72-й выпуск журнала „Диалог со временем“

Вернуться на главную страницу журнала
Загрузить PDF(PDF)-версию 72-го выпуска
Номер выпуска: 72
Год выпуска: 2020
Страниц: 430
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ


  1. репрезентация, социальное, культурный поворот, воображение, образ, практики, аффект, идентичность
    В 1980–1990-е гг. в условиях небывалого умножения технических посредников между человеком и реальностью концепт репрезентация стал ключевым понятием культурного поворота в историографии. Французские историки ментальностей вписали его в антропологически ориентированную социальную историю. В статье обсуждается «история репрезентаций» по-французски и вклад историописания такого типа в расширение возможностей исторического познания.
  2. историзм, публичная история, историческая политика, темпоральность, парадигма, публичная сфера, множественная публичность
    Проблема трансформации исторического сознания рассматривается в статье в контексте смены парадигм, задающих общие рамки публичных форм мышления. Автор описывает три парадигмы обращения к истории в публичной сфере. В первой парадигме обращение к истории ориентируется на репрезентацию устойчивого социального порядка, что было характерно для периода раннего модерна. Во второй парадигме описание социальной действительности основывается на больших хронологически последовательных исторических нарративах. Формирование этой парадигмы начинается с середины XVIII в., и она в значительной степени определяет историческое сознание до сих пор. Для третьей парадигмы характерна переориентация с реконструкции исторической последовательности на взаимодействие с коммуникативными потоками. Она формируется в последние десятилетия в условиях интерактивной медиасреды и характерной для нее множественной публичности. Моделирование смены парадигм предпринимается на основании анализа тенденций публичного функционирования истории в контексте трансформации публичной сферы.
  3. история эмоций, поворот к аффекту, управленчество, эмоциональный капитализм, исследования культуры
    Статья посвящена полемике вокруг перспектив «поворота к аффекту» в гуманитарных исследованиях. Нужен ли он историкам? Или понятие аффекта имеет смысл рассматривать лишь как уточняющее в рамках исследования эмоциональных сообществ и трансформаций режимов эмоций/знания/власти? Эти вопросы важны не только сами по себе, но и в связи с расширением междисциплинарных связей на рубеже XX–XXI вв. Сегодня междисциплинарность все чаще предполагает сотрудничество историографии как с другими гуманитарными, так и с нейрокогнитивными науками. Авторы делают попытку определить ключевые тренды в исследованиях аффекта и наиболее продуктивные для историописания векторы диалога между ними.

