ОТ НЕМАНА ДО СМОЛЕНСКА: НАЧАЛО РУССКОЙ КАМПАНИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ АРМИИ НАПОЛЕОНА
From Neman to Smolensk: the beginning of the Russian campaign in the representations of the soldiers of Napoleon’s Great army

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект No 18-18-00053 «Политика памяти vs историческая память: Наполеоновские войны и Первая мировая война в юбилеях»)

()

Опубликовано в 72-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 271-279

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: История и память

Постникова А. А. От Немана до Смоленска: начало русской кампании в представлении солдат Великой армии Наполеона // Диалог со временем. 2020. Вып. 72. С. 271-279.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/72_19


Ключевые слова: историческая память, русская кампания 1812 г., стереотипы, межкультурное взаимодействие

В статье сделана попытка, обратившись к трансформации представлений солдат Великой армии на начальном этапе русского похода, проследить истоки формирования западноевропейской памяти о кампании 1812 г. Автор приходит к выводу, что относительное единство памяти солдат армии Наполеона о событиях 1812 г. продиктовано рядом факторов. Еще до начала открытия военных действий большую роль сыграла официальная пропаганда, которая способствовала стереотипности представлений французских солдат о неприятеле. Однако погружение солдат Великой армии в российскую действительность стало менять их изначальные представления. Если в самом начале кампании солдаты верили в идею спасения поляков, стонущих под гнетом русского царя, то вскоре благодаря начавшимся контактам с населением «русской Польши» они быстро разочаровались в благородстве своей миссии. Теперь война, которая явно затягивалась благодаря «скифской» тактике русских, становилась для наполеоновских солдат символом борьбы с варварством. Для большинства чинов, не посвященных в планы и подробности действий Великой армии, единственным, что вскоре осталось – это вера в гений своего императора.


Keywords: historical memory, Russian campaign, stereotypes, cross-cultural interaction

In article the attempt is made, having addressed transformation of representations of soldiers of Great army at the initial stage of the Russian campaign, to track sources of formation of the Western European memory of a campaign of 1812. The author comes to a conclusion that the relative unity of memory of soldiers of army of Napoleon of events of 1812 was dictated by a number of factors. So, even prior to opening of military operations the big role was played by official promotion which promoted creation of ideological stereotype of ideas of the French soldiers of the enemy. However immersion of soldiers of Great army in the Russian reality began to change their initial representations. If at the very beginning of the campaign soldiers believed in the idea of rescue of the Poles groaning under oppression of the Russian tsar, then soon thanks to the begun contacts with the population of "the Russian Poland" they quickly were disappointed in nobility of the mission. Now war which obviously dragged on thanks to "Scythian" tactics of Russians became a symbol of fight against barbarity for Napoleonic soldiers. For the majority of the ranks which are not devoted in plans and details of actions of Great army, the only thing that soon remained it is belief in the genius of the emperor.