52-й выпуск журнала „Диалог со временем“

Вернуться на главную страницу журнала
Загрузить PDF(PDF)-версию 52-го выпуска
Номер выпуска: 52
Год выпуска: 2015
Страниц: 400
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ


  1. XXII Международный конгресс исторических наук, теория, культурная память, историческая память, событие, время, Россия, Европа, Африка
    В конце августа 2015 года в г. Цзинань (Китай) состоялся крупнейший научный форум историков – XXII Международный конгресс исторических наук под эгидой Международного комитета исторических наук (МКИН/CISH). В его обширной научной программе нашли отражение многие актуальные проблемы современной историографии, обсуждались новейшие тенденции в теории и методологии, новые подходы, направления исследований, предметные области. Об итогах прошедшего Конгресса, открывшейся панораме достижений и трудностей мировой историографии, о дальнейших перспективах развития исторических исследований, несомненно, предстоит серьезный разговор и еще появятся десятки публикаций. Как первый шаг мы представляем материалы круглого стола (RT 19. Event and Time in Historical Perspectives), посвященного тематике, которая все последние годы оставалась центральной для журнала «Диалог со временем» и стала ядром научной программы недавно созданной на базе Института всеобщей истории РАН Сетевой лаборатории «Исследования исторической памяти и интеллектуальной культуры». Ниже представлены материалы организованного в рамках Конгресса круглого стола «Событие и время в исторических перспективах» (при поддержке Национального комитета российских историков и Комиссии МКИН по истории международных отношений) проф. Л.П. Репиной и проф. У. Тертре (Université Paris 1, Panthéon-Sorbonne). В основе публикуемых материалов – сокращенный текст основного доклада, подготовленного Л.П. Репиной (полная версия размещена на сайте Конгресса), тексты комментаторов – проф. З.А. Чеканцевой (Институт всеобщей истории РАН) и проф О.Б. Леонтьевой (Самарский государственный университет), а также резюме выступлений У. Тертре и проф. П. Буале (Université Paris 1, Panthéon-Sorbonne).
  2. Центральная и Юго-Восточная Европа, Чехословакия, Украина, «революции с определениями», «Евромайдан», оппозиция, казус, «обнаженность приема», президентство и парламент, информационная война
    Сопоставляются причины и ход «революций с определениями» двух типов, анализируются способы и механизмы смены власти и приход к государственному управлению оппозиционных сил с использованием методов информационных войн (с присущей им «обнаженностью приема») в сочетании с силовым давлением. В сравнительно-историческом ключе с опорой на применении терминов «in vitro» и «in naturа» делаются выводы о некоторых общих тенденциях и специфике «революций с определениями» конца XX – начала XXI в.

