«ЖЕНСКАЯ УЧЕНОСТЬ» В ДИСКУССИЯХ НЕМЕЦ-КОЯЗЫЧНЫХ АВТОРОВ В КОНЦЕ XVIII В.
THE PHENOMENON OF “FEMALE ERUDITION” IN THE WORKS BY GERMAN-LANGUAGE AUTHORS IN THE SECOND HALF OF THE 18TH CENTURY

()

Опубликовано в 29-м выпуске журнала „Адам и Ева“ на страницах 243-264

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: ГЕНДЕРНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Третьякова М. С. «ЖЕНСКАЯ УЧЕНОСТЬ» В ДИСКУССИЯХ НЕМЕЦ-КОЯЗЫЧНЫХ АВТОРОВ В КОНЦЕ XVIII В. // Адам и Ева. 2021. Вып. 29. С. 243-264.

Короткая ссылка: https://roii.ru/r/3/29_6


Ключевые слова: «женская ученость», Просвещение, женское образование, филантропизм, салон, Германия

В настоящей статье анализируются оценки отдельных немецких философов и публицистов конца XVIII века феномена «женской учености». В статье подчеркивается генетическая связь воззрений упомянутых авторов с воспитательной концепцией Жан-Жака Руссо. Автором предпринимается попытка поместить феномен «женской учености» в широкий социокультурный контекст, включающий в себя такие вопросы, как функционирование равноправной межгендерной коммуникации в рамках «смешанных обществ», тенденции развития женского образования, особенности читательской культуры в немецкоязычном пространстве указанного периода, а также просветительский дискурс о правах и обязанностях женщин во второй половине XVIII века. Автор настоящей статьи впервые рассматривает механизмы интеграции женщин в интеллектуальное пространство Германии конца XVIII в. с позиции теории «пяти стратегий самопрезентации» Э. Джонса и Т. Питтмана.

The article focuses on analysis of some German philosophers and publicists’ views on the phenomenon of female erudition in the second half of the 18th century. In the present article, genetic closeness of the mentioned authors’ ideas to educational program by Jean-Jacques Rousseau is stressed. The author makes attempts to put the phenomenon of female erudition in the wide context that included such issues as functioning of equal cross-gender commu-nication in the frameworks of «mixed societies», crucial tends of female education development, key features of reading culture in the German-speaking space in the period under review, as well as enlightened discourse on the rights and duties of women in the second half of the 18th century.