55-й выпуск журнала „Диалог со временем“

Вернуться на главную страницу журнала
Загрузить PDF(PDF)-версию 55-го выпуска
Номер выпуска: 55
Год выпуска: 2016
Страниц: 400
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ИСТОРИЯ - ПАМЯТЬ - ИДЕНТИЧНОСТЬ


  1. язык, фактор идентичности, коммуникативное действие, тексты Септуагинты и Нового Завета
    В статье рассматривается понятие «язык» как инструмент формирования идентичности. Автор приводит доводы в пользу того, что понятие «язык» не эффективно для моделирования процесса естественного говорения/письма, и не может играть прежней доминирующей роли в формировании идентичности, понимаемой как осознанное и признанное неким сообществом единство. Рамочной идеей, способной охватить тенденции переосмысления «языка» в описательных схемах, выступает коммуникация и личное коммуникативное действие. Для вербальных фактов, составляющих естественное говорение/письмо, эти понятия задают единственно возможную систему, в которой вербальный материал может быть корректно интерпретирован и описан. В вопросах идентичности переосмысление (или даже упразднение в прежнем статусе) понятия «язык», признание его мнемотехнической, утилитарной, но не онтологической ценности, ведет к девальвации языкового фактора. Интерпретация эллинистических иудейских и раннехристианских (иудеохристианских) сочинений, к которым относят грекоязычные библейские тексты (Септуагинта и НЗ корпус), до последнего времени была сферой исключительной компетенции строго языкового подхода. Для более адекватного представления статуса этих текстов и языковой идентичности авторов и переводчиков в статье приведена аналогия с современным русскоязычным пространством. Подобно современным церковнославянским текстам, создаваемым в традиционных формах, тексты Септуагинты и НЗ были ориентированы на традиционное сообщество и воспринимались как эпические, архаизирующие, возвышенные, обособленные от прочих современных лингвистических практик. Статус этих текстов и соответствующая трактовка идентичности их авторов становятся возможны при коммуникативной интерпретации естественных вербальных фактов.
  2. Франция, XIX век, историческая память, история Жанны д’Арк, «народная героиня», либеральная историография
    В статье исследуется процесс зарождения во французской научной историографии понятия “народная героиня” применительно к эпопее Жанны д’Арк. Автор анализирует политические, религиозные и социальные обстоятельства жизни французского общества конца XVIII – начала XIX века, которые привели к появлению данной темы в либеральной историографии первой половины XIX в., ее особенности и основные составляющие, нашедшие отражение в работах ведущих историков того периода: Р. Де Шатобриана, О. Тьерри, Ж.-Ш.-Л. Симонда де Сисмонди, Т. Лавале, Ж. Мишле, Ж. Кишра и А. Мартена.
  3. историография, В.О. Ключевский, Р.А. Киреева, Россия, Европа, всеобщая история, национальная идея, коммеморация, национальная идентичность
    Авторы статьи обращаются к такому событию национальной историографии, каковым стал факт современного издания лекций В.О. Ключевского по всеобщей истории, подготовленного Р.А. Киреевой. Впервые перед научной общественностью предстали учебные тексты Ключевского, позволяющие реконструировать систему его представлений о западноевропейской истории XVII-XVIII вв. В первой части статьи внимание сосредоточено на анализе публикационной деятельности Р.А. Киреевой, направленной на издание лекций историка из его архивного фонда, во второй – предлагается интерпретация взглядов В.О. Ключевского на политическую историю Западной Европы. Авторы уверены в неразрывной научной связи ученых-историков разных времён – дореволюционного и современного. Историографические интересы и творческие усилия каждых последующих поколений историков позволяют сохранить в современном национальном сознании память и знание об историках-предшественниках и истории науки, что придает особую значимость работе по публикации не издававшихся ранее научных архивов ученых.
  4. историческая память, идентичность историка, интеллектуальная биография, медиевистика, итальянистика
    «Национальная идентичность» и «историческая память» – интеллектуальные концепты, которые вырабатывались интеллектуалами и историками, и позже ими же подвергались деконструкции. Естественным выбором при анализе этих концептов видится работа с казусами интеллектуальных биографий, с «историей историков». Автору представляется важным сосредоточить усилия на изучении последних поколений историков, пользовавшихся этим концептом в смысле ре-конструирования, а не де-конструирования понятия. Особым исследовательским интересом стали биографии историков-медиевистов и итальянистов. Притягательность этих казусов биографий в качестве объекта изучения связана частично со специализацией автора, но частично и с тем, что представители школ медиевистики (как в первой половине XX столетия, так и позже), действительно, являлись авторитетами для всей корпорации историков своей страны, умели переключаться на другие, более поздние периоды истории, а также остро реагировали на вызовы современного им мира.
  5. ФРГ, нацизм, культура памяти, проработка прошлого, национальная идентичность, Гольдхаген
    В статье анализируются дебаты о книге Д. Гольдхагена «Добровольные исполнители Гитлера» как одна из ключевых дискуссий о немецком историческом и национальном самосознании в 1990-е гг. Автор рассматривает концепцию «элиминаторного антисемитизма» Гольдхагена, рецепцию книги в СМИ, в сообществе профессиональных историков и оценивает влияние книги и дискуссии о ней на немецкую культуры памяти о нацизме. Если большинство историков отнеслось к книге амбивалентно или критически, то основная масса читателей восприняла ее позитивно. Автор объясняет данный феномен тем, что Гольдхаген дал возможность для четкого размежевания между тоталитарным прошлым и демократическим настоящим Германии.
  6. советское крестьянство, социальная память, «трудная память», трудодень, колхоз, кампания, репрессия, сельское хозяйство
    В статье на основе анализа научных работ, конкретизирующих феномен «социальная память», и архивных источников рассматривается проблема сохранения в общественном сознании памяти о трудностях жизни советского крестьянства в послевоенное время. В современном российском обществе основное внимание уделяется военному подвигу советского народа и армии в годы Великой Отечественной войны, а судьбы людей и социальных групп, которые внесли решающий вклад в послевоенное восстановление народного хозяйства, остаются за рамками общественного интереса. Автор считает, что в социальной памяти должны быть запечатлены образы жертвенного труда крестьянства, которое, находясь в условиях чрезвычайных материальных лишений, обеспечивало продовольственную безопасность страны.