  3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  4. Древний Рим, Нума, Пифагор, Тиберий Корунканий, пифагореизм, римская историческая традиция, анналисты, антиквары, М. Теренций Варрон, понтифики, книги Нумы, римская религия
    В статье анализируется легенда, сохранившаяся в античной исторической традиции, которая связывала узами ученичества римского царя Нуму Помпилия и греческого философа Пифагора, а также событие 181 г. до н.э. в Риме, когда были найдены и сожжены по приказу сената книги Нумы. Сведения античных авторов позволяют определить время возникновения легенды о Нуме и Пифагоре, получить представление об этапах ее становления и формах бытования в римском обществе эпохи Республики. Подчеркивается роль сформировавшихся в недрах коллегии понтификов представлений о Нуме как создателе римской религии и права.
  5. латинская традиция, Аристотель, восприятие, влияние, текст
    В настоящей статье на примере «Сатурналий» Макробия (V в.) изучаются характерные черты рецепции естественнонаучных концепций Аристотеля в латинской традиции Поздней Античности. Обсуждаются особенности использования Макробием текстов греческого автора; выявляются текстуальные и содержательные параллели между ними; показывается, насколько точно Макробий следует концепциям Аристотеля и насколько тщательно их передает. Делается вывод об опосредованном использовании Макробием текстов Аристотеля.
  6. Аристотель, Александр Афродисийский, Иоанн Филопон, Ориген, стоики, вечное возвращение, тождество, неотличимость, материя
    В статье рассматриваются апории и сложности, обсуждавшиеся в аристотелевской традиции применительно к учению о живом изменяющемся теле индивида. Анализируются дефиниции и различения, которые последовательно вводятся Аристотелем, Александром Афродисийским и Иоанном Филопоном. Рассматриваются характерные для аристотелевской парадигмы сложности обеспечения преемственности материального тела. Анализ доводов Александра Афродисийского в пользу частичного сохранения в процессе роста не только эйдоса, но и материи. Концепция постепенности замещения материи, как залог преемственность материи на протяжении всей жизни индивида. Старение как эйдоса, так и материи индивида. Аргументы аристотеликов против стоического учения о вечном возвращении. «Тождество» и «неотличимость» в учении стоиков о вечно возвращении в изло-жении Александра и Оригена.
  7. средневековая исламская география, ал-Идриси, Ибн Са‘ид, Абу ал-Фида, Восточная Европе, традиция, преемственность
    В статье исследуется вопрос о преемственности в развитии средневековой арабской географии на примере анализа сведений о Восточной Европе в сочинениях крупнейших арабских географов XII–XIV вв. ал-Идриси, Ибн Са‘ида и Абу ал-Фиды. Рассматриваются различные способы отбора сведений, применявшиеся указанными географами, методы их инкорпорации в новое сочинение, выявляются основные линии заимствований. Сравнение материалов ал-Идриси, Ибн Са‘ида и Абу ал-Фиды о Восточной Европе показывает, что, несмотря на очевидную связь этих сочинений, к вопросу об их соотношении, вопреки распространенному в ис-ториографии мнению, не следует применять категорию прогресса. Ибн Са‘ид не ставил перед собой задачи приращения знаний о Восточной Европе по сравнению с ал-Идриси; то же самое относится и к Абу ал-Фиде, который не стремился углубить представления Ибн Са‘ида об этом регионе. Каждый автор «осваивал» это пространство заново, заимствуя из сочинений предшественников лишь ту инфор-мацию, которая отвечала целям и задачам его собственного труда.

  8. ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ


  9. родовая память, родословные росписи, текстология, генеалогия
    В статье исследуется понимание родовой памяти в работах отечественных генеалогов конца XIX – начала XXI в., способы выявления ими в родословных росписях сведений, восходящих к устной традиции.
  10. Рим, средневековье, Возрождение, рецепция античности, историческая память, коммеморации, надгробные памятники, Бонифаций VIII, юбилейный год
    В статье сделана попытка сопоставить различные пласты и практики коммемораций (на уровне индивидуально-семейного, группового и самого широкого коллективного почитания). На уровне индивидуального и бытового поминовения и в грандиозной коммеморативной программе христианских юбилеев можно отметить общие черты, особые приметы чаяний людей эпохи Треченто и Кватроченто. Культ памяти соединялся с культом искупления, с поисками индивидуального и коллективного спасения. Римский Юбилей стал наиболее выгодным вложением в истории идей – с 1300 года юбилейная традиция не прерывается, следующий год (вопреки всякой логике дат) объявлен новым папой юбилейным.

  11. В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ


  12. греческая религия, христианство, мистицизм, тело, мировоззрение, ментальность, душа
    Автор статьи обращается к традиционной религии древних греков как предтече христианских представлений. Рассматривая наиболее показательные в данном плане исторические феномены, автор предлагает пересмотреть традиционную полярность в отношении греческой телесности и христианской духовности, акцентируя внимание на нетипичности античных и христианских ментальных установок в данном вопросе. Показано, что современные подходы к изучению взаимовлияния античности и христианства носят однонаправленный характер и не затрагивают сути самого явления.
  13. горы, горцы, менталитет, Кавказ, Болгария, ислам, Г.Д. Гачев
    В статье исследуется роль гор и горной среды в жизнедеятельности человека, формировании менталитета горцев, представления о мироустройстве и его миропони-мания, «образа мира» горцев. Автор рассматривает оригинальную систему вглядов российского ученого Г.Д. Гачева и его методологию прочтения книги бытия народов Азербайджана, Армении, Грузии и Болгарии, его представления об исламе. Освещение этих проблем дополняет материал по Дагестану.

