29-й выпуск журнала „Адам и Ева“

Вернуться на главную страницу журнала
Загрузить PDF(PDF)-версию 29-го выпуска
Номер выпуска: 29
Год выпуска: 2021
Страниц: 404
ISSN: 2307-8383

Содержание выпуска


    ИСТОРИЯ СЕМЬИ


  1. Германия, Катарина фон Бора, XIX век, Мартин Лютер, протестантизм, брак, биография, историческая память
    В статье рассматривается специфика восприятия Катарины фон Бора, жены Мартина Лютера, немецкой интеллектуальной мыслью XIX в. Автор ставит перед собой задачу не только выявить причины обращения к данной фигуре в конкретный исторический период, но и определить ключевые различия в интерпретации её образа по сравнению с предыдущими столетиями. Для достижения данной цели в качестве основных источников исследуются биографические труды, посвящённые жене и супружеской жизни главы немецкой Реформации. Подобный жанр работ даёт наиболее полное представление о динамичности трансформации образа Катарины, во многом обусловленной социальными процессами, происходившими в Германии на протяжении всего XIX в.: начиная от развития частной жизни эпохи Бидермайера и заканчивая высокой индустриализацией и расцветом национальных настроений. Немаловажную роль при этом играет рост немецкого женского движения. Таким образом, в каждом периоде можно проследить конструирование «новой» Катарины фон Бора, а вместе с ней и нового идеала женской идентичности, нравственного примера для самоидентификации хранительницы семейного очага.
  2. развод, брак, Англия, XVIII век, парламент
    Англия в XVIII веке отличалась от других протестантских стран отсутствием широкого доступа к разводу, по большей части супруги оформляли раздельное проживание, расходились полуофициально или просто сбегали от своей второй половины. Развод по акту парламента с возможностью вступления в повторный брак не был широко востребован. Одним из факторов, способствовавших этому, было его ассоциирование с ущербом репутации и морали. В статье проанализированы причины подобного отношения современников, включавшие распространение информации о личной жизни; то, что единственным основанием для подобного типа развода являлась супружеская измена; опасение, что легкий доступ к процедуре подорвет общественную мораль. При этом в действительности урон репутации бывших супругов не всегда был непоправимым, а влияние разводов на общество в целом преувеличивалось, так как стоимость и длительность процесса существенно ограничивали их доступность.

  3. ГЕНДЕРНЫЙ РАКУРС СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ


  4. ЖЕНСКИЙ ПАТРОНАТ, СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ, ОБМЕН НОВОСТЯМИ, КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ, ДЖЕЙН ДОРМЕР, АНГЛИЙСКИЕ КАТОЛИКИ, ЭМИГРАЦИЯ
    В СТАТЬЕ РЕКОНСТРУИРУЮТСЯ СЕТИ КОММУНИКАЦИЙ ДЖЕЙН ДОРМЕР, ГЕРЦОГИНИ ФЕРИЯ (1538–1612). ПРИДВОРНАЯ ДАМА МАРИИ I И ЖЕНА ИСПАНСКОГО ГРАНДА, ОНА БЫЛА ВЛИЯТЕЛЬНОЙ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЕЙ АНГЛИЙСКИХ КАТОЛИКОВ– ЭМИГРАНТОВ, ПОСРЕДНИЦЕЙ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОЙ ОНИ МОГЛИ ВСТРОИТЬСЯ В НОВУЮ ДЛЯ НИХ СИСТЕМУ ГАБСБУРГСКОГО ПАТРОНАТА. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕРЦОГИНИ ФЕРИЯ (К КОТОРОЙ АВТОР ОТНОСИТ ОБМЕН ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И ПОКРОВИТЕЛЬСТВО) В СОПОСТАВЛЕНИИ С ДРУГИМИ ВЛИЯТЕЛЬНЫМИ ДАМАМИПАТРОНЕССАМИ, В ЧАСТНОСТИ, С ЭНН ПЕРСИ, ГРАФИНЕЙ НОРТУМБЕРЛЕНД ПОЗВОЛЯЕТ ВЫЯВИТЬ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ПАТРОНАТА. В СТАТЬЕ ПОКАЗАНО, ЧТО ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ДВОРУ МАРИИ I ТЮДОР, КОТОРЫЙ БЫЛ ОТЧАСТИ ИНТЕГРИРОВАН В СИСТЕМУ ГАБСБУРГСКИХ ДВОРОВ ПОЗВОЛЯЛА БЫВШИМ ПРИДВОРНЫМ ЛЕГЧЕ ОБРЕСТИ ПОКРОВИТЕЛЕЙ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ КЛИЕНТЕЛЕ ГАБСБУРГОВ
  5. Российское государство, Речь Посполитая, московитки в эмиграции, гендерная история российской эмиграции
    Побег или свободный выезд российских женщин Раннего нового времени на постоянное проживание за границу (прежде всего — в Корону Польскую и Великое княжество Литовское) изучен в статье на широком круге источников XVI — начала XVIII в. Среди «выталкивающих» факторов рассмотрены побег вместе с мужем и семьей, вывоз в плен, насильственные «умыкания» и побеги из приграничных территорий Российского государства. «Стимулирующих» факторов было мало, и они почти не отражены в известных ныне источниках. Женщины из служилого класса интегрировались как вместе с мужьями и сыновьями, так и в случае их смерти, и траектории интеграции свидетельствуют о частичных сходствах в правовых традициях российского и польсколитовского обществ. Отдельное внимание уделено проблемам сексуального и семейного насилия, которое вызывало побеги женщин из России, иски московиток и их представителей в Речи Посполитой. Высказано предположение, что объективация женщин из России в эмиграции подпитывала этнические представления, но не вызывала к жизни стереотипов и фантазмов, характерных для эпохи Просвещения.

