69-й выпуск журнала „Диалог со временем“

69PDFНомер выпуска: 69
Год выпуска: 2019
Страниц: 432
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ПРОСТРАНСТВА ИСТОРИИ


  1. спатиальный поворот, пространство взаимодействия, глобальная и региональная история, пространство микроистории, “территория историка”
    Пространственный поворот конца XX – начала XXI в. в истории и других гуманитарных науках существенно повлиял на обновление исследовательской проблематики и подходов, нацеленных на разностороннее понимание спатиальных структур в обществах прошлого и современности. Все чаще и увереннее мир воспринимается как пространство взаимодействия в большом времени Истории. Обсуждению последствий пространственного поворота была посвящена Международная научная конференция «Пространства историй и истории пространств: метаморфозы восприятия, присвоение, созидание», которая состоялась в Институте международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в ноябре 2018 года. Эта тема стала главной в настоящем выпуске нашего «Диалога со временем». Развернутые тексты прозвучавших на конференции докладов, составили основу нескольких рубрик. В настоящей статье ставится вопрос о предметных полях и методологических трудностях различных версий глобальной, региональной и локальной истории, а также рассматривается роль некоторых пространственных метафор в историческом познании.
  2. интеллектуальная история, интеллектуальная биография, пространственный поворот, итальянистика, эмиграция, Россия в мире
    Тема реконструирования исторического пространства в интеллектуальных поисках историков прошлого сочетается с проблемой возможностей контакта культур и их взаимного отражения. «Прошлое – чужая страна», в разные века интеллектуалы, историки, гуманитарии, изучая мировую историю выстраивают двойной или тройной образ «другого»: образ прошлого вообще как чужеземья, образ изучаемой чужой земли, страны, народа), а также присваивают или отрицают «чужой» образ истории. В статье раскрываются интеллектуальные биографии двух выдающихся личностей – представителей итальянского Ренессанса и Серебряного века России. Отечественный историк и филолог-итальянист В.Н. Забугин, видный деятель русской эмиграции в Италии, посвятил труд жизни единственному итальянскому гуманисту, посетившему южные области России – Юлию Помпонию Лэту. Воспитанник университета Петербурга стал доцентом университета Рима, того центра знаний, которому в пору Возрождения отдал столько сил и знаний гуманист Помпоний. Тема пространства и его освоения раскрывается в нескольких проекциях в творчестве и Забугина, и Помпония Лэта – в смысле реального путешествия, но также – что важнее – путешествия ментального, исторической реконструкции.
  3. С.И. Архангельский, Н.П. Соколов, пространство, географический кругозор, Английская буржуазная революция, история Венеции, локальный метод
    В статье предпринята попытка выявить ключевые компоненты географических познаний двух советских специалистов по зарубежной истории С.И. Архангельского и Н.П. Соколова, складывавшиеся на пересечении самых разных факторов и практик – детских лет, проведенных в «глубокой» провинции, обучения в региональных центрах и столичных университетах, опыта длительных и краткосрочных путешествий по России и Европе, работы в вузах «закрытого» советского города, переписки с отечественными и зарубежными корреспондентами и т.д. Особое внимание уделено выбору базовых исследовательских тем, географические рамки которых существенно разнились на отдельных этапах интеллектуальной биографии ученых.