  14. ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА


  15. английское землевладение, наследство, джентри, ограниченный сеттльмент, доверительный собственник, Джейн Остен, реальная собственность, приданое, вдовья часть наследства, брачный контракт
    В статье рассматривается такая практика наследования реальной собственности в среде английского джентри как «ограниченный сеттльмент» на примере романов Джейн Остен. Исследуется само понятие ограниченного сеттльмента, его роль в жизни джентри, влияние на положение наследников мужского и женского пола.
  16. купечество, предпринимательство, русская литература, социальная история
    На основе образов предпринимателей в русской классической литературе автор опровергает утвердившееся в историографии мнение о негативном отношении к предпринимательской деятельности, якобы изначально сложившемся в русском этосе. Показано, что негативное отношение к предпринимательству утверждается только во второй половине XVIII – начале XIX в. При этом данный «негатив», проявившийся в произведениях русских писателей, относился только к бытовой стороне жизни предпринимателей, а вовсе не к их профессиональной деятельности. Кроме того, в дореволюционный период он так и не проник в толщу народного сознания, и даже после десятилетий советской власти в крестьянской среде ничего дурного в предпринимательстве не видят и сейчас.

  17. ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ


  18. история литературы, музееведение, Год литературы в России, энциклопедия «Литературные музеи России», сеть литературных музеев, коммуникация, информационный портал, оптимизация деятельности
    Энциклопедия «Литературные музеи России» имеет особое значение в ряду тех проектов Государственного литературного музея, которые должны привести к системным и долгосрочным результатам, оказать существенное влияние на оптимизацию работы всей сети литературных музеев России. В числе решаемых таким способом задач – «перепись» литературных музеев России. Результатом реализации пилотного этапа проекта должно стать новое качество коммуникации: сеть литературных музеев должна заработать подобно социальной сети в интернете.
  19. литературный музей, энциклопедия, информационный ресурс, интерпретация информации, информационная энтропия, репрезентация знания, «Российская музейная энциклопедия», энциклопедия «Литературные музеи России»
    Инициаторы исследовательского и издательского проекта – энциклопедии «Литературные музеи России» рассматривают его как способ достичь более глубокого понимания феномена литературного музея, его места в культуре прошлого, настоящего и даже будущего, улучшить информационное обеспечение данной сферы социокультурной деятельности и наук о ней, как первый шаг к созданию еще более масштабного профильного информационного ресурса. Автор статьи останавливается на следующих вопросах: 1) что собой представляет музей и в чем заключается специфика литературных музеев как профильной группы; 2) что собой представляет энциклопедия – и как тип издания, и как система информации, выверенной на основе четко формулируемых критериев и особым образом организованной; 3) что получат конкретные потребители создаваемого интеллектуального продукта и общество в целом в результате обращения к энциклопедии.
  20. энциклопедия «Литературные музеи России», Н.П. Анциферов, исторический культурный ландшафт, локально-исторический метод, место памяти, литературные места, литературное гнездо, литературный памятник, пространство литературного события, патриотическое воспитание
    В статье представлен краткий очерк научно-практической деятельности историка-краеведа Н.П. Анциферова, который опирался в своей литературоведческой, экскурсионной, музейной деятельности на локальный метод исторической науки и ввел ввел понятие «пространство литературного события», отнеся к нему места создания литературного памятника, события литературного произведения и/или культурный ландшафт как фон литературно-художественной фабулы. Им была обоснована необходимость отнесения пространства литературного события к числу наиболее важных реальных источников текста литературного памятника. Авторы предлагают воспользоваться данным научным положением для разработки словника литературной энциклопедии и составления статей о региональных литературных гнездах.

  21. НА ПРОСТОРАХ ЕВРАЗИИ


  22. Средняя Азия, Россия, присоединение, оценочная парадигма, учебная историческая литература
    Объектом данного исследования является рассмотрение исследовательской парадигмы как системы объективных и субъективных оценочных критериев, объединенных единой логикой определенных идеологических установок. В дореволюционный период оценки процесса присоединения региона к царской империи в большинстве своем носили положительный характер. С установлением советской власти была создана новая оценочная парадигма, в которой на первый план выдвигалось пресловутое «колониальное угнетение». Однако в советский период происходила эволюция подхода к рассматриваемой проблеме и со времени «хрущевской оттепели» он сменился тезисом о прогрессивном значении присоединения. Вторая часть статьи посвящена оценкам данного события в отечественной учебной исторической литературе и интерпретациям, которые существуют в современной центрально-азиатской исторической и псевдоисториче-ской науке.
  23. идеи, теории, концепции, исследовательский опыт, Россия-СССР, Дальний Восток, исторический процесс
    В статье предложена концепция «исторического вклада Дальнего Востока в развитие России», в основу которой положены достижения сибирских и дальневосточных ученых. Представлениям американских специалистов об этих территориях в русле «сибирского проклятия» автор противопоставляет потенциал концепций: имперской географии власти, научного и хозяйственного освоения региона, Центра – периферии, социально-политической безопасности. Некоторые результаты использования концепции показаны на примерах из периодов движения «встречь солнцу», имперского, советского и постсоветского.
  24. религия, церковь, верующие, Дальний Восток, иностранные миссионеры, религиозная организация, конфликт, конфессия, вероисповедная политика
    Статья посвящена рассмотрению процессов, протекающих в религиозной жизни российского Дальнего Востока c середины 1980-х гг. по первое десятилетие XXI в. Рассматривается влияние на эти процессы негативных последствий реформирования российского общества 1990-х годов и несбалансированной политики федерального центра. Особое внимание уделяется деятельности различных религиозных конфессий, возрождению их структур, взаимоотношениям с властными структурами и друг с другом. Рассматривается роль иностранных миссионеров в возрождении и укреплении протестантской традиции в регионе и освещение религиозных процессов в ряде региональных СМИ.

