«Группы ненависти» (hate groups, «хейтеры», «ненавистники») – термин в современной американской политологии, обозначающий организации, разжигающие в обществе вражду и ненависть к федеральному правительству и отдельным группам населения, способные спровоцировать насилие, беспорядки и даже вооруженное противостояние. Объектами ненависти, агрессии и преследований становятся граждане и группы лиц по признакам расы, национальности, религии, пола, гендерной принадлежности, сексуальной ориентации. В США действуют более 900 таких экстремистских организаций; среди них можно выделить движения белых расистов (Ку-клукс-клан), анти-мусульман (исламофобов), анти-иммигрантов, неонацистов и белых националистов, неоконфедератов, анти-ЛГБТ-активистов, черных сепаратистов и расистов, «Христианскую Идентичность», а также многочисленное антиправительственное «патриотическое движение» (гражданские милиции – народные ополчения, добровольческие пограничные патрули, «автономные» группы граждан и т.п.). Истоки экстремизма и расизма следует искать в исторических событиях XIX – начала ХХ в. Ранние «группы ненависти» возникли в условиях массовой иммиграции католиков из Ирландии, Германии, Италии, евреев – из Восточной Европы и в ситуации резкого обострения расового конфликта в связи с Гражданской войной (1861–1865), отменой рабства и Реконструкцией Юга (1865–1877).

В 1820–1830-е гг. главными объектами ненависти для белого протестантского большинства в Америке стали масоны и католики. Еще в конце XVIII в. – первой четверти XIX в. в прессе и печати США начали широко распространяться представления о существовании всемирного масонского заговора, угрожавшего американской демократии, правам и свободам граждан. «Вольные каменщики», к которым принадлежали Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин и некоторые другие «отцы-основатели» США пользовались большой популярностью1. В первой половине XIX в. в Америке было до 8 тыс. лож и до 200 тыс. масонов. Привилегированный характер тайного франкмасонского ордена, к которому относились элитарные группы, вызывал неприятие со стороны низших социальных слоев и подозрение в коррумпированности, крими-нальных деяниях. Отдельные граждане стали обвинять членов мистического братства в создании «секретной параллельной системы власти», «тайных судилищах», в преследовании и убийствах инакомыслящих. В 1826 г. возникло мощное антимасонское движение, которое быстро распространилось, преимущественно на северные штаты, и трансформировалось в радикальную политическую партию, просуществовавшую до конца 1830-х гг. Антимасонов следует считать первой организованной «группой ненависти» в истории США.

Протестанты считали масонский орден «Антихристом», «тьмой, темной стороной», «Зверем Апокалипсиса», «врагами Христа и христиан», «многоголовой гидрой», «орудием и царством Сатаны», «греховным, аморальным, источающим ложь, предательским, кровожадным, антиреспубликанским и антихристианским институтом». Тайное братство («масонскую империю») якобы отличали «атеизм», «безнравственные и богопротивные клятвы», за ним тянулся шлейф «кровавых преступлений, лжи и обольщения»2. Экс-президент США Джон Квинси Адамс выступил против «теневого правительства» и «страшной игры с грозными клятвами», предусматривавшей за их нарушение наказания, «на которые не решаются даже дикари-каннибалы». «Мы наблюдаем безнаказанность злоумышленников, нарушение законов или пренебрежение ими, укрывательство, сокрытие следов криминальных деяний: неведом список связанных с убийствами масонских преступлений – мы и сейчас не знаем о них ничего». Адамс настаивал на необходимости организованно и централизованно вести борьбу с орденом в целом, а не с отдельными людьми. Конечная цель антимасонской кампании заключалась в «запрещении масонства в Соединенных Штатах»3.

Антимасоны оперировали такими понятиями, как «темные тайны масонства», «тайная власть», «секретные сборища», «кровавый заговор», «тайные наказания», «незаконные клятвы», «подкуп правосудия», «преступления», «тьма и свет»4. «Позвольте предположить, что часть членов тайного общества… составила заговор против свободы нашего народа и жизни людей», «занимается разрушительной деятельностью, нарушая установленные ими же самими правила»5. «Наказанием, наложенным за нарушение клятвы, является смерть, и только смерть». «Франкмасонство, следуя буквально своим законам, принципам и клятвам, препятствовало выявлению преступников, вынесению судебных приговоров и наказанию похитителей людей и убийц». «Незаконные масонские клятвы оказались сильнее, чем гражданская присяга…»6.