  4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  5. Мишле, историзм, Великая французская революция, Французская республика, историография Франции
    Статья посвящена историософии и методологии Мишле. Отмечается, что переломное время в истории Франции сопровождалось сменой и смешением типов историзма. Историзмы нарративного и нравоучительного типа уступали место позитивистскому детерминизму. Историзм Мишле сочетает выверенную фактологию с элементами целеполагания и обращением к исторической памяти. Историософский холизм и цивилизационный принцип единства многообразия придали его творчеству уникальную целостность, предвосхитившую «тотальную историю» школы «Анналов».
  6. Россия, славянофильство, философия, внешняя политика, детерминанты, исторический выбор, миссионерство
    Основная задача статьи – рассмотреть процесс философского осмысления особого пути национального развития России на примере духовно-идеологической платформы славянофилов в середине XIX в. Многие из выводов и решений, предложенных России представителями данного философского течения, представляются актуальными и сегодня. Понимание идей, лежащих в основе их мировоззрения, во многом помогает лучшим образом понять и современную Россию. При подготовке статьи применялся историко-философский методологический инструментарий: метод исторического анализа, метод индукции и метод диалектического сравнения.
  7. Макс Вебер, Россия, Германия, традиции свободы, Первая мировая война
    В статье рассматривается отношение к России выдающегося социолога Макса Вебера. Автор показывает, когда зародился интерес ученого к России, когда состоялись его первые выступления в ракурсе русской темы. В годы первой русской революции вышли работы Вебера, где он писал о незрелости России для конституционной реформы, ввиду отсутствия традиции свободы. Между двумя революциями, размышляя над этой проблемой, Вебер склонялся к тому, что в России парламент и конституция не имеют значения. В годы Первой мировой войны его позиция ужесточилась: в России он видел угрозу Германии и мировой культуре, обвиняя Россию в экспансионизме. После Февральской революции 1917 г. Вебер предлагал для утверждения демократии в России немедленно начать переговоры о мире. По завершении мировой войны он именно в России видел ее главного виновника.
  8. Бухарин, Богданов, пролетарская культура, диктатура пролетариата, классовая идеология, эмпириомонизм
    В работе дан анализ выступления Н.И. Бухарина на Всесоюзном культсовещании (1922) как источника по его взглядам на пути развития культуры и культурной политики после Октябрьской революции. Автор приходит к выводу, что на формирование взглядов Бухарина в области культуры и культурной политики оказали влияние как разделяемое им учение марксизма, так и элементы философии эмпириомонизма, воспринятые им от А.А. Богданова. Текст выступления, по мнению автора, ярко отразил эти ключевые особенности бухаринских идейных построений.
  9. Александр Мень, социальная философия, персоналистский подход, христианская мысль, этика, творчество, свобода, проблема Другого
    В статье на основе герменевтического подхода к трудам о. Александра Меня сделана попытка реконструкции его социально-философских воззрений. В основе его взглядов – понимание общества как процесса и результата воплощения высшего смысла жизни людей. В качестве исходного пункта размышлений об обществе мыслитель избрал феномен человека. «Социальное» в человеке и обществе определено его духовной и этической природой как «образа и подобия Божьего». Согласно А.В. Меню, развитие общества начинается с первоначальных отношений человека с Другим человеком, и проблема Другого создала общество как особую сферу борьбы между добром и злом. Используя модель А. Бергсона, Мень описывает «открытый» и «закрытый» типы бытия обществ, которые избирают позитивное либо негативное отношение к Другим народам и культурам, В истории обществ прогресс возможен как развитие человеческого духа в свободе избирать добро. Реконструкция позволяет увидеть о. Александра Меня как социального мыслителя, предлагающего позитивные решения общественных проблем XXI века с христианской точки зрения.

