ВИЗАНТИЙСКИЙ МИР В ЗЕРКАЛЕ КАСТИЛЬСКОГО И ЛЕОНСКОГО ИСТОРИОПИСАНИЯ XIII ВЕКА
Byzantine World in the Mirror of the Historical Writing in Castile and Leon in the 13th Century

()

Опубликовано в 72-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 310-320

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Из истории историографии

Ауров О. В. Византийский мир в зеркале кастильского и леонского историописания XIII века // Диалог со временем. 2020. Вып. 72. С. 310-320.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/72_22


Ключевые слова: Византия, Латинский Запад, Кастилия и Леон, реконкиста, Четвертый крестовый поход, средневековая историография, культурные стереотипы

В статье рассматриваются истоки и особенности эволюции негативных стереотипов восприятия Византии («Греции») и византийцев («греков») в хрониках, созданных в XIII в. на латинском и разговорном (старокастильском) языке в пиренейских королевствах Кастилия и Леон. Основная особенность состояла в жестком противопоставлении позитивного образа греков древности (философов, героев, полководцев) негативным оценкам «греков» применительно к христианской эпохе. Реальные причины этого явления объяснялись как общими для Латинского Запада тенденциями в этой сфере, возобладавшими после IV Крестового похода (1204 г.), так и внутренними условиями развития кастильской и леонской хронистики.


Keywords: Byzantium, Medieval Latin West, Reconquest, Medieval historiography, the 4th Crusade, cultural stereotypes, Alfonso X the Wise, Castile and Leon

The article is devoted to explain the origins and the peculiarities of the negative stereotypes evolution in the perception of Byzantium and Byzantine Greeks (Greci, naturales de Greçia) reflected by chronicles created in the medieval Iberian kingdoms of Castile and Leon of the 13th century in Latin and Vulgar (medieval Castilian) languages. The most important peculiarity of the presentation manner consisted in contraposition of the positive Greeks (philosophers, heros and generals) of the Antiquity to the negative image of Greci (naturales de Greçia) of the Christian epoch. The real causes can be explained by the mainstream of the “Greeks” perception which dominated after the 4th Crusade (1204) from one side and by some internal peculiarities of Castilian and Leonian medieval historiography development from the other side.