«КИНОЛИХОРАДКА» ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ТЕНДЕНЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОКАТА
“Cinema Rush” in the First World War production and distribution trends

()

Опубликовано в 55-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 268-286

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: В мире социокультурной истории

Устюгова В. В. «Кинолихорадка» времен Первой мировой войны тенденции производства и проката // Диалог со временем. 2016. Вып. 55. С. 268-286.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/55_16


Ключевые слова: кинематограф, массовая культура, Первая мировая война, модерн, «бель эпок», русский киностиль

В работе поставлена проблема бытования российского кинематографа в годы Первой мировой войны. Рассмотрены институциональные аспекты деятельности киноателье и работы киносети, жанровые тренды кинопроизводства и репертуарные предпочтения провинциального проката. Показано, как война ускорила процессы массовизации общественной жизни и развития массовой культуры. Кинематограф сформулировал соответствующие российской ситуации социальные темы и нашел для их воплощения повествовательные формы авантюрного кино, «романсомании», психологической драмы. Особенности российского кинематографического дискурса военных лет были связаны не только с эскапистскими задачами массовой культуры, но и с формированием нарративного кино и появлением отдельного зрителя как субъекта его восприятия.


Keywords: cinematography, mainstream culture, First World War, Art Nouveau, Belle Époque, Russia film style

The paper considers cinematography life during First World War, institutional aspects of national film studios’ activities and cinema circuit work, genre trends of the Russian film production and repertoire preferences. The author shows that the War speeded up the massification processes in public life and culture. Cinematography articulated the social topics appropriate for Russia and found the narrative formats of adventure movie, “romancomania”, psychological drama to embody these topics. The peculiarities of the Russian cinematography discourse of the war time were connected both with narrative movie development and a particular viewer as a subject of its perception and with escapist goals of the mainstream culture.