66-й выпуск журнала „Диалог со временем“

66PDFНомер выпуска: 66
Год выпуска: 2019
Страниц: 432
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ИСТОРИЯ – ПАМЯТЬ - ИДЕНТИЧНОСТЬ


  1. культурная память, философия культуры, мемориальная культура, историческое переживание, историческое сознание
    В статье предпринимается попытка философской концептуализации культурной памяти. Показано, что современная критика cultural memory studies связана с развитием конкретных исследований культурной памяти, что способствует как увеличению разнообразия тематик и жанров исследований, так и децентрализации методологии исследований культурной памяти. Используя идеи философской герменевтики, авторы рассматривают проблему культурной памяти из перспективы философии культуры. Представлен философский анализ общепринятого тезиса о несоизмеримости различных типов культурной памяти и мемориальных культур.
  2. антология, античная педагогическая культура, историческая память, память о педагогическом прошлом
    В статье рассматриваются истоки антологического принципа в античных представлениях о памяти. Античные авторы часто брали на себя роль составителейкомментаторов, маневрируя между желанием сделать чужие тексты доступными и желанием манипулировать ими в рамках конкретной культуры. Антология как форма исторической памяти возникает в пространстве между благоговейностью и бесцеремонностью отношения к текстам. Это пространство оформилось в античном прошлом и продолжает существовать в современном настоящем, где также существуют санкционированные и несанкционированные воспоминания и модели памяти, которые репрезентируются с педагогическим умыслом.
  3. историческая память, места памяти, Колиивщина, гайдамаки, предания, исторические думы
    В статье поднимаются вопросы исторической памяти и определяются места памяти еврейского, польского и украинского народов, связанные с событиями Колиивщины – гайдамацкого восстания на Правобережной Украине в 1768 г. Рассматривается, какое отражение получили эти события в произведениях литературы, молитвах, преданиях, исторических думах и песнях. Автор делает вывод о различиях между тремя народами не только в восприятии событий, но и в местах памяти, а также основных действующих лицах. Многие предания имеют историческую ценность, так как подтверждаются источниками.
  4. история США, Американская революция, праздничная культура, День независимости, День благодарения, лоялисты, Джон Андре
    Статья посвящена праздничной культуре Американской революции. Автор анализирует как патриотические торжества (День независимости и День благодарения), так и лоялистский праздник (Meschianza). Делается вывод о связи праздников обеих партий с утопической картиной мира. Праздничная культура вписывается в общий контекст становления американской национальной идентичности.
  5. Русско-японская война, художественная литература, культурная память, образы войны, коммеморация
    Русско-японская война 1904–1905 гг. стала одной из тем для советской художественной литературы. По меньшей мере, шесть крупных произведений было посвящено отдельным эпизодам кампании. Автор исследует мотивы, побудившие писателей обратиться к теме Русско-японской войны, влияние власти и идеологии на литературный процесс, отклики читателей на художественные тексты.
  6. габсбургский миф, Австро-Венгрия, ностальгия, национализм, кинематограф, Франц-Иосиф I, Елизавета Баварская, дуалистическая монархия
    Распад Австро-Венгрии привел к значительным переменам в политической, экономической и культурной жизни Центрально-Восточной Европы в 1920–1950-е гг. Жители региона в это время столкнулись с ростом национализма, авторитаризма и падением уровня жизни. В статье анализируется влияние данных процессов на зарождение и развитие габсбургского мифа в его различных проявлениях. «Золотой век» у многих жителей региона ассоциировался с правлением императора ФранцаИосифа I и императрицы Елизаветы Австрийской (Баварской). Император символизировал стабильность, уравновешенность и гуманность, императрица отражала аристократизм, романтизм и стремление к красоте. Авторы отмечают, что данные качества жители Центрально-Восточной Европы не находили в современном обществе, обращаясь к истории Австро-Венгрии. В заключении статьи подчеркивается постепенная деполитизация габсбургского мифа во второй половине ХХ в., его размывание в повседневной жизни; он в большей степени превращается в товар общества массового потребления и прежде всего в сфере туризма и массовой культуры.
  7. музеи, мемориальные музеи, советский миф, образ времени
    В статье рассматривается роль мемориальных музеев в конструировании государственного мифа и исторической памяти. Анализируется структура музейномемориального пространства России, его динамика на протяжении XX – начала XXI в. Особое внимание уделено характеристике мемориальных музеев руководителей советского государства – В.И. Ленина, И.В. Сталина и их влиянию на историческую память современного российского общества. Раскрываются функции музея в контексте механизмов социального инжиниринга, а также место и роль президентского центра Б.Н. Ельцина в формировании образа России 1990-х гг.
  8. историческая реконструкция, историческая культура, работа с прошлым, медиевализм, дискурсная идентичность, субкультура, образ прошлого
    Одной из специфических форм «работы с прошлым», характерной для современной культуры и являющейся, помимо всего прочего, результатом причудливого взаимодействия профессионального исторического с непрофессиональными постмодернистскими способами, является т.н. движение исторической реконструкции. Появившись в России в конце 1980-х гг. в результате трансфера из западной массовой культуры эта форма «работы с прошлым» получила и получает все большее распространение. В статье анализируются основные формы деятельности медиевальных клубов исторической реконструкции, а также культурный механизм формирования социальной идентичности современного российского реконструктора.