В движении антимасонов нашли воплощение теория заговоров, иррациональные страхи, нарастание тревожности, ощущения угрозы со стороны неких опасных врагов, в отношении которых выдвигались обвинения в страшных ритуальных убийствах. Для антимасонов были характерны склонность к морализаторству, социальная неудовлетворенность, агрессия в отношении элиты, богатых и влиятельных людей, а также разного рода меньшинств. Несмотря на то, что имела место сильная критика секретного ордена, давление на него со стороны публицистов, журналистов, религиозных деятелей и активистов, постоянно происходил поиск скрытых и явных масонов, «охота на ведьм», судебные приговоры «вольным каменщикам», настоящий террор в отношении врагов – членов тайных организаций так и не был развязан.

Антимасоны выдвигали собственных кандидатов в ходе избирательных кампаний и преуспели как на региональном уровне, так и на выборах в Конгресс, но пост президента их претендент завоевать не смог. Антимасоны добились того, что по тайному союзу был нанесен мощный удар. Орден временно потерял политическое влияние, его покинула четверть членов, закрылось множество масонских лож, была подорвана репутация «братьев». Но из-за отсутствия продуманной политической и экономической программы антимасоны потеряли популярность и полностью распались как партия к 1840 г. В послевоенный период движение противников франкмасонства возродилось, опять начали регулярно проводиться антимасонские конвенты. Консервативные христиане создали несколько антимасонских организаций: «Национальную ассоциацию христиан, оппозиционных секретным общест-вам» (1867–1868), «Христианскую партию» (1872–1888), «Националь-ную христианскую ассоциацию» (1874). «Христианская партия» стремилась выдвигать кандидатов на выборах разных уровней, включая президентские, но не преуспела в этих попытках7.

Ненависть к масонам унаследовали белые националисты и расисты – нативисты и члены Ку-клукс-клана. Нативисты – это американские националисты-протестанты, выступавшие в XIX в. против католической иммиграции в страну. Для раннего периода (XVII–XVIII вв.) было характерно незначительное количество переселенцев-католиков. Они были представлены преимущественно ирландцами, французами, поляками, испанцами, немцами, которые предпочитали селиться в многонациональных городах Севера или компактно проживали в сельской местности на Юге. Существенное влияние на этнический состав они не оказывали. Подавляющее большинство американцев, предки которых являлись выходцами из Англии, Шотландии и стран Северной Европы, придерживались протестантского вероисповедания в форме баптизма, пресвитерианства, англиканства (епископальная церковь), методизма, квакерства. Помимо традиционных деноминаций («церквей основной линии») действовало множество мелких независимых протестантских сект и групп. Но с 1830 г. ситуация стала радикально меняться: началось массовое переселение в США католиков из Ирландии, Германии и других стран: всего к 1861 г. переехали более 5 млн. чел. Революционные потрясения в Европе, неурожаи, бедность и экономические кризисы стимулировали данный процесс. Кроме того, длительное время отсутствовали законы, способные существенно ограничить иммиграцию. После Гражданской войны в Соединенных Штатах иммиграция еще более усилилась, достигнув в период 1865–1918 гг. почти 28 млн. чел.

Англо-американцы (белые англосаксы-протестанты) были возмущены неконтролируемой иммиграцией, угрожавшей гибелью «протестантской республике». Среди них начали распространяться идеи о католическом (иностранном) «заговоре» с целью захвата власти в Амери-ке римским папой и его сторонниками. Паранойя охватила широкие слои населения и привела в 1830–1870-е гг. к кровавым столкновениям протестантов с католиками в американских городах. Возникло мощное националистическое движение нативистов, имевшее антикатолическую и антииммигрантскую направленность. Главными требованиями нативистов были: существенное ограничение иммиграции, продление срока получения гражданства с 5 до 14-25 лет, запрет католикам и иммигрантам занимать чиновничьи должности, высылка из страны всех иностранцев, ведущих асоциальный и криминальный образ жизни, усиление религиозно-нравственной составляющей в жизни общества.

