ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ VS БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ПУТЬ К СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Education in natural sciences vs education in biology in the universities of the Russian Empire: the road to specialization

()

Опубликовано в 55-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 154-172

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Жарова Е. Ю. Естественнонаучное vs биологическое образование в университетах Российской империи: путь к специализации // Диалог со временем. 2016. Вып. 55. С. 154-172.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/55_9


Ключевые слова: история университетов, Российская империя, история биологии, специализация, естественные отделения, физико-математические факультеты

Важной проблемой университетского образования является проблема специализации. Приращение научного знания, неизбежно вело к специализации в русле той или иной научной дисциплины. Физико-математический факультет стал на путь специализации на рубеже 1830–1840-х гг. с разделения на два отделения – естественных и математических наук. В дальнейшем, в конце XIX – начале XX в. естественное отделение имело в своем составе несколько секций, что позволяло проводить более узкую специализацию, но это вступило в конфликт с потребностью в учителях средней школы, которые должны были иметь более широкое образование.


Keywords: university history, Russian empire, history of biology, specialization, natural departments, Physic and mathematic faculties

The problem of specialization is an important aspect of the evolution of university education. The expansion of scientific knowledge led inevitably to specialization Physics and Mathematics faculty begun specialization by dividing into two departments of natural and mathematic sciences. In the late 19th – early 20th cc. the department of natural sciences had several divisions that helped further specialization, but this conflicted with the need to produce in school teachers with broader education in science.