  7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  8. хронотоп, интеллектуальная история, литература, искусство
    «Без… временно-пространственного выражения невозможно даже самое абстрактное мышление. Следовательно, всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов» . Под хронотопом М.М. Бахтин понимал существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенные литературой . Это утверждение обладает гораздо большей общностью и может быть распространено не только на художественную литературу, но и на изобразительное искусство.
  9. Великобритания, XVIII век, Просвещение, тори, скептицизм, Г. Болингброк, А. Поуп, Д. Юм, Э. Бёрк
    В статье анализируются философские взгляды представителей оппозиции по отношению к олигархии вигов, сложившейся в первой половине – середине XVIII в. Антивигская оппозиция включала в себя разнородные социальные элементы. Ведущую роль в ней играла интеллектуальная элита, которая формировала альтернативные представления об общественном развитии. Мировоззренческие принципы, лежавшие в основе этих проектов, рассматриваются на материале философских трактатов Г. Болингброка и Д. Юма, философской поэзии А. Поупа и публицистики раннего Э. Берка.
  10. история университетов, Российская империя, история биологии, специализация, естественные отделения, физико-математические факультеты
    Важной проблемой университетского образования является проблема специализации. Приращение научного знания, неизбежно вело к специализации в русле той или иной научной дисциплины. Физико-математический факультет стал на путь специализации на рубеже 1830–1840-х гг. с разделения на два отделения – естественных и математических наук. В дальнейшем, в конце XIX – начале XX в. естественное отделение имело в своем составе несколько секций, что позволяло проводить более узкую специализацию, но это вступило в конфликт с потребностью в учителях средней школы, которые должны были иметь более широкое образование.
  11. постколониальная критика, макросоциология, оксидентоцентризм, ориентоцентризм, переориентация, мир-система, мир-экономика, Передняя Азия
    В статье рассматриваются основные тенденции развития одного из перспективных направлений современной историографии – мир-системного анализа, разбираются современные номотетические подходы к анализу исторической динамики, стремящейся описать весь мир в целом.
  12. фашизм, политическая философия, интеллектуальная история, тоталитаризм, радикализм, политические религии, доктрина фашизма
    Работа посвящена рассмотрению современных подходов к интеллектуальной истории итальянского фашизма. Рассматривается эволюция исследований фашизма с 1960-х годов до нашего времени, обозначаются ключевые точки современных дискуссий о фашизме: истоки и основания фашистских теорий, мифологический базис фашизма, фашизм как политическая религия, фашизм как доктрина. В работе анализируются позиции ряда авторитетных современных исследователей данного вопроса, в том числе Эмилио Джентиле, Роджера Итвелла, Энтони Джеймса Грегора, Роджера Гриффина, Стенли Пейна.
  13. теории мультикультурализма, Б. Парекх, Ч. Кукатас и Дж. Рекс, сравнительный анализ
    Феномен мультикультурализма рассматривается как этнокультурное многообразие современных сообществ и политико-идеологическая реакция на сложившееся многообразие. Одним из практических примеров современных мультикультурных государств является Великобритания. Британский мультикультуралистский дискурс представляет собой сложное и внутренне полемичное явление, в рамках которого происходит обсуждение современных проблем межкультурного взаимодействия, а также предлагаются конкретные рекомендации по их разрешению. Автор сравнивает различные британские концепции мультикультурализма, а именно, «диалогический мультикультурализм» Б. Парекха, «либертаристский мультикультурализм» Ч. Кукатаса и «конфликтный мультикультурализм» Дж. Рекса.