  10. ПЕРЕКРЕСТКИ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОСТИ


  11. Леонское королевство, устная речь, завещание, Liber Iudiciorum
    Статья посвящена анализу того, в какой мере устная речь была формализована в правовых трансакциях Леонского королевства X–XI вв. и насколько дошедшие до нас грамоты этого периода передают ее характер и содержание. Эта проблема рассматривается в связи с практикой составления завещаний, в частности, исследуется роль устной коммуникации в последнем волеизъявлении, его документальном оформлении, дальнейшем подтверждении наследственных прав, а также судебных разбирательствах по этому поводу.
  12. устная традиция, средневековая литература, древнерусская литература, южнославянская литература, “традиционная референциальность”
    Статья посвящена методам выявления следов устной традиции в памятниках раннесредневековой славянской литературы. Демонстрируются возможности применения методологии, основанной на теории «имманентного искусства». В основе метода — выявление в сохранившихся памятниках элементов «традиционной референциальности», отсылок к существующему в сознании предполагаемой аудитории полю образов устной традиции. С этой точки зрения рассмотрены фрагменты русских летописей, староболгарских и старочешских памятников. Метод позволяет выявить следы использования устной традиции и в тех произведениях, для которых нехарактерно использование эпических форм или традиционной фольклорной фразеологии.
  13. культура чтения, публичные библиотеки, Джейн Остен, роман, библиотечная революция, эпоха Перемен
    Вторая половина XVIII в. в Англии отмечена расцветом издательского дела и книжной индустрии. С ростом уровня грамотности все больше мужчин и женщин начинают интересоваться книжной культурой, распространение которой связано с деятельностью публичных платных библиотек. На то же время приходится расцвет такого литературного жанра как роман и увеличение числа женщин среди писателей. Романы и переписка Джейн Остен фиксируют процесс «библиотечной революции», которая сделала чтение модной социальной практикой, доступной широкому кругу читателей.
  14. электричество, метафора, аналогия, гальванизм, электрическая цепь, «электрический дискурс»
    В статье на материале русских научных, художественных, философских, публицистических и поэтических текстов рассматриваются способы научного описания электричества и электрическая метафорика вненаучных текстов с середины XVIII до середины XIX в. Естественнонаучная сфера не была свободна от романтизированных и теологических представлений, а литература и публицистика подвергали научные концепты художественному воображению. Представления об электричестве проецировались на многие сферы жизни, а само электричество становилось фигуративным тропом для описания необъяснимых процессов, в т.ч. национальных чувств или любви.
  15. советская история, визуальная антропология, образ региона, Прокопий Новограбленов, Камчатка
    Статья освещает уникальную страницу в истории научного освоения Камчатки – творчество Прокопия Трифоновича Новограбленова – первого потомственного камчадала, посвятившего свою деятельность всестороннему описанию края. Статья фокусируется на анализе фотографического наследия П.Т. Новограбленова, структурированного по основным направлениям его работ – этно-археология и краеведение. На основе сопоставления его дневниковых записей, печатных работ и изобразительных материалов, делается вывод о значительной исследовательской ценности визуальных источников для изучения советской истории Дальневосточного фронтира.
  16. женщины, буддизм, Россия, женское монашество, женское духовенство, монгольские народы, калмыки, буряты, гендерная история
    Статья посвящена истории женского духовенства в буддизме монгольских народов России. Женщины играли заметную роль в истории буддизма Калмыкии и Бурятии, хотя женских монастырей на этой территории исторически не существовало, и женщинам сложно было получать религиозное образование. В то же время женское монашество у бурят присутствовало в форме института шибаганцы (монахинь в миру). В Калмыкии женщины в основном принимали пять обетов мирян и получали духовное звание убасанцы. В целом, распространение буддизма среди монгольских народов России способствовало улучшению положения местных женщин. Сегодня женщины становятся активными акторами в религиозной жизни Калмыкии и Бурятии. Важным событием в истории российского буддизма стало появление первого женского буддийского дацана (храма) на территории Бурятии.
  17. комикс, Тинтин, СССР, антикоммунизм, католицизм, Ж. Реми
    В статье исследуется исторический контекст и антисоветское содержание комикса Жоржа Реми (Эрже) «Тинтин в стране Советов». Рассмотрены обстоятельства создания первого альбома о приключениях Тинтина, специфику политической обстановки в Бельгии межвоенного периода, особенности католического антикоммунизма и влияние на Ж. Реми его окружения, вопрос о прототипах героя. В центре анализа – характер и поведение Тинтина, его образ как репортера, пространственновременные характеристики его приключений в Советской России, исповедуемые ценности. На примере комикса выявляются стереотипы восприятия СССР, советской действительности со стороны обычных европейцев (икра, водка, медведь, агенты, диктатура одной партии, голод, нищета и т. п.). Отмечено смещение временных характеристик в комиксе о первых приключениях Тинтина, преобладание антисоветской ангажированности, намеренного искажения реальной картины советской жизни.