  25. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ


  26. средневековье, источниковедение, агиография, Сербия, средневековая литература, Жития св. Савы, литературные стереотипы
    Статья посвящена проблеме соотношения «литературных шаблонов» средневековой литературы и исторической реальности. Вопрос рассматривается на примере двух эпизодов из сербских Житий св. Савы, созданных в XIII в. Оба эпизода, представля-ющиеся обычно современной наукой как характерные примеры агиографического стереотипа, по мнению автора, не могут быть оценены столь однозначно.
  27. цивильное право, каноническое право, Ф.У. Мейтленд, У. Стаббс, Англия, историография
    До конца XIX столетия история цивильного права в Англии и роль цивилистов в правовом и политическом развитии страны практически игнорировалась историками. Благодаря решающему влиянию административных реформ 1850-х гг. возрос общественный интерес к деятельности институтов цивильного права. Исследова-тельская и публикационная деятельность Ф.У. Мейтленда открыла путь к ревизии оценок роли цивилистов и канонистов в формировании английской административ-но-правовой системы. Заимствования первых теоретиков английского права из континентальной цивилистской и канонической традиций были им впервые отмечены и не получили негативной оценки. Оппонент Мейтленда, У. Стаббс, апологет англиканской идеи, позитивно оценивая вклад канонистов в складывание английского права, отстаивал его сугубо национальную суть.
  28. империализм, идеология, идентичность, колониализм, нация, СМИ
    В статье анализируется роль британской прессы в формировании имперского общественного сознания. На основе изучения общественно-политических публикаций в центральных, региональных и колониальных газетах и журналах раскрывается планомерная и успешная деятельность СМИ по внедрению в массовое сознание идеологем национальной исключительности и мессианского предназначения. Интерпретация в прессе событий внутри империи и на международной арене способствовала формированию образа врага и усиливала националистические настроения, в особенности, британский радикальный национализм, получивший название джингоизм. Вместе с тем, понятие «британская нация», вошедшее в политический и социокультурный обиход в период расцвета империи, подразумевало, что в иерархии идентичностей традиционный этнонационализм уступил высшие позиции британскому национальному самосознанию.

  29. ПЕРЕВОДЫ И ПУБЛИКАЦИИ


  30. Житие св. Онуфрия Великого, История египетских монахов
    Публикация представляет собой перевод текста эпитомы «Жития св. Онуфрия Великого» из греческой рукописи Paris gr. 919, s. XIII–XIV, ff.37-42, выполненный по копии из архива о. Жозефа Парамеля. Текст эпитомы был интерполирован в 14-ю главу известного раннехристианского памятника – «Историю египетских монахов». В предисловии к переводу высказан ряд предположений о некоторых греческих редакциях «Жития св. Онуфрия Великого».

  31. ЧИТАЯ КНИГИ…


  32. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, история университетов, университетское пространство, университетская корпорация, практики консолидации, интеллектуальная культура
    Рецензия на книгу «Университет в истории и история университета: к 40-летию Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского: очерки» (Омск: Издат. дом «Наука», 2014).
  33. Мариан Колодзей, клише памяти, лабиринты, сценография
    Рецензия на книгу о жизни и творчестве известного польского сценографа и художника Мариана Колодзея – «Marian Kołodziej: Theatrum Vitae» (Gdańsk: MNG, 2013).