  9. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  10. Великобритания, XVIII век, уголовное правосудие, преступность, религия, раскаяние, пенитенциарные реформы
    Авторы исследуют интеллектуальные истоки английских пенитенциарных реформ посредством анализа английской общественной мысли XVIII в. с учетом социальнокультурного контекста. Прогрессирующий рост преступности, с которым столкнулось английское общество в XVIII в., стал популярной темой общественного дискурса, что выразилось в появлении целого пласта произведений светского и религиозного характера с предложениями путей решения проблемы, причем прожектеры апеллировали преимущественно к христианской риторике. Именно постановка вопроса о формах раскаяния у преступников и его исправительного потенциала стала причиной смены старой парадигмы уголовного правосудия, в рамках которой наказание рассматривалось преимущественно с точки зрения его карательной функции. Большинство публицистов XVIII в. придерживались крайне жестких взглядов по вопросу о возможности исправления преступника, подтверждая это конкретными примерами из уголовной практики. Но в результате бурной полемики, растянувшейся практически на столетие, возобладала точка зрения, согласно которой раскаяние не только теоретически возможно, но и практически реализуемо, посредством создания такой системы наказания, главной целью которой станет исправление преступника и возвращение в общество честного гражданина.
  11. традиции проповеди, актовые речи, университеты, культурное наследование, риторика
    Автор рассматривает проповедь как основу, на которой в последующем происходило конструирование других текстов культуры. В данном случае цель исследования – изучение влияния традиций проповеди на речи профессоров на торжественных актах в университетах Российской империи второй половины XVIII – первой трети ХІХ в. Сравнение осуществляется по таким параметрам как целевая аудитория, структура, тематика, риторика, аргументация, авторитетный топос. Констатируется значительное влияние традиций проповеди на актовые университетские речи. Однако в целом можно утверждать, что в актовых речах профессоров устоявшиеся традиции соединились с риторическими и идейными новациями.
  12. история исторического знания, история человечества, Московский университет, диссертация, историко-научное знание, И.Н. Средний-Камашев
    Активный период творческой деятельности малоизвестного и полузабытого ученого-гуманитария И.Н. Среднего-Камашева, окончившего в 1826 г. Московский университет, пришелся на время интенсивного поиска историками смысла истории как науки. Для историографии Средний-Камашев был открыт лишь в конце XIX в. В современной науке интерес к его фигуре поддерживается упоминанием его имени в рядах первых историков исторического знания, отдельными суждениями о его взглядах и, что переизданием основных сочинений. Но специального анализа их содержания, как и авторской концепции, не предпринималось. Осуществляя очередное погружение в историю науки в целях идентификации фигуры ученого как представителя российской историко-научной мысли, автор статьи предлагает толкование его историко-философской версии развития человечества на основе анализа взаимосвязанных между собой основных его произведений: статьи «Взгляд на историю как на науку» и диссертации «О различных мнениях об изящном».
  13. Бухарин, Есенин, культура, «Злые заметки», советское общество
    В работе проводится разбор «Злых заметок» Н.И. Бухарина, содержащих резкую критику лирики Сергея Есенина. Автор анализирует содержание «Злых заметок» в контексте основных идей Бухарина и обращается к духовной и интеллектуальной атмосфере первых двух десятилетий XX века. В статье делается вывод о том, что содержание «Злых заметок» полностью соответствуют основным идеям Бухарина в отношении российского/советского общества, а резкая критика есенинской поэзии обусловлена тем, что последняя несла в себе тенденции, несовместимые для Бухарина с текущими задачами общества переходного периода, оказывала значительное деструктивное влияние, в том числе на молодежь.

