КУПЕЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Images of merchants in Russian literature

()

Опубликовано в 52-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 193-222

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: История и литература

Богданов В. П. Купеческие образы в русской литературе // Диалог со временем. 2015. Вып. 52. С. 193-222.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/52_12


Ключевые слова: купечество, предпринимательство, русская литература, социальная история

На основе образов предпринимателей в русской классической литературе автор опровергает утвердившееся в историографии мнение о негативном отношении к предпринимательской деятельности, якобы изначально сложившемся в русском этосе. Показано, что негативное отношение к предпринимательству утверждается только во второй половине XVIII – начале XIX в. При этом данный «негатив», проявившийся в произведениях русских писателей, относился только