины и обращении в «истинную» веру.
  28. история ФРГ, Конрад Аденауэр, Холодная война, историография ФРГ, историческая антропология
    В статье рассматривается проблема влияния кёльнского происхождения на внешнюю политику Аденауэра. Определяется значение данного фактора для западной интеграции, антисоветского курса, германского вопроса.

  29. ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ


  30. эмигранты «первой волны» в Праге, Г.В. Вернадский, евразийство
    Мемуары известного историка-эмигранта Г.В. Вернадского хранятся в Бахметьевском архиве русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета в Нью-Йорке. В публикуемых воспоминаниях о «пражском периоде» своей жизни он уделял основное внимание преподаванию на Русском юридическом факультете в Праге и сотрудничеству с коллегами по Семинарию Н.П. Кондакова. Нежелание подробно писать о евразийском движении, в которое он был вовлечен в то время, косвенно свидетельствует о его разочаровании в конце жизни в евразийской исторической концепции.
  31. Великая война и Русская революция, Кавказ в 1917 г., история Армении, А.И. Хатисов, исторические события и личный опыт, мемуары
    Публикация фрагмента воспоминаний Александра Ивановича Хатисова (1874– 1945), члена правительства независимой Республики Армения, с 1920 г. жившего в эмиграции во Франции. Рукопись была им подготовлена в 1924 г. для «Архива русской революции», издаваемого И.В. Гессеном в Берлине, но в него не вошла.

  32. ЧИТАЯ КНИГИ…


  33. источниковедение, историография, методология истории
    Рец. на книгу: Источниковедение: учеб. пособие / И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др.; отв. ред. М.Ф. Румянцева. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2015. – 685 с.
  34. библейские тексты, философия языка, коммуникативная модель описания, греко-говорящая иудейская диаспора, лингвистические практики
    Рецензия на книгу: А.В. Вдовиченко. Казус «языка» Септуагинты и Нового Завета: лингвистический метод «за» и «против» авторов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 288 с., в которой статус библейских текстов переосмыслен в контексте аутентичных лингвистических практик грекоговорящей иудейской диаспоры времени эллинизма.