  14. ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ


  15. историография Просвещения, новая культурная история, предмет и методология исторического исследования
    В статье рассматривается вклад «новой культурной истории» в историографию Просвещения второй половины ХХ в. Подчеркивается, что появление данного направления стало ответом на расширение и усложнение информации о Просвещении за последние 30 лет. Вместе с тем, в этом направлении выявлены недостатки: методологический эклектизм, отрицание предшествовавшей историографической традиции, взгляд на культуру как на совокупность культурных объектов. По мнению автора, дальнейшее развитие историографии Просвещения возможно на путях совершенствования методологии в рамках конкретных исторических исследований.

  16. ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ


  17. Н.А. Рожков, позитивизм, марксизм, российская историография, методология, абсолютизм, самодержавие
    В статье проводится анализ трактовки Н.А. Рожковым проблемы абсолютизма. Путем выявления различных концептуальных составляющих в интерпретации Рожкова демонстрируется методологический поиск в российской историографии начала ХХ века, а также рецепция данным автором и степень принятия советскими историками разных теоретических подходов.
  18. В.О. Ключевский, М.В. Нечкина, история исторической науки, психоанализ, марксизм
    Статья посвящена анализу эволюции образа В.О. Ключевского в историографическом наследии М.В. Нечкиной. Особое внимание уделено ее неопубликованным или малоизвестным трудам 1920-х гг. Показано, что ранние работы стали своеобразным полигоном теоретико-методологических поисков М.В. Нечкиной; в них представлен синтез психоанализа и экстерналистского классового подхода к развитию науки. Ранние работы тесно связаны концептуально с итоговой монографией «Василий Осипович Ключевский: история жизни и творчества» (1974).

  19. ПЕРЕКРЕСТКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ


  20. Аристотель, «Об опьянении», фрагмент, содержание, реконструкция, Макробий
    В работе обсуждается реконструированный по Плутарху (Quaest. conv. III, 3, 1 [650af]) и Афинею (Deipn. X, 34 [429cd]) фрагмент (fr. 6 / 99 Heitz; fr. 109 Rose; fr. 8-9 Ross) приписываемого Аристотелю и не дошедшего до нас сочинения «Об опьянении» (возможно, «Пир, или Об опьянении»), в котором шла речь об употреблении вина и его воздействия на человека в зависимости от пола и возраста. Отмечено, что применительно к этому месту одним из ранних издателей (Heitz [1869], p. 66) уже было обращено внимание на Макробия (Sat. VII, 6, 15-16), что не было принято последующими исследователями текстов Аристотеля. Проводится сравнительный анализ текстов Плутарха, Афинея и Макробия; анализируются их сходства и отличия. Предлагается использовать дальнейшее изложение Макробия (Sat. VII, 6, 17-21) для лучшего понимания содержания рассматриваемого фрагмента и реконструкции современных Аристотелю представлений о природе и механизме опьянения.
  21. Англия раннего Нового времени, площадная литература, эпитафия
    В статье исследованы параллельные изменения в погребальной процессии в дворянской среде и трансформации площадной литературы в начале XVII в. Начиная с 1612 г., росла популярность ночных похорон – менее обременительных материально, обращенных более к личному переживанию потери, чем к публичному акту единения общины. Отмечены особенности жанра площадной баллады-эпитафии и стабильность этого рода литературы на протяжении второй половины XVI в. Показано, что одновременно с ростом популярности ночных похорон площадная баллада претерпела ряд количественных и качественных изменений. Предложена гипотеза о связи этих явлений и их влиянии на самовосприятие городского сообщества.
  22. репрезентация власти, Людовик XIV, королевский двор
    Придворный балет как жанр французского музыкального театра появился в конце XVI в. За последующие десятилетия короли Франции не раз использовали танцевальные постановки для формирования своего позитивного общественного образа. Однако лишь с началом самостоятельного правления Людовика XIV эти спектакли стали по-настоящему эффективным инструментом репрезентации монаршей власти. Они способствовали в проведении королем придворной политики, направленной на «одомашнивание» дворянства, и в формировании репрезентативного образа, породившего впоследствии миф о Короле-Солнце. Какие изменения претерпел придворный балет с появлением Людовика XIV на сцене, как балетной, так и политической?
  23. ландшафт, социум, Россия, горские общества, Северный Кавказ, противостояние, сакральность, трансформация
    Кавказские ландшафты представляли собой не только среду существования, но и природно-культурные комплексы, из которых прорастали горские этнические социумы. Характеры рельефа, климата, растительного покрова, животного мира, населения сливались в единую гармоническую целостность. Кавказские ландшафты были активными участниками общественной жизни местных горских обществ и вместе с людьми активно сопротивлялись инокультурному влиянию. В ходе Кавказской войны ландшафты были неприступными крепостями и сражались против русской армии на стороне горских народов. Покорение Кавказа для русских сопровождалось необходимостью покорять не только людей, но и местные ландшафты. Только трансформировав сакральность и смыслы горской среды обитания, российская сторона могла надеяться подчинить их своей воле.
  24. «группы ненависти» в истории США, радикальная идеология, расизм, конспирология, антимасоны, нативисты, Ку-клукс-клан
    В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности основных «групп ненависти» в США в XIX – начале ХХ в. Проведен анализ сформировавшихся в данную эпоху идеологических основ американского политического экстремизма, радикализма и расизма, носителями которых первоначально являлись антимасоны, нативисты и куклуксклановцы. Социокультурный и социально-психологический подходы позволили понять умонастроения и поведенческие стереотипы радикалов. Показано, что «группы ненависти» были одержимы идеей поиска и разоблачения врагов, якобы угрожавших благополучию и безопасности страны, замышлявших заговоры против государства, подрывавших морально-нравственные устои общества и разрушавших его религиозную идентичность.
  25. Северный Кавказ, Цалкский район, православная церковь, понтийские греки, урумы, этногенез
    Авторы рассматривают версии формирования субэтнической группы греков-урумов, ранее проживавших в Цалкском и ряде других районов Грузии. В статье показана решающая роль Греческой церкви в процессе приобщения к общегреческому этническому сообществу разных христианских этносов Османской империи. После распада СССР большая часть цалкских греков переселилась на Северный Кавказ. Несколько десятилетий назад большинство урумов считало родным языком анатолийский диалект турецкого языка. В настоящее время у урумов России путь к греческому языку пролегает через русский язык, способствующий избавлению от турецкого.
  26. политолингвистика, идеология, общественное сознание, историческое сознание
    Статья знакомит с новым разделом прикладной лингвистики – историей политического языка (история политолингвистики), интенсивно разрабатываемой в Германии. Изменение социальных и политических смыслов, стратегий манипулирования общественным и историческим сознанием в полной мере раскрывается благодаря выявлению семасиологически и ономасиологически ориентированной типизации идеологически значимых языковых различий.
  27. исторические закономерности, информация, тайна, конфиденциальность, историко-правовой анализ, генезис, правовой режим тайны
    Рассматривается история правовой охраны тайн в России. Основное внимание уделяется взаимосвязи ограничения доступа к информации и государственного режима. Автор анализирует эволюцию правового регулирования государственной, профессиональной, коммерческой и иных тайн на материале нормативных правовых актов со времен Петра I до новейшей истории. Выделены важные детерминанты развития института тайны – от совокупности морально-этических норм до современных специальных правовых режимов, обусловленная состоянием общества и государства.