Нативисты утверждали, что «католики – наиболее влиятельная и опасная секта в стране… и они работают с умами и финансовыми фондами всей деспотической Европы». Для подрывной деятельности «папистов» благоприятны: атмосфера религиозной терпимости, характерная для Америки, политические свободы, а также противоречия между протестантскими деноминациями. На тайных заседаниях австрийского правительства якобы обсуждаются интриги, плетутся заговоры против США. «Папа и его консистория кардиналов» «осуществляют планы и указания имперского кабинета». Где гарантии, что «наши выборы» не будут под контролем Меттерниха, а «назначение» президента США не сможет осуществлять имперский кабинет в Вене или консистория кардиналов в Риме? Не случится ли однажды так, что во главе Америки встанет представитель дома Габсбургов или римский папа? Подобные предположения выглядели абсурдными, но вполне соответствовали конспиративистскому мышлению. «Иностранные заговорщики» якобы используют «слабые места в нашей политической системе, чтобы подвергать атакам наши свободы», превратить американцев в «слуг», «рабов», «невольников», «лакеев» «иноземного самодержца»8. Недальновидные американские политики и представители прессы сотрудничают с Римской церковью. Обе ведущие политические партии страны борются за голоса католиков. Они не понимают, что открывают двери «европейской тирании» в лице австрийского кабинета, престола Святого Петра и российского самодержавия. Каноники – «слуги зарубежного деспотизма» грубо вмешиваются в процесс выборов9.

В 1830–1840-е гг. возникли более десятка организаций нативистов, которые называли себя «протестантскими ассоциациями», «американскими республиканцами», «тайными нативистскими орденами». В середине 1850-х почти все они объединились в Американскую партию, которая насчитывала до 1 млн. членов, а в 1856 г. выдвинула собственного кандидата в президенты США. Он набрал около 21% голосов избирателей (менее чем 900 тыс. из 4 млн.) и получил поддержку 8 выборщиков. Нативисты выдвинули лозунги: «Америка для американцев!», «Бог и страна наших отцов!». Они утверждали, что почти все го-сударственные учреждения «поразила чума» в виде иностранцев-като-ликов. Иезуиты создали десятки монастырей и школ во всех штатах. Католическая церковь, опирающаяся на ресурсы Европы, «пронизана аристократизмом», «основана на деспотизме», несовместима с демократией и республиканизмом, о чем свидетельствует история: так, во время Варфоломеевской ночи только в Париже погибли от рук католиков 100 тыс. чел.. «Кровь протестантов обагрила землю европейских государств», а всего Римская церковь в течение столетий якобы казнила 68 млн. чел., несогласных с ее политикой. «Сейчас она не изменилась к лучшему и не отреклась от подобных доктрин и методов», поскольку «по своей природе изначально являлась и будет являться тиранией». «Иностранные заговоры против свободных учреждений Соединенных Штатов» основываются на «иммиграции, зарубежных деньгах и папстве». Американцам необходимо «избавиться от внутренних врагов, иностранных демагогов и церковных иерархов» и «сделать страну еще более сильной и свободной»10.

Помимо относительно умеренного политического крыла нативизм был представлен и радикальным уличным протестом. Экстремисты спровоцировали кровавые бунты и погромы католиков, организовали уничтожение их собственности, поджоги и подрывы католических церквей. Гражданская война 1861–1865 гг. приостановила развитие движения нативистов. Но в 1870-е гг. произошло возрождение антикатолических настроений, которые вылились в два последних в истории США бунта против «папистов» в Нью-Йорке. В 1880–1890-е гг. продолжилась пропаганда против Римской церкви и ее приверженцев в периодической печати, листовках, плакатах, памфлетах и на страницах издаваемых ультра-протестантами книг. Появились и новые враги: азиаты (китайские рабочие) на западных территориях и освободившиеся от рабства афроамериканцы на Юге. В 1890–1910-е гг. нативисты организовали кампанию по американизации «новых иммигрантов» из Южной и Восточной Европы. В целом, политическая программа и террористические действия нативистов позволяют сделать вывод о них, как об ультраправом, основанном на ксенофобии, радикальном националистическом, шовинистическом, протофашистском движении.