  18. В ПРОСТРАНСТВЕ ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИИ


  19. публичная история, рецепция античности, медиевализм, историческая политика, коммуникация, художественные практики
    Формирование исторического сознания остается насущным требованием к историкам со стороны общества и государства. Публичная история объединяет в ответе на этот вызов усилия историков-профессионалов и прочих акторов в публичном пространстве исторического знания. Статья обобщает теоретические подходы к публичной истории и социокультурные практики с целью выработки концептуальной основы для новой магистерской программы. Структурно рассмотрение теории и практики публичной истории предпринимается в сопряжении с содержательными подходами, характерными для освоения социумом разных периодов всеобщей истории – рецепция античности, медиевализм, историческая политика, а также с анализом традиционных практик в коммуникативной, социальной и художественной сферах.
  20. гражданская наука, публичная история, гаражная наука, независимые исторические исследования, историческая память, хисторихакинг
    Статья посвящена роли цифровых технологий в развитии исторического сегмента гражданской науки. Используя метафору гаражной, кустарной науки, авторы рассматривают применение массовыми пользователями цифровых технологий в формате «Do it yourself» для создания контента, аккумулирующего историческую память. Анализируется потенциал цифровых технологий для совершенствования качества исторического исследования, определяются границы их применимости непрофессионалами в истории для решения исторических задач. Рассматривая хисторихакинг как создание, распределение и дополнение интернет-пользователями исторического знания, способного удовлетворять социальные и личные запросы на актуальную память о прошлом, авторы показывают конвергенцию исторической информатики и публичной истории. Интернет-пространство выступает средой новых массовых форм исторического познания, на основе которых создаются устойчивые образы прошлого и апробируются новые способы фиксации его следов.

  21. ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ


  22. общественная память, Амарна, Эхнатон, коптская традиция
    Предлагается case study феномена независимой общественной исторической памяти о прошлом (вне воздействия государства), представляющей собой результат интерференции множества индивидуальных, частично отрефлексированных выборов, чтó именно и как именно передавать из дошедших сведений о прошлом. Рассматривается дошедшее в арабоязычной рецепции коптское предание о древнем царе Египта «Малиусе» и его преемнике «Хорме», в котором опознается дожившее до коптского времени предание об Эхнатоне, «реформации» эпохе Амарны и ее крахе (где Малиус отвечает Эхнатону, Хорма – Хоремхебу). Это предание передавалось независимо от государства и специализированных институтов на протяжении 2000 лет и отражает отрефлексированную динамику оценок в общественной памяти египтян.
  23. историческая память, русская кампания 1812 г., стереотипы, межкультурное взаимодействие
    В статье сделана попытка, обратившись к трансформации представлений солдат Великой армии на начальном этапе русского похода, проследить истоки формирования западноевропейской памяти о кампании 1812 г. Автор приходит к выводу, что относительное единство памяти солдат армии Наполеона о событиях 1812 г. продиктовано рядом факторов. Еще до начала открытия военных действий большую роль сыграла официальная пропаганда, которая способствовала стереотипности представлений французских солдат о неприятеле. Однако погружение солдат Великой армии в российскую действительность стало менять их изначальные представления. Если в самом начале кампании солдаты верили в идею спасения поляков, стонущих под гнетом русского царя, то вскоре благодаря начавшимся контактам с населением «русской Польши» они быстро разочаровались в благородстве своей миссии. Теперь война, которая явно затягивалась благодаря «скифской» тактике русских, становилась для наполеоновских солдат символом борьбы с варварством. Для большинства чинов, не посвященных в планы и подробности действий Великой армии, единственным, что вскоре осталось – это вера в гений своего императора.
  24. историческая память, церемониальная коммеморативная практика, исторические юбилеи в Российской империи
    На основе анализа исследований об исторической памяти и особенностях ее формирования определены основные виды коммеморативных практик (нарративная, визуальная, монументальная и церемониальная). Как интегративная коммеморативная практика выделено празднование исторических юбилеев. Дается сравнительный анализ подготовки и самой церемонии юбилеев трех дат российской истории: 1000летия российской государственности (1862), 100-летия Отечественной войны 1812 г. (1912) и 300-летия царствования дома Романовых (1913). Прослеживается постепенное превращение празднования во всенародное торжество во всех губерниях Российской империи. Региональный уровень празднования юбилеев 1912 и 1913 гг. проанализирован на примере Казанской губернии и её уездного города Чебоксары.
  25. Великая Отечественная война, Крымский полуостров, историческая память, мемориальные комплексы, массовое сознание
    Статья посвящена анализу монументальной практики сохранения памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании. В качестве примера избран Крым (Республика Крым и город федерального значения Севастополь). Выбор объекта исследования продиктован как знаменательной памятной датой, так и высоким уровнем насыщенности региона местами, связанными с Великой Отечественной войной. Авторы прослеживают основные закономерности формирования монументальномемориального пространства, его изменений с течением времени, используя элементы количественного анализа. Сделан вывод о необходимости научного подхода к использованию памятников Великой Отечественной войны как ресурса укрепления патриотического сознания и гражданской идентичности жителей и гостей Крыма.