  28. ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ


  29. поздняя античность, поздняя Римская империя, ранняя Византия, образование, язычество, вероотступничество, образовательное пространство
    В статье рассматривается влияние классического образования, а также преподавателей-язычников на религиозный выбор учеников риторических и философских школ поздней Римской империи. Для многих представителей языческой интеллигенции традиционные культы были неотделимы от классического культурного наследия. Прививая эти воззрения своим ученикам, учителя-язычники способствовали обращению многих получавших образование христиан к языческим культам. Данный тезис проиллюстрирован несколькими примерами подобной апостасии в IV–V вв.
  30. профессиональное образование, Урал, съезды уральских горнопромышленников, министерство торговли и промышленности, экономика знания
    В статье анализируются проекты развития горнотехнического образования, рассмотренные съездами уральских горнопромышленников. Дебаты между их участниками, горными инженерами, заводовладельцами, горной администрацией, управляющим Уральским горным училищем выявляют их требования к низшему и среднему образованию, которое должно было соответствовать по структуре и функциям задачам экономического развития. В 1916 г. эти положения были учтены министерством торговли и промышленности при разработке законопроекта о промышленных училищах.

  31. К ПАМЯТНЫМ ДАТАМ


  32. политика умиротворения, происхождение Второй мировой войны, историческая память, концепция «виновники», Н. Чемберлен, ревизионизм
    Статья посвящена особенностям интерпретации политики умиротворения 1930-х гг. в современной британской исторической науке. Автор делает вывод, что британская историография отходит от апологетики и критики умиротворителей в сторону изучения таких проблем, как передача и трансформация исторической памяти, поиск консенсуса между разными национальными традициями трактовки предвоенных лет и внедрение междисциплинарных методов исторического исследования.

  33. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ


  34. история искусства, кватроченто, Лондонская национальная галерея, Чарльз Истлейк, Элизабет Ригби леди Истлейк, прерафаэлиты
    Статья посвящена деятельности супругов Истлейк, в 1850–1860-х гг. приобретавших в Италии произведения живописи периода Кватроченто для Лондонской национальной галереи. Чарльз Истлейк был первым директором Лондонской национальной галереи и известным художником, а Элизабет Истлейк – журналисткой и знатоком искусства. Благодаря их усилиям галерея не просто обогатилась шедеврами живописи, появилась возможность воссоздать последовательную историю становления искусства Возрождения в Италии. На этом примере проявляется характерное для середины XIX в. стремление дать научное объяснение любому явлению, видеть во всем прогресс. Собирательская деятельность супругов Истлейк способствовала пробуждению интереса общества к искусству Кватроченто, так же как творчество художников-прерафаэлитов.
  35. род Фортунатовых, российская интеллигенция, просветительство, интеллектуальная история
    В статье прослеживается история известного рода Фортунатовых на протяжении XVIII–XXI вв., дана характеристика его наиболее видных представителей, подчеркивается их вклад в развитие российской науки и образования. Авторы выделяют несколько учебных заведений, с которыми была связана деятельность Фортунатовых: Вологодская и Олонецкая гимназии (XVIII в. – «просветительский этап»), Московский университет (XIX в. – «либерально-демократический этап»), университет им. А.Л. Шанявского и Петровская сельскохозяйственная академия (конец XIX – первая половина ХХ в. – «научно-просветительский этап»), Московский городской педагогический институт (советский период).
  36. И.И. Петрункевич, мировоззрение, либеральная идеология
    В статье исследуется формирование мировоззрения И.И. Петрункевича. Охарактеризовано его отношение к политическому режиму Российской империи, крестьянской и земской реформам. Показаны ключевые факторы его биографии, семейной летописи, повседневной жизни, воспитания и образования, дружественных и родственных связей, как фундаментальные составляющие кристаллизации идеалов, взглядов и убеждений. Освещены знаковые события первого, украинского периода жизни и деятельности И.И. Петрункевича.
  37. Кашмир, Шейх Абдулла, Индийский Союз, Пакистан, СССР
    Исследование истории княжества Джамму и Кашмир, трагедии его раздела в 1947 г., ведется давно. В центре внимания автора личность, сыгравшая видную роль в становлении современного Кашмира, но пока недостаточно изученная, – «Лев Кашмира» Шейх Абдулла (1905–1982), бывший с 1947 по 1982 гг., с перерывами, премьерминистром Джамму и Кашмира. В статье дан анализ его деятельности в первые месяцы после образования Индийского Союза и Пакистана.