ИМПЕРСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ В БРИТАНСКИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Imperial ideology in the British mass media in the late 19th – early 20th century

()

Опубликовано в 52-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 360-368

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Исторические заметки

Симонов А. В. Имперская идеология в британских средствах массовой информации в конце XIX – начале XX века // Диалог со временем. 2015. Вып. 52. С. 360-368.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/52_21


Ключевые слова: империализм, идеология, идентичность, колониализм, нация, СМИ

В статье анализируется роль британской прессы в формировании имперского общественного сознания. На основе изучения общественно-политических публикаций в центральных, региональных и колониальных газетах и журналах раскрывается планомерная и успешная деятельность СМИ по внедрению в массовое сознание идеологем национальной исключительности и мессианского предназначения. Интерпретация в прессе событий внутри империи и на международной арене способствовала формированию образа врага и усиливала националистические настроения, в особенности, британский радикальный национализм, получивший название джингоизм. Вместе с тем, понятие «британская нация», вошедшее в политический и социокультурный обиход в период расцвета империи, подразумевало, что в иерархии идентичностей традиционный этнонационализм уступил высшие позиции британскому национальному самосознанию.


Keywords: imperialism, ideology, identity, colonialism, nation, press

The paper examines the role of media in constructing British imperial public conscious-ness. Having studied the sociopolitical publications in the central, regional and colonial newspapers and magazines, the author revealed the systematic and successful implantation of the ideologemes about British national exclusiveness and messianic destiny in the mass consciousness. Interpretation in newspapers of events in the empire and on the international scene always promoted formation of the image of the enemy, strengthened British nationalist and so called jingoist feelings. The notion about the British nation, which entered into political and sociocultural use in the period of the Imperial Golden Age, implied that in the hierarchies of identities the traditional ethno-nationalism was replaced by the British national consciousness.