  14. ИСТОРИЯ, ЛИЧНОСТЬ, БИОГРАФИЯ


  15. интеллектуальная биография, интеллектуальная история, новая биографическая история, объект исследования, предмет исследования, жанр исторической литературы, рефлексия, теория и методология исследования
    Автор анализирует российские и украинские работы, посвященные специфике жанра интеллектуальной биографии. На основе их изучения, а также собственного опыта создания интеллектуальной биографии он предлагает интерпретации объекта и предмета исследования нового жанра.
  16. император Клавдий, интерпретация личности, античная традиция, Р. Грейвз, Х. Уайз, художественная биография, экранизация
    Статья посвящена проблеме интерпретации личности римского императора Клавдия в произведениях античных авторов, а также в романах Р. Грейвза «Я, Клавдий» и «Божественный Клавдий» и телевизионном сериале Х. Уайза «Я, Клавдий».

  17. В МИРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ


  18. иезуиты, Новая Франция, миссионерство, эпидемии, аккультурация
    Статья посвящена проблеме влияния эпидемий европейских болезней, поразивших индейские племена Северо-Востока Северной Америки в XVII в., на процессы их аккультурации, прежде всего, в форме христианизации, которые направлялись и контролировались иезуитскими миссионерами. Отмечено двойственное восприятие индейцами христианских учения и практики в контексте болезней, одновременно и способствующее, и препятствующее их обращению. В целом, однако, массовые эпидемии первой половины XVII в. заложили фундамент для последующего утверждения христианской религии среди некоторых племен Новой Франции (гуроны, монтанье, часть ирокезов), нанеся удар их культурной целостности.
  19. кинематограф, массовая культура, Первая мировая война, модерн, «бель эпок», русский киностиль
    В работе поставлена проблема бытования российского кинематографа в годы Первой мировой войны. Рассмотрены институциональные аспекты деятельности киноателье и работы киносети, жанровые тренды кинопроизводства и репертуарные предпочтения провинциального проката. Показано, как война ускорила процессы массовизации общественной жизни и развития массовой культуры. Кинематограф сформулировал соответствующие российской ситуации социальные темы и нашел для их воплощения повествовательные формы авантюрного кино, «романсомании», психологической драмы. Особенности российского кинематографического дискурса военных лет были связаны не только с эскапистскими задачами массовой культуры, но и с формированием нарративного кино и появлением отдельного зрителя как субъекта его восприятия.
  20. образ Другого, образ Африки, история кино, Голливуд, колониализм, расизм
    В статье рассматривается образ Африки и ее жителей на материале игровых и анимационных фильмов американских режиссеров 1930-х гг. Анализируя процесс становления традиций и развития жанра приключенческого кино, авторы выделяют устойчивые стереотипы в визуализации образа дикаря с точки зрения представлений о Чужом.
  21. духовный поиск, протестанты, евангельские верующие, религиозная община, евангельские христиане баптисты, пятидесятники
    Источниками для анализа духовных поисков евангельских христиан в СССР послужили опубликованные воспоминания и биографические интервью верующих, имевших советский опыт религиозной жизни. Выделяются значимые моменты для осуществления духовных поисков: чрезвычайные жизненные обстоятельства, внутренний кризис; личное знакомство с верующими; проблема выбора между разными деноминациями; конфликт с внешней средой; ощущение Божественного воздействия.