  4. ВООБРАЖАЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОПЫТ ДРУГОГО


  5. Кассий Дион, «Римская история», греко-римская историография, нарратив, травелог, имперское пространство, автопсия
    В статье рассмотрены автобиографические фрагменты и этногеографические экскурсы, которые могут быть охарактеризованы как «персональная география» историка или своего рода травелог – заметки, описания и сведения, основанные на личном посещении тех или иных мест. Соответствующие пассажи «Римской истории» еще не становились предметом специального анализа как значимая особенность дионовского повествовательного стиля наряду с пристрастием к чудесам, анекдотам и отступлениям новеллистического характера. Там, где это возможно, в связи с общим контекстом повествования или даже вне зависимости от него, Дион не упускает случая не просто указать на свое знакомство с той или иной местностью, но и особо подчеркнуть авторитетность своего знания, основанного на личном опыте.
  6. Древний Рим, Египет, Нильские сцены, восприятие иноземной культуры
    Использование образа карликов в визуализации жителей долины Нила рассматривается как значимая составляющая определения характера и специфической роли Нильских сцен в римском представлении о Египте. Отмечается взаимосвязь перемены стилистики Нильских сцен и резкой стереотипизации сюжетных линий с изменениями в римской политике в отношении Египта, которая связана с его становлением как части Imperium Romanum.
  7. ментальная география, теория четырех царств, Сульпиций Север, Павел Орозий, Мовсес Хоренаци, Себеос, историческая мысль раннего средневековья
    Статья посвящена проблемам интерпретации пространственных представлений в текстах христианских историков раннего Средневековья. Эти представления зачастую вызывают недоумение у современного читателя и объясняются отсутствием научного мышления. Однако в оптике ментальной географии многие такие «ошибки» или «странности» выглядят весьма привлекательными для исследователей. Обращаясь к практикам толкования библейской Книги Даниила и связанной с ними концепции четырех царств, автор статьи пытается выявить особенности осмысления данной теории в текстах Павла Орозия, Мовсеса Хоренаци и Себеоса, а также определить степень ее востребованности в трудах христианских авторов V–VII вв.
  8. родство, история эмоций, разлука с близкими, раннее Средневековье, Григорий Турский, Беда Достопочтенный, историописание, агиография
    В статье рассматриваются ситуации разлуки с родными и близкими, освещенные двумя писателями раннего Средневековья – Григорием Турским и Бедой Достопочтенным. Анализируются, в частности, коммуникативные аспекты расставания родственников, эмоциональная реакция, приписанная персонажам исторических и агиографических текстов, а также оценка нарраторами поведения отдельных героев в соответствующих эпизодах повествования. Особый акцент сделан на соотношении сведений, формирующих «эмоциональный фон» того или иного эпизода, с целеполаганием нарраторов и жанровым своеобразием рассказов.

  9. КОНСТРУИРУЯ ПЕРИФЕРИЮ…


  10. Римская Британия, пространство, культурный ландшафт, провинции Римской империи
    В статье рассматриваются перспективы изучения пространства и ландшафта Римской Британии. Последние десятилетия отмечены значительным ростом числа публикаций, в центре которых – проблемы трансформации пространства острова в римское время. Данный «пространственный поворот» далек от завершения, его ключевые термины и концепты еще требуют теоретического осмысления. Однако уже сейчас ясно, что обращение к исследованию пространства и культурного ландшафта римской Британии позволяет сделать шаг к созданию нового, «многоголосого», нарратива, в котором найдется место разным взглядам на изменения региона в I–IV вв.: субъективному римскому и объективному археологическому.
  11. поздняя Античность, раннее Средневековье, христианство, потусторонний мир, грех, покаяние, Рай земной, Рай небесный, царство Божье
    В статье рассматривается эволюция взглядов на границы потустороннего мира на рубеже Античности и Средневековья. Автор показывает, что эволюция представлений о локализации одного из аспектов потустороннего мира – Рая, привела к превращению смерти из «проблемы» в «возможность». Отмечается, что к VII в. появляется новый стиль христианского миропонимания, оперирующий качественно иными образами посмертного воздаяния и локализации Рая. Изобилие Рая, лежавшее близко к этому миру и связанное с царством Божьим было утрачено под воздействием усиления внимания к проблемам заслуг, греха, идентичности.
  12. Русь, ал-Истахри, Ибн Хаукал, исламская картография, мировые империи, географический образ
    Статья посвящена анализу сведений о Руси арабских географов X в. ал-Истахри и Ибн Хаукала, сочинения которых структурно состоят из двух частей — картографической и текстовой. В картографическую часть входят круглая карта мира и 20 прямоугольных карт — карты Индийского океана, Средиземного и Каспийского морей, а также 17 карт различных провинций Халифата. Текстовая часть составлена как комментарий к картам: во введении, имеющем концептуальный характер, дается обзор системы мировых империй с входящими в них странами и народами мира, а в основной части помещено описание объектов, изображенных на 20 упомянутых картах. Картографическую, концептуальную и описательную части сочинений в историографии принято рассматривать по отдельности, хотя они все характеризуют один и тот же объект, различаясь лишь масштабом и формой изложения. Так, о Руси говорится в различных контекстах: на круглой карте Русь показана как одна из стран мира; во введении — как часть византийского имперского пространства; в основной части сочинения (в разделе, посвященном описанию Каспийского моря) – как самостоятельное государство, состоящее их трех областей. Проведенный в статье сравнительный анализ информации арабских географов о Руси вскрывает механизм формирования образа страны и ее позиционирования в системе мировых империй.
  13. карты-потоланы, история картографии, Рифейские горы, средневековые карты, античная география
    Карты-портоланы почти не демонстрируют преемственности по сравнению с предшествующими античными и средневековыми картами. Морские карты содержат точные данные о конфигурации побережий Средиземного, Чёрного и Азовского морей с большим количеством реалистичной информации о городах, портах, реках, горах и других картографических объектах. Карты-портоланы резко порывают со средневековой традиционной картографией – с её религиозными, мифологическими и фантастическими образами. Однако они включают в себя Рифейские горы, которые были одним из самых важных указателей севера Евразии в Античности и Средние века. Несколько карт показывают некие горы, которые могут быть Рифейскими. Встатье показано, как античная и средневековая география представляла Рифейские горы и какие черты карт-портоланов могли бы рассматриваться как отголоски традиционной европейской картографии.