  26. ИЗ ИСТОРИИ ИСТОРИОГРАФИИ


  27. Византия, Латинский Запад, Кастилия и Леон, реконкиста, Четвертый крестовый поход, средневековая историография, культурные стереотипы
    В статье рассматриваются истоки и особенности эволюции негативных стереотипов восприятия Византии («Греции») и византийцев («греков») в хрониках, созданных в XIII в. на латинском и разговорном (старокастильском) языке в пиренейских королевствах Кастилия и Леон. Основная особенность состояла в жестком противопоставлении позитивного образа греков древности (философов, героев, полководцев) негативным оценкам «греков» применительно к христианской эпохе. Реальные причины этого явления объяснялись как общими для Латинского Запада тенденциями в этой сфере, возобладавшими после IV Крестового похода (1204 г.), так и внутренними условиями развития кастильской и леонской хронистики.
  28. историография, периодизация, всеобщая история, антиковедение, Казанский университет, идеология, марксизм, А.С. Шофман, В.Д. Жигунин
    В статье рассматривается эпизод научной жизни кафедры всеобщей истории Казанского государственного университета – издание учебного пособия «Периодизация всемирной истории» (1984), подвергшегося нападкам за «идеологические ошибки». Анализ книги показывает, что, хотя значительная ее часть представляла аннотацию высказываний классиков марксизма по ее теме, в ней была сделана интересная попытка уточнить отдельные марксистские категории, высказать собственные теоретические суждения, интегрировать с официозной методологией исследования новые (как отечественные, так и зарубежные) научные подходы.
  29. историография детства, иудаика, историографические школы, этно-религиозная идентичность, социология знания
    История еврейского детства является новым и мало разработанным направлением в иудаике. В статье показывается, что историография этого направления проходит другие стадии, нежели историография европейского или американского детства, и исследует иные темы, опираясь на иной круг источников. Автор доказывает, что причина этих отличий, а также малой популярности темы детства в иудаике в целом кроется как в особенностях источниковой базы, так и во влиянии израильской историографии, для которой традиционно более важным является «национальное измерение, чем локальные и менее идеологически нагруженные темы, такие как история детства, история повседневности и т.д.

