Год выпуска: 2021
Страниц: 404
ISSN: 2307-8383
Содержание выпуска
- Германия, Катарина фон Бора, XIX век, Мартин Лютер, протестантизм, брак, биография, историческая памятьВ статье рассматривается специфика восприятия Катарины фон Бора, жены Мартина Лютера, немецкой интеллектуальной мыслью XIX в. Автор ставит перед собой задачу не только выявить причины обращения к данной фигуре в конкретный исторический период, но и определить ключевые различия в интерпретации её образа по сравнению с предыдущими столетиями. Для достижения данной цели в качестве основных источников исследуются биографические труды, посвящённые жене и супружеской жизни главы немецкой Реформации. Подобный жанр работ даёт наиболее полное представление о динамичности трансформации образа Катарины, во многом обусловленной социальными процессами, происходившими в Германии на протяжении всего XIX в.: начиная от развития частной жизни эпохи Бидермайера и заканчивая высокой индустриализацией и расцветом национальных настроений. Немаловажную роль при этом играет рост немецкого женского движения. Таким образом, в каждом периоде можно проследить конструирование «новой» Катарины фон Бора, а вместе с ней и нового идеала женской идентичности, нравственного примера для самоидентификации хранительницы семейного очага.
- развод, брак, Англия, XVIII век, парламентАнглия в XVIII веке отличалась от других протестантских стран отсутствием широкого доступа к разводу, по большей части супруги оформляли раздельное проживание, расходились полуофициально или просто сбегали от своей второй половины. Развод по акту парламента с возможностью вступления в повторный брак не был широко востребован. Одним из факторов, способствовавших этому, было его ассоциирование с ущербом репутации и морали. В статье проанализированы причины подобного отношения современников, включавшие распространение информации о личной жизни; то, что единственным основанием для подобного типа развода являлась супружеская измена; опасение, что легкий доступ к процедуре подорвет общественную мораль. При этом в действительности урон репутации бывших супругов не всегда был непоправимым, а влияние разводов на общество в целом преувеличивалось, так как стоимость и длительность процесса существенно ограничивали их доступность.
- ЖЕНСКИЙ ПАТРОНАТ, СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ, ОБМЕН НОВОСТЯМИ, КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ, ДЖЕЙН ДОРМЕР, АНГЛИЙСКИЕ КАТОЛИКИ, ЭМИГРАЦИЯВ СТАТЬЕ РЕКОНСТРУИРУЮТСЯ СЕТИ КОММУНИКАЦИЙ ДЖЕЙН ДОРМЕР, ГЕРЦОГИНИ ФЕРИЯ (1538–1612). ПРИДВОРНАЯ ДАМА МАРИИ I И ЖЕНА ИСПАНСКОГО ГРАНДА, ОНА БЫЛА ВЛИЯТЕЛЬНОЙ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЕЙ АНГЛИЙСКИХ КАТОЛИКОВ– ЭМИГРАНТОВ, ПОСРЕДНИЦЕЙ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОЙ ОНИ МОГЛИ ВСТРОИТЬСЯ В НОВУЮ ДЛЯ НИХ СИСТЕМУ ГАБСБУРГСКОГО ПАТРОНАТА. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕРЦОГИНИ ФЕРИЯ (К КОТОРОЙ АВТОР ОТНОСИТ ОБМЕН ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И ПОКРОВИТЕЛЬСТВО) В СОПОСТАВЛЕНИИ С ДРУГИМИ ВЛИЯТЕЛЬНЫМИ ДАМАМИПАТРОНЕССАМИ, В ЧАСТНОСТИ, С ЭНН ПЕРСИ, ГРАФИНЕЙ НОРТУМБЕРЛЕНД ПОЗВОЛЯЕТ ВЫЯВИТЬ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ПАТРОНАТА. В СТАТЬЕ ПОКАЗАНО, ЧТО ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ДВОРУ МАРИИ I ТЮДОР, КОТОРЫЙ БЫЛ ОТЧАСТИ ИНТЕГРИРОВАН В СИСТЕМУ ГАБСБУРГСКИХ ДВОРОВ ПОЗВОЛЯЛА БЫВШИМ ПРИДВОРНЫМ ЛЕГЧЕ ОБРЕСТИ ПОКРОВИТЕЛЕЙ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ КЛИЕНТЕЛЕ ГАБСБУРГОВ