  14. ПРЕОДОЛЕВАЯ ГРАНИЦЫ КУЛЬТУР И ЭПОХ


  15. итальянская литература, Ренессанс, русско-итальянские культурные связи в ХХ в., Е. Ананьин, Дж. Папини
    Статья посвящена культурным связям между русским исследователем Ренессанса Евгением Ананьиным (1888–1965) и итальянским академиком Джованни Папини (1881–1956). В центре внимания – дискуссия о значении Ренессанса. Контакты между ними, вероятно, восходят к началу 1930-х, когда Папини был одним из ведущих интеллектуалов, а в конце 1930-х стал директором Национального Центра Ренессанса во Флоренции. Еще в 1913 г. Ананьин изучал историю Ренессанса в Италии, он опубликовал статьи о Пико делла Мирандола в ведущих итальянских науч-ных журналах и монографию G. Pico della Mirandola. Sincretismo religiosofilosofico. 1463–1494 (Bari, 1937), которая имела большой резонанс. Его взгляд на Ренессанс отличался от теории Буркхардта (в то время признанной в Италии) и проливал свет на тесную связь между Средневековьем и Возрождением. Судя по нескольким неопубликованным письмам Ананьина и его жены, адресованным Папини, их отношения рано прекратились, и Папини, следуя за Бенедетто Кроче, решительно противостоял любой анти-Буркхардтовской интерпретации Ренессанса.
  16. Родари, Маршак, детская литература, перевод, образ СССР
    В статье рассмотрены отношения Джанни Родари и Самуила Маршака на фоне восстановленного диалога между Италией и Советским Союзом после Второй мировой войны. В историческом контексте послевоенных лет поездка итальянских делегаций в Советский Союз предстает как путешествие не только в пространстве, но и во времени, поскольку СССР – не просто иная культура, а новая цивилизация, цивилизация будущего. Среди членов итальянских делегаций, особое внимание советская публицистика уделяла детскому писателю Джанни Родари, чей успех в СССР во многом способствовал его популярности в Италии. Реальная встреча двух титанов детской литературы состоялась в мифологизированном контексте, полном риторики и идеологических штампов. Автор подчеркивает необходимость различать плодотворные творческие отношения двух авторов от пафосного повествования об их знакомстве, характерного для статей и заметок в советских журналах и газетах того времени.
  17. взаимные представления, русско-сербские отношения, имагология, травелоги, А.Л. Шемякин, М. Йованович
    Проект по изучению взаимных представлений русских и сербов, вдохновителями которого выступили А.Л. Шемякин (1960–2018) и М. Йованович (1962–2014), выявил широкую палитру возможностей в изучении темы. Методологические оттенки имагологии определяются познавательными приоритетами и, одновременно, информационным потенциалом свидетельств, с которыми имеет дело историк. Многослойный и динамичный характер взаимных представлений требует адекватной теоретической модели, отдельным аспектам которой посвящена статья.
  18. культурная дипломатия, внешнеполитические репрезентации СССР, советские писатели, Константин Федин, европейская культура ХХ века
    На основе дневников К. Федина выявлена специфика символической коммуникации периода Холодной войны, приемы вовлечения деятелей культуры в систему внешнеполитических репрезентаций, пространства принуждения и свободы акторов. Портретный ряд послевоенных деятелей советской культурной дипломатии позволил выделить линии преемственности и разрыва с предыдущей эпохой, когда главными репрезентантами советской международной политики в области культуры оставались сталинские писатели. Их международный авторитет использовался для позиционирования СССР в роли миротворца, смягчения конфликтного образа внешнеполитического курса социалистического лагеря в глазах зарубежной общественности.
  19. Африка, советское влияние, локальные войны, военные мемуары
    В статье анализируются рассказы бывших военных специалистов СССР, проходивших службу на Африканском континенте и формировавших т.н. пространства советского влияния в Африке на протяжении 1960–1980-х гг. Автор характеризует общие закономерности восприятия этих пространств ветеранами локальных войн и специфические особенности их понимания отдельными советскими военнослужащими, выявляет основные географические ориентиры и зоны советского военного присутствия в странах континента в период холодной войны.