  22. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ


  23. пленные, император Василий II, Анна Комнина, Алексий Комнин, болгары, печенеги
    В статье исследуются особенности византийских подходов к проблеме пленных. В центре внимания – тексты византийских историков Иоанна Скилицы и Анны Комнин. Автор приходит к выводу, что выбор ослепления как формы наказания для пленных вызван осмыслением войны с христианами как «гражданской войны».
  24. лекционный курс, концепция, литературный сюжет, средневековье, новое время
    Курс лекций Т.Н. Грановского по истории раннего нового времени (XV–XVI вв.) близок к литературному произведению, в котором присутствует общий сюжет. Сюжет представлял собой литературное выражение исторической концепции курса как явления научной исторической мысли и заключался в преодолении западноевропейским миром средневековья и переход к новой стадии исторического и культурного развития в новое время. Общий сюжет распадался на ряд частных сюжетов.
  25. Германская империя, конец XIX в., периодическая печать, реклама, общественное мнение
    Рекламные объявления, печатавшиеся в трех консервативных изданиях времен Германской империи, рассматриваются в статье как средство, позволяющее определить примерную аудиторию изданий и их социальную направленность. Наряду с многочисленными экономическими функциями реклама обладала социальной значимостью, составляя немалую часть общего информационного потока. Посредническая роль, с одной стороны, а также самостоятельная значимость рекламного контента, с другой, вписаны в круг многочисленных функций периодики конца XIX века.
  26. А.В. Журавский, становление личности, Печорский Север
    Исследователь Печорского края европейского северо-востока России начала ХХ в. Андрей Владимирович Журавский (1882–1914) рассматривается в краеведческой литературе главным образом как новатор в области изучения естественных богатств, растительного мира. В статье анализируется становление личности исследователя.

  27. ЧИТАЯ КНИГИ


  28. история Церкви, лютеранское богословие, М. Флаций, XVI век
    Новаторская концепция изучения богословского содержания творчества М. Флация Иллирика, предложенная в новом труде Л. Илича (Ilić L. Theologian of Sin and Grace. The Process of Radicalization in the Theology of Matthias Flacius Illyricus. Göttingen; Bristol, CT: Vandenhoek & Ruprecht, 2014), рассматривается на фоне сложившихся в исторической литературе традиций изучения крупнейшего лютеранского церковного историка.
  29. науки о человеке, история науки, социология знания, дисциплины, дисциплинарность
    Статья представляет собой рецензию на коллективную монографию «Науки о человеке. История дисциплин», сост. и отв. ред. А.Н. Дмитриев, И.М. Савельева (М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015). Книга, состоящая из 21 главы, – беспрецедентный труд по истории социогуманитарных дисциплин, которые не только для удобства, но и по теоретическим соображениям, авторы называют «науками о человеке». Для рассмотрения взят самый широкий период: от раннего Нового времени до наших дней, за которое многие дисциплины успели возникнуть, пройти век своего расцвета и исчезнуть или трансформироваться.

  30. ХРОНИКА СОБЫТИЙ