- Российское государство, Речь Посполитая, московитки в эмиграции, гендерная история российской эмиграцииПобег или свободный выезд российских женщин Раннего нового времени на постоянное проживание за границу (прежде всего — в Корону Польскую и Великое княжество Литовское) изучен в статье на широком круге источников XVI — начала XVIII в. Среди «выталкивающих» факторов рассмотрены побег вместе с мужем и семьей, вывоз в плен, насильственные «умыкания» и побеги из приграничных территорий Российского государства. «Стимулирующих» факторов было мало, и они почти не отражены в известных ныне источниках. Женщины из служилого класса интегрировались как вместе с мужьями и сыновьями, так и в случае их смерти, и траектории интеграции свидетельствуют о частичных сходствах в правовых традициях российского и польсколитовского обществ. Отдельное внимание уделено проблемам сексуального и семейного насилия, которое вызывало побеги женщин из России, иски московиток и их представителей в Речи Посполитой. Высказано предположение, что объективация женщин из России в эмиграции подпитывала этнические представления, но не вызывала к жизни стереотипов и фантазмов, характерных для эпохи Просвещения.
- чтение, удовольствие, польза, идентичность, дневник, Сэмюэль ПипсВ статье поднимается актуальная в современных гуманитарных исследованиях проблематика практик чтения в культуре раннего Нового времени. Привычный образ мужского чтения до XVIII века предполагал серьезное отношение к книгам и использование полученной из них информации для самообразования, самовоспитания и завоевания социального престижа того или иного рода. Анализ дневника чиновника морского ведомства Сэмюэля Пипса (1660-1669) свидетельствует о том, эта идеальная модель не имела большого влияния на репрезентации читательского опыта в тексте, основной целью которого является конструирование «рассказа о себе». Не только реальные практики чтения были куда более разнообразными, основной категорией, через которую Пипс определял этот опыт, была категория удовольствия, напрямую связанная с создаваемым образом собственного Я.
- «женская ученость», Просвещение, женское образование, филантропизм, салон, ГерманияВ настоящей статье анализируются оценки отдельных немецких философов и публицистов конца XVIII века феномена «женской учености». В статье подчеркивается генетическая связь воззрений упомянутых авторов с воспитательной концепцией Жан-Жака Руссо. Автором предпринимается попытка поместить феномен «женской учености» в широкий социокультурный контекст, включающий в себя такие вопросы, как функционирование равноправной межгендерной коммуникации в рамках «смешанных обществ», тенденции развития женского образования, особенности читательской культуры в немецкоязычном пространстве указанного периода, а также просветительский дискурс о правах и обязанностях женщин во второй половине XVIII века. Автор настоящей статьи впервые рассматривает механизмы интеграции женщин в интеллектуальное пространство Германии конца XVIII в. с позиции теории «пяти стратегий самопрезентации» Э. Джонса и Т. Питтмана.
- Элизабет Кэри, Люси Кэри, история обращения, биография, англий-ские католики XVII в., английские монастыри в НидерландахСтатья предваряет первый русский перевод «Жизнеописания леди Фолкленд», написанного в середине XVII в. монахинями английского бенедиктинского монастыря в Камбре (сестрами Кэри) и повест-вующего о жизни их матери, Элизабет Кэри, виконтессы Фолкленд — переводчицы, поэтессы и полемистки, а также и обращенной ка-толички. Автор приходит к выводу, что «Жизнеописание» сочетает в себе черты биографии и истории обращения, а описанные в тексте обращения — самой леди Фолкленд и ее детей — попадают в кате-горию так называемых «интеллектуальных обращений» через чтение книг и теологические дебаты. «Интеллектуальные обращения» счи-тались уделом мужчин. Однако сестры Кэри использовали эту мо-дель для утверждения своего положения внутри сообщества мо-нахинь Камбре, известных своими интеллектуальными интересами. Кроме того, авторы «Жизнеописания» показывали, что интеллекту-альная деятельность матери вела к обращению других в католиче-ство, что тем самым делало ее миссионером — по сути, если не по названию.