  20. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  21. философия, история философии, Философ, Мудрец, эпистемология, историзм, история
    В статье предлагается авторский взгляд на эпистемологическую трансформацию истории философии, приобретающей в наши дни статус не философской, но исторической науки. Превращение истории философии в историю мысли автор предлагает рассматривать с точки зрения трансформации центральной фигуры этой дисциплины, которое в терминах, предложенных Ж. Делезом, можно описать как имплицитное возвращение фигуры Мудреца, некогда вытесненное из пространства гуманитарных наук фигурой Философа. Автор показывает, почему история философии смогла обрести статус самостоятельной философской науки, сконцентрировавшись вокруг фигуры Философа, устремленного к знанию, но не обладающего им монопольно. Тем самым она смогла избавиться от порочащей репутации доксографии и выйти на уровень теоретического знания. Философ не тождествен Мудрецу как носителю знания, транслируемого по традиции и легитимируемого принадлежностью к ней. Историко-философский дискурс имеет тенденцию сближать фигуру Философа с фигурой Ученого, приписывая первому познавательную активность. При этом конституируется бинарная оппозиция знание/познание, в которой второй элемент имеет приоритет над первым. Во второй половине XX века происходит дискурсивный перевод истории философии в регистр исторической науки посредством ее преобразования в историю мысли. Фигура философа заменяется фигурой Ученого, которая в силу своей непосредственной вовлеченности в традицию и центрированности на преобразовании собственной личности обладает чертами, характерными для фигуры Мудреца.
  22. русский авангард, утопия, советская цивилизация, «места памяти», «пространства памяти»
    Авторы рассматривают искусство русского авангарда 1920-х гг. как своеобразный депозит «мест» и «пространств» памяти становящейся советской цивилизации. Такой ракурс исследования стал возможен на стыке двух парадигм: утопической и парадигмы памяти. Первая позволила проанализировать дискурс, сформированный утопическими идеями авангардистов о «новом мире»; вторая – рассмотреть культурные тексты авангардистов в качестве «мест» (П. Нора) и «пространств» (А. Ассманн) памяти о рождении советской цивилизации как «нового мира». В статье представлены образы-модели нового мироустройства: общинно-патриархального, при этом технократического и находящегося в удивительном первозданном единении с природой сверхгосударства (В. Хлебников), совершенного беспредметного мира, созданного на основе нивелирования индивидуальных черт (К. Малевич), а также конструктивистские концепции гармонично организованной среды обитания и нового типа жилища как важнейшего условия становления нового общества и формирования «нового человека». Искусство авангарда, став «пространством памяти» о Еще-Не-Бытии, но реально-возможном (Э. Блох), в символической и функциональной формах отражало процесс становления советской цивилизации.
  23. древний Восток, общество, государство, экономика, феодализм, Г. Масперо, Э. Мейер, В.В. Струве
    В статье рассмотрены истоки концепции феодализма на древнем Востоке в трудах Г. Масперо и Э. Мейера, а также проведен анализ работ В.В. Струве – одного из приверженцев этой концепции в 1920-е – начале 1930-х гг. В них ученый не стремился ее обосновать, считая бесспорной, а скорее пользовался ее готовыми понятиями в своих построениях, актуальных в идеологической ситуации того времени.
  24. Б.Ф. Поршнев, сциентизация, структурализм, исторический эксперимент, Тридцатилетняя война
    В статье рассматривается опыт сциентизации исторического знания на примере разработанной Б.Ф. Поршневым концепции международных отношений в период Тридцатилетней войны. Прослеживается связь этой концепции со структурализмом, а также переклички между фундирующей ее историософией и теориями Т. Гоббса (проблема возникновения социальности), К. Шмитта (концепция "друг/враг") и Р. Арона (социология международных отношений). В ходе анализа аргументативной структуры естественнонаучных импликаций концепции Поршнева (понятия "синхронии" и "диахронии" исторического процесса, концепция "исторического эксперимента"), которая характеризуется как аксиоматическая, делается вывод о том, что настойчивое стремление автора к научной строгости и ригидности понятийно-категориального аппарата приводит к противоположному эффекту – метафоризации языка.