Крайнее воплощение нативизм получил в Ку-клукс-клане или «Невидимой Империи Юга», созданной ветеранами Гражданской войны-южанами. Эта тайная террористическая организация белых расистов возникла в декабре 1865 г. в штате Теннесси и объединила в своих рядах на Юге более 600 тыс. чел.: преимущественно бывших солдат, офицеров и даже генералов Конфедерации. Куклуксклановцами были поглощены другие, родственные им, многочисленные тайные расистские организации, часть из которых возникла еще в 1850-е гг.: «Рыцари золотого круга», «Сыны Юга», «Социальный союз», «Голубые ложи», «Рыцари белой камелии», «Белое братство», «Стражи конституции», «Соединенные стражи конституции», «Вашингтонские братья», «Рыцари черного креста», «Желтые жакеты», «Красные шапки», «Разведчики Хегги», «Регуляторы», «Патрули», «Южный крест», «Белая лига» и т.п. Ку-клукс-клан оказался в значительной степени децентрализованной организацией, многие местные подразделения которой предпочитали действовать автономно11.

Клансмены не представили четко сформулированной идеологической платформы, но опубликовали «Предписание» («Принципы») – устав (конституцию) и программу действий. Они заявляли о себе как о «патриотах», «лояльных федеральному правительству», стремящихся «помогать вдовам и сиротам солдат Конфедерации», нацеленных «на защиту Конституции Соединенных Штатов и законов, принятых в соответствии с ней». В программных положениях косвенно утверждалось, что «белые должны управлять страной», «не может быть равенства черных и белых», необходимо «восстановление конституционных прав южных штатов, гражданских и политических прав белого народа Юга»12. На практике свою основную задачу Клан видел в борьбе за обеспечение превосходства и привилегированного положения белой расы и максимальное ограничение прав черной расы, ее подавление вплоть до уничтожения и высылки отдельных представителей13. Число их жертв в южных штатах в эпоху Реконструкции превысило 100 тыс. чел. (по другим данным – до 300 тыс. чел.). Объект нападений – негритянское население и сторонники уравнения в правах черных и белых из числа радикальных деятелей правящей антирабовладельческой Республиканской партии14. Ку-клукс-клан формально объявил о самороспуске в 1869 г., но фактически был уничтожен федеральными войсками только в 1871–1872 гг. Остатки клановцев совместно с радикальными демократами создали военизированные организации «Белые лиги» и «Красные рубашки», которые продолжали террористическую деятельность против избирателей-афроамериканцев вплоть до 1874-1876 гг.

Память о наводившей ужас тотальным и часто немотивированным террором экстремистской организации, превратившейся в «народную легенду», не исчезла на Юге, где и спустя десятилетия после 1872 г. продолжались «суды Линча» над неграми. Эти обстоятельства предопределили воссоздание Ку-клукс-клана в октябре 1915 г. Второй Клан стал легальной и более многочисленной организацией, объединив около 3 млн. чел. (по другим данным – до 4-6 млн. чел.). Он распространился также на Север и Средний Запад и просуществовал до 1944 г., пройдя в своем развитии несколько этапов. Наивысшего подъема новый Ку-клукс-клан достиг в 1921–1925 гг., став серьезной политической силой в ряде штатов15. Исследователи рассматривают Ку-клукс-клан в качестве одного из своеобразных «эталонов» для существовавших и существующих в США и в мире «групп ненависти».

В XIX – начале ХХ в. возникшие в Америке «группы ненависти» имели общие черты в политической идеологии и практике. Они объединили экстремистски настроенных представителей низов общества, средних слоев, городских рабочих, ремесленников, фермеров, консервативных христиан, представлявших различные протестантские церкви и секты, а также часть интеллектуалов, интеллигенции и даже членов элиты, стремившихся получить поддержку на выборах со стороны радикалов. «Группы ненависти» отличались иррационализмом, преобладанием отрицательных эмоций, сильной неприязнью, крайней враждебностью к противникам, желанием уничтожить врага тем или иным способом. В то же время, в мышлении и поведении экстремистов была заметна и значительная рациональная составляющая, поскольку им не нравилось несправедливое распределение ресурсов, наличие привилегий у отдельных групп населения. Кроме того, американцы в рассматриваемый период ощущали себя гражданами единственной в мире полноценной республики и демократии, базировавшейся на принципах свободы и прав человека, и чувствовали угрозу со стороны европейских монархий и переселенцев из Старого Света, отягощенного феодально-абсолютистскими пережитками.