  6. ГЕНДЕРНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ


  7. чтение, удовольствие, польза, идентичность, дневник, Сэмюэль Пипс
    В статье поднимается актуальная в современных гуманитарных исследованиях проблематика практик чтения в культуре раннего Нового времени. Привычный образ мужского чтения до XVIII века предполагал серьезное отношение к книгам и использование полученной из них информации для самообразования, самовоспитания и завоевания социального престижа того или иного рода. Анализ дневника чиновника морского ведомства Сэмюэля Пипса (1660-1669) свидетельствует о том, эта идеальная модель не имела большого влияния на репрезентации читательского опыта в тексте, основной целью которого является конструирование «рассказа о себе». Не только реальные практики чтения были куда более разнообразными, основной категорией, через которую Пипс определял этот опыт, была категория удовольствия, напрямую связанная с создаваемым образом собственного Я.
  8. «женская ученость», Просвещение, женское образование, филантропизм, салон, Германия
    В настоящей статье анализируются оценки отдельных немецких философов и публицистов конца XVIII века феномена «женской учености». В статье подчеркивается генетическая связь воззрений упомянутых авторов с воспитательной концепцией Жан-Жака Руссо. Автором предпринимается попытка поместить феномен «женской учености» в широкий социокультурный контекст, включающий в себя такие вопросы, как функционирование равноправной межгендерной коммуникации в рамках «смешанных обществ», тенденции развития женского образования, особенности читательской культуры в немецкоязычном пространстве указанного периода, а также просветительский дискурс о правах и обязанностях женщин во второй половине XVIII века. Автор настоящей статьи впервые рассматривает механизмы интеграции женщин в интеллектуальное пространство Германии конца XVIII в. с позиции теории «пяти стратегий самопрезентации» Э. Джонса и Т. Питтмана.

  9. ПУБЛИКАЦИИ


  10. Элизабет Кэри, Люси Кэри, история обращения, биография, англий-ские католики XVII в., английские монастыри в Нидерландах
    Статья предваряет первый русский перевод «Жизнеописания леди Фолкленд», написанного в середине XVII в. монахинями английского бенедиктинского монастыря в Камбре (сестрами Кэри) и повест-вующего о жизни их матери, Элизабет Кэри, виконтессы Фолкленд — переводчицы, поэтессы и полемистки, а также и обращенной ка-толички. Автор приходит к выводу, что «Жизнеописание» сочетает в себе черты биографии и истории обращения, а описанные в тексте обращения — самой леди Фолкленд и ее детей — попадают в кате-горию так называемых «интеллектуальных обращений» через чтение книг и теологические дебаты. «Интеллектуальные обращения» счи-тались уделом мужчин. Однако сестры Кэри использовали эту мо-дель для утверждения своего положения внутри сообщества мо-нахинь Камбре, известных своими интеллектуальными интересами. Кроме того, авторы «Жизнеописания» показывали, что интеллекту-альная деятельность матери вела к обращению других в католиче-ство, что тем самым делало ее миссионером — по сути, если не по названию.