  25. ИЗ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ


  26. история медицины, интеллектуальная история, польские провинции, Российская империя
    Авторы анализируют медицинские представления и отношения врачей и пациентов первой трети XIX века. Стимулом к тому послужил задокументированный конфликт, который разбирала виленская врачебная управа в 1827 году. Благодаря этому в государственный архив попали жалоба пациента на частнопрактикующего семейного врача, не сумевшего спасти двух его детей от скарлатины, а также оправдание доктора, и экспертиза его действий со стороны медицинских чиновников. Уникальные свидетельства позволили реконструировать медицинские знания ученых врачей и медицинские представления пациентов, уровень доверия к научной медицине, условия частной медицинской практики в Виленской губернии.
  27. история империй, иcтория колониальной медицины
    В статье рассматривается становление исследовательского поля истории имперской медицины. Анализируются изменения в предcтавлениях иcториков о целях, cодержании и поcледcтвиях европейских медицинских инициатив в колониях.

  28. ПЕРЕКРЕСТКИ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОСТИ


  29. Владимир Красно Солнышко, Владимир Святославич, Владимир Святой, Крещение Руси, историческая память, историческая политика
    В статье прослежена эволюция образа Владимире Святого в ХХ – начале XXI в., показано его место в пантеоне российских и украинских национальных героев, высказаны аргументированные предположения о перспективах востребованности образа св. Владимира в исторической памяти. В фокусе статьи – широкий комплекс источников формирования массовых исторических представлений о Владимире Святославовиче – учебная литература, беллетристика, монументальная пропаганда, церковные коммеморации, аудиовизуальные источники.
  30. эмиграция, интеллектуалы, радикализм, утопия, национализм
    Статья посвящена личности Эмилии Павловны Ильиной – инженера, эмигрантки, писательницы и публицистки. Вводятся в оборот новые архивные источники. Автор опирается на концепцию габитуса П. Бурдье, на теорию «большого контракта» между интеллектуалами и советской властью, а также на идею И. Джонатана о противостоянии двух традиций в среде интеллектуалов: одна берет свое начало от Высокого Просвещения, вторая – от его радикальной ветви. В мировоззрении Ильиной прослеживаются характеристики радикального этоса и габитуса.
  31. адыгская историография, Ш. Ногмов, Хан-Гирей, локальная история адыгов, фольклорные источники, историографические источники
    В статье рассматриваются работы адыгских просветителей первой половины XIX в. Ш. Ногмов в «Истории адыхейского народа» опирался на фольклорные источники – кабардинские сказания и предания, и освещал вопросы этногенеза адыгов, религиозной идентичности, социальной структуры кабардинского общества. Хан-Гирей в «Записках о Черкесии» исследовал происхождение адыгских племен, их этнонимы, особенности общественного строя, хозяйственной и духовной культуры. Авторы провели сравнительный анализ работ просветителей между собой и с текстами ученых, путешественников и представителей российской администрации на Кавказе.
  32. история сексуальности, З. Фрейд, норма и девиация, Фуко, дискурс, власть, Т. Лакёр, тело, де Сад, революция, Л. Хант
    В статье рассмотрено становление и современное состояние истории сексуальности как историографического направления. Научное изучение истории сексуальности началось примерно с 1970–1980-гг., а в 1990-х гг. сложились два методологических подхода, использованные для классификации в данной статье. Первый, эссенциалистский, рассматривает секс как природное биологическое явление, отношение к которому различается в разных культурах и претерпевает известную трансформацию в процессе общественного развития. Второй, конструктивистский подход, опирается на идеи М. Фуко о дискурсивности и рассматривает контроль над сексуальностью как одну из главных дисциплинарных технологий современного общества. Теоретические проблемы истории сексуальности были озвучены уже в 1990-х гг., но консенсус в их решении так и не был найден. На нынешнем этапе многочисленные труды в данном области носят, в основном, эмпирический характер, хотя и дополняют палитру представлений об этой важной части жизни человека.
  33. рок-культура, рок-музыка, коллективная память, идентичность, субкультура, ретроспективная рефлексия
    Статья связана с научной проблемой, которая заключается в преобразовании культурного явления в процессе его вспоминания. В данном случае речь идет о роккультуре и рок-музыке, сыгравших значительную роль в преобразованиях 1980-х – начала 1990-х гг. в СССР и постсоветской России. В основе гипотезы лежит идея того, что изменение функциональной роли рок-музыки в последние два десятилетия нашло отражение в ретроспективном восприятии этого явления людьми, связанными с рок-культурой. Основными позициями, выраженных в воспоминаниях, предстают конфликт между роком и советской культурой, взаимосвязь рок-музыки и политических коллизий эпохи перестройки, молодежные субкультуры конца 80-х гг. и степень изоляции рок-среды от социального большинства.