Истоки насилия и появления линчевателей в Америке следует видеть в слабости судов, полиции на местах и власти вообще, которую нередко заменяли «комитеты бдительности» не только на западной гра-нице, но также на Юге и Севере. «Группы ненависти» активно участвовали в религиозно-этническом противостоянии, которое играло большую роль в истории США вплоть до 1860–1870-х гг. В послевоенный период ему на смену пришел расовый конфликт в явной или завуалированной форме и стал существенным социальным фактором на многие десятилетия. Расовый конфликт продолжает оказывать значительное влияние и на развитие современных Соединенных Штатов. Массовая иммиграция из Латинской Америки, Азии, Восточной Европы и Африки, вызвав недовольство белой «одноэтажной Америки», привела к росту расистских настроений. Белые англо-американцы обоснованно опасаются превратиться к 2040–2050 гг. в меньшинство в США16. Повыше-ние активности «групп ненависти» и обострение противоречий между афроамериканцами, белыми гражданами и латиноамериканцами, вылившееся в расовые беспорядки, наблюдались в периоды президентского правления Б. Обамы и Д. Трампа. Для современной Америки характерно усиление процесса расовой самоидентификации, ускоренное формирование расовой, этнической и религиозной идентичности.


БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES

A Brief Report of the Debates in the Anti-Masonic State Convention of the Commonwealth of Massachusetts, Held in Faneuil Hall, Boston, December 30, 31, 1829, and January 1, 1830. Boston: J. Marsh, 1830. 48 р.

A collection of letters on freemasonry: In chronological order. John Canfield Spencer, ‎Richard Rush, ‎Henry Tatem. Boston: T.R. Marvin, 1849. 103 р.

Adams J.Q. Letters and opinions of the Masonic institution. Cincinnati: L. Stratton, 1851. 276 p.

Adams J.Q. Six Letters from John Quincy Adams to Edward Livingston, on Masonry. Philadelphia: C.T. Jones, 1833. 32 р.

An abstract of the proceedings of the Antimasonic State Convention of Massachusetts, Held in Faneuil Hall, Boston, May 19-20, 1831. Boston: Printed at the Office of the Boston Press, for the publishing committee, 1831. 78 p.

Antimasonry: The Crusade and the Party. American Historical Sources Series / Compiled by L. Ratner. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1969. 100 p.

Brownlow W.G. Americanism contrasted with foreignism, Romanism, and bogus democracy, in the light of reason, history, and Scripture: in which certain demagogues in Tennessee, and elsewhere, are shown up in their true colors. Nashville (Tenn.): Pub. for the author, 1856 (reprint: 1991-2009). 208 p.

Busey S.C. Immigration: Its Evils and Consequences. N.Y.: De Witt & Davenport, 1856 (reprint: N.Y.: Arno Press, 1969). 162 p.

Carroll A.E. The Great American Battle: Or, The Contest Between Christianity and Political Romanism. N.Y. – Auburn: Miller, Orton & Mulligan, 1856 (reprint: 2009). 365 p.

Chalmers D.M. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. Durham (N.C.): Duke Univ. Press, 2007 (1-st edition – 1981). 477 р.

Free masonry. Its pretensions exposed in faithful extracts of its standard authors; with a review of Town's Speculative masonry: its liability to prevert the doctrines of revealed religion, discovered in the spirit of it doctrines, and in the application of its emblems: its dangerous tendency exhibited in extracts from the Abbé Barruel and Professor Robison, and further illustrated in its base service to the Illuminati. N.Y., 1828 (reprint: Kessinger Publishing, 2008, General Books, 2009). 399 р.

Fuller R.C. Naming the Antichrist: The History of an American Obsession. N.Y.: Oxford University Press, 1995. 240 p.

Jackson K.T. The Ku Klux Klan in the City, 1915-1930. Chicago: I.R. Dee, 1992 (1-st edition – 1967). 326 р.

