«УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА ВИТТЕНБЕРГА»: ОБРАЗ КАТАРИНЫ ФОН БОРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ГЕРМАНИИ XIX ВЕКА
“THE MORNING STAR OF WITTENBERG”: KATHARINA VON BORA’S IMAGE IN THE HISTORICAL MEMORY OF GERMANY IN 19TH CENTURY

()

Опубликовано в 29-м выпуске журнала „Адам и Ева“ на страницах 6-22

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: ИСТОРИЯ СЕМЬИ

Мойса А. А. «УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА ВИТТЕНБЕРГА»: ОБРАЗ КАТАРИНЫ ФОН БОРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ГЕРМАНИИ XIX ВЕКА // Адам и Ева. 2021. Вып. 29. С. 6-22.

Короткая ссылка: https://roii.ru/r/3/29_1


Ключевые слова: Германия, Катарина фон Бора, XIX век, Мартин Лютер, протестантизм, брак, биография, историческая память

В статье рассматривается специфика восприятия Катарины фон Бора, жены Мартина Лютера, немецкой интеллектуальной мыслью XIX в. Автор ставит перед собой задачу не только выявить причины обращения к данной фигуре в конкретный исторический период, но и определить ключевые различия в интерпретации её образа по сравнению с предыдущими столетиями. Для достижения данной цели в качестве основных источников исследуются биографические труды, посвящённые жене и супружеской жизни главы немецкой Реформации. Подобный жанр работ даёт наиболее полное представление о динамичности трансформации образа Катарины, во многом обусловленной социальными процессами, происходившими в Германии на протяжении всего XIX в.: начиная от развития частной жизни эпохи Бидермайера и заканчивая высокой индустриализацией и расцветом национальных настроений. Немаловажную роль при этом играет рост немецкого женского движения. Таким образом, в каждом периоде можно проследить конструирование «новой» Катарины фон Бора, а вместе с ней и нового идеала женской идентичности, нравственного примера для самоидентификации хранительницы семейного очага.

The article explores various ways Katharina von Bora Martin Luther’s wife was perceived by the German intellectuals in the 19th century. The author intends not only to reveal the reasons of turning to this person in a certain historical period but also to de-fine the key differences in her image’s interpretation compared to the previous centuries. To achieve this goal the author explores the biographical works, which were dedicated to the wife of the founder of the Reformation tradition and their married life. Such similar genre of works gives the most complete representation of the dynamical transformation of Katharina’s image, which was conditioned by social processes in Germany during the whole of the 19th century: starting with the private life development during the Biedermeier period and ending with high industrialization and the rise of the national feelings. Another important role plays the growth of the German women’s movement. Therefore, it is possi-ble to see the construction of a “new” Katharina von Bora in every period, and with it a new ideal of women’s identity, a moral exam-ple for the lady of the house self-identification.