  34. ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ


  35. крестьянский вопрос, реформа 1861 года, сословная политика, крепостное право
    Пересматривая типичные историографические оценки дореформенной сословной политики самодержавия, автор исследует два взаимосвязанных комплекса тем: 1) происхождение, содержание, характер, технологии решения и место крестьянского вопроса в структуре социально-экономических и политических процессов; 2) предпосылки, причины, задачи и последствия реформы 1861 г., разработка ее философской и технологической сторон. Автор полагает необходимым отделить реформу от предыдущих попыток решения крестьянского вопроса, формулирует концепцию «двух реформ» и приглашает к дискуссии по проблемам социальной политики самодержавия XVIII – первой половины XIX века и генезиса капитализма.

  36. ЧИТАЯ КНИГИ…


  37. Дюла Свак, «Опыт микроисториографии», русская историография, ученый-интеллигент
    В статье, посвященной творчеству всемирно известного историка-русиста, основателя и руководителя Центра русистики Будапештского университета имени Лоранда Этвеша, почетного доктора Российской академии наук, профессора Дюлы Свака, очередная книга которого «Опыт микроисториографии» вышла в 2019 г. в московском издательстве «Аквилон», предпринята попытка охарактеризовать «опыт» профессора Дюлы Свака как ученого-интеллигента, осознающего важность своей роли в обществе и потому проявляющего исследовательскую смелость при выборе тем и постановке научных вопросов, строящего своеобразные «культурные мосты» не только между различными историческими школами, но и нашими странами.
  38. советская историография, Французская революция, революционная традиция, автопортрет автора, научная повседневность
    Речь идет о новой книге известного историка А.В. Гордона «Историки железного века». Книга состоит из девяти очерков, посвященных Г.С. Фридлянду, Я.В. Старосельскому, Я.М. Захеру, Б.Ф. Поршневу, Е.В. Тарле, А.З. Манфреду, В.М. Далину, В.С. Алексееву-Попову, С.Л. Сытину, А.В. Адо. Через призму научных биографий создается общая картина советского историознания Французской революции. В рецензии отмечается: 1) новаторство автора в создании особого историографического жанра, предметом его исследования является не только научная деятельность, но и жизненный мир его героев, укорененность их деятельности в повседневном бытии, жесткой социальной реальности; 2) особое внимание к революционной традиции, обеспечивающей внутреннее единство историографического процесса; 3) проблематизация фигуры самого автора-исследователя и биографа.

  39. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: СОБЫТИЯ И ПРОЕКТЫ


  40. Россия, Британия, интеллектуалы, власть, идентичность
    Статья посвящена анализу докладов, представленных на международном научном семинаре ««Интеллектуалы и власть в Великобритании и России в эпоху перемен (XVII–XVIII вв.)», который состоялся 5–6 сентября 2019 г. на базе Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) в рамках работы над исследовательским проектом, поддержанном грантом РНФ.