Ku Klux Klan. Its Origin, Growth and Disbandment / Ed. by J.C. Lester, D.L. Wilson, W.L. Fleming. N.Y. – Wash.: Neale Pub. Co, 1905. 195 р.

MacLean N. Behind the Mask of Chivalry: The Making of the Second Ku Klux Klan. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1995. 292 p.

McVeigh R. The Rise of the Ku Klux Klan: Right-Wing Movements and National Politics. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 2010. 244 р.

Morse S.F.B. Foreign Conspiracy Against the Liberties of the United States: The Numbers Under the Signature of Brutus, Originally Published in the New-York Observer. N.Y.: Leavitt, Lord & Co., G. & C. Carvill & Co. – Boston: Crocker & Brewster, 1835 (reprint: N.Y.: American and Foreign Christian Union, 1855, 2007, 2009). 188 p.

Newton M. The Ku Klux Klan in Mississippi: A History. Jefferson (N.C.): McFarland & Co., 2010. 246 p.

Our Country: or, The American Parlor Keepsake / Ed. by W.H. Ryder. Boston: J.M. Usher, 1854. 252 p.

Proceedings of the Fourth Antimasonic Republican Convention of Massachusetts, Held at Boston, September 11-13, 1833: for the nomination of candidates for governor and lt. governor of the commonwealth and «for the purpose of 'consulting upon the common good, by seeking re-dress of wrongs and grievances suffered' from secret societies». Boston: Printed by J. Howe, for the convention, 1833. 48 p.

The Anti-Masonic defeat // The New-York Times. 1880. November 4.

The Ku Klux Klan: Organization and Principles, 1868. URL: http://www.trinityhistory.org/AmH/ KKKorganizationalPrinciples.pdf

The proceedings of the United States Anti-Masonic Convention, Held at Philadelphia, September 11, 1830. Embracing the Journal of Proceedings, the Reports, the Debates, and the Address to the People. Philadelphia: I.P. Trimble; N.Y.: Skinner and Dewey, 1830. 164 p.

The Wide-awake Gift: A Know-nothing Token for 1855. Edited by «One of «Em.»». N.Y.: J.C. Derby, 1855. 312 p.

Wade W.C. The Fiery Cross: The Ku Klux Klan in America. N.Y.; Oxford: O.U.P., 1998. 526 р.

Тэйлор Дж. Белое самосознание: Расовая идентичность в ХХI веке. М.: Икс-Хистори; Кучково поле, 2014. 496 с. [Taylor J. Beloe samosoznanie: Rasovaya identichnost' v HKHI veke. M.: Iks-Histori; Kuchkovo pole, 2014. 496 s.]


  1. Free masonry… P. vii-ix. 

  2.  Antimasonry… Р. 43-47, 58-59; An abstract of the proceedings… Р. 17-18; A Brief Report… Р. 39; Fuller 1995. Р. 8-12, 86. 

  3. Adams 1833. Р. 3; 1851. Р. 6-10, 29-33; A collection of letters… P. 8-9, 35-36. 

  4. A Brief Report… Р. 15, 31, 38-39; An abstract of the proceedings... Р. 54, 58. 

  5. An abstract of the proceedings… Р. 75-77. 

  6. The proceedings... Р. 145-161; Proceedings of the Fourth... Р. 7-8, 38-39. 

  7. The Anti-Masonic defeat... 

  8. Morse 1835. Р. 49-55, 113-119. 

  9. Ibid. Р. 64-66, 88-89, 128-131, 171-174. 

  10. Our Country P. 55-60; The Wide-awake Gift… P. 40, 54-63, 98-100; Carroll 1856. P. 238-250, 299-310, 342-345; Brownlow 1856. Р. 55-59, 86-98; Busey 1856. P. 82-89, 138-151. 

  11. Chalmers 2003. P. 15-16. 

  12. The Ku Klux Klan: Organization…; Ku Klux Klan. Its Origin… Р. 154-176. 

  13. Newton 2010. Р. 8-9. 

  14. Wade 1998. Р. 22-26, 36-37, 46-49. 

  15. См.: Jackson 1992; MacLean 1995; McVeigh 2010.

  16. Тэйлор 2014. С. 392-405.