  30. ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА


  31. education, Antiquity, Cicero, ecophilosophy, care of the self
    In the writings of the Ancient Roman philosopher, politician and orator Mark Tullius Cicero, the necessity to relate the nature of statehood, the nature of man, the nature of law, and the nature of society becomes a pedagogical principle, on the basis of which the philosophy of education should be built. Cicero advances an original concept of education as an institution which protects both the state and the person. Thus, he actually forms the area that we now call the ecophilosophy of education. Cicero is close to Socrates’ pedagogy with its need to take care of the self through education in the city, which lives an active political life and represents a small-scale copy of the world. Reasoning upon this in On the Nature of the Gods and the Tusculan disputations, Cicero outlines two strategies of educational care of the self: for those who are directly involved in the political life of Rome, and for those who have deliberately retreated from the city and preferred scholarly leisure to politics. Praising Socrates for making philosophy useful for the city, Cicero is eager to do the same with the philosophy of education. His initial message is that a person is not born with full knowledge of his surrounding and inner nature; he is only able to acquire this knowledge through education. Cicero’s legacy is an experience of an ecophilosophical interpretation of modern education, which he views simultaneously as a necessity, a need and a duty to carefully create himself through others.
  32. учебники, книгопечатание, иллюстрация, образование, текст, невербальные выразительные средства
    В статье рассматриваются учебники начала XVII в. и выстраивается их типология: взяв за критерий степень присутствия в этих книгах невербальных визуальных элементов книжно-дидактического дизайна, авторы выделяют «Нулевую группу», в которой нешрифтовые визуальные элементы отсутствуют, «Инициальную группу», в которой нетекстовые визуальные выразительные средства сосредоточены в украшении инициалов, «Титульную группу» книг с изображениями на титульных листах, и «Иллюстративную группу», издания которой содержат изображения в качестве иллюстраций внутри книжного блока. Для каждого из выделенных типов приводятся примеры и функциональные объяснения визуальных средств.
  33. Российская империя, Северокавказский край, исламское мировоззрение, духовная культура, школьная политика, образование
    В статье поднимаются вопросы эволюции системы просвещения на Северном Кавказе на протяжении XIX в., выявляются формы мусульманского просвещения, их трансформации. Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что именно в XIX в. наиболее ярко проявилась инновационная политика Российской империи в области просвещения применительно к мусульманским народам периферийных районов. Доказывается, что трансформация институтов, обеспечивающих религиозное образование, определялась политикой русской администрации в отношении ислама и мусульман на Северном Кавказе. Для этого в 1847 г. был создан Кавказский учебный округ, деятельность которого заключалась в популяризации просвещения среди горских народов. Его функции заключались в пролонгировании российских законодательных нормативов, касающихся открытием различных видов образовательных учреждений: школ, уездных училищ, гимназий и прогимназий. Такая система просвещения оставалась без изменений вплоть до 1917 года.
  34. Боспорский университет, М.В. Довнар-Запольский, К.Э. Гриневич
    В статье восстановлена история открытия и деятельности в 1920 г. Боспорского университета в Керчи. Показана роль в его организации профессора М. В. ДовнарЗапольского и известного археолога К.Э. Гриневича, в те годы – директора Керченского музея древностей. Правительства А.И. Деникина и П.Н. Врангеля не поддержали новый вуз, и он финансировался местным самоуправлением. Представлена структура университета, частично восстановлен состав его профессоров.

  35. ЧИТАЯ КНИГИ


  36. Ф. Гизо, либерализм, либеральный консерватизм, свобода, Франция, цивилизация, средний класс, интеллектуальная история
    В статье анализируется содержание монографии С.Р. Матвеева, посвященной истории формирования французского либерального консерватизма, одним из основателей которого является Ф. Гизо. Предпринята попытка провести аналогии между аксиологией французского либерального консерватизма (либерализма) и базовыми идеями российской раннелиберальной концепции середины XIX века.
  37. социальная нестабильность, политическая география, электорат, католицизм и светскость, пост-христианизм, картография общественного мнения
    В статье рассматривается монография французского политолога, директора одного из наиболее влиятельных центров изучения французского общественного мнения IFOP Жерома Фурке. Изданная в 2019 г., это издание с броским названием «Французский архипелаг» (L’archipel français) получило широкий резонанс во Франции и было удостоено премии ассоциации «Размышления об обществе» (Lire la société) как лучшая политическая книга «побуждающая политическую мысль к переоценке дискурса». В книге на основе глубокого историко-антропологического анализа представлен срез современного французского общества, показано, как начиная с 1960-х гг. и до наших дней трансформировались базовые ценности французов, и на их основе вместо некогда единой сложилась расколотая французская нация.
  38. историческая память, русская кампания 1812 г., стереотипы, межкультурное взаимодействие
    Автор рассматривает содержание недавно вышедшей в свет книги «“Свой”/“Чужой” в кросс-культурных коммуникациях Запада и России» . Коллективная монография подготовлена под редакцией доктора исторических наук, профессора Т.Л. Лабутиной в развитие продолжающегося научно-исследовательского проекта «История межкультурных коммуникаций стран Запада и Востока».

  39. ХРОНИКА СОБЫТИЙ


  40. личность, история, политика, культура, общество, биография
    Автор анализирует доклады, прочитанные и обсужденные на круглом столе 28 мая 2020 г. (в режиме онлайн) по проблемам личности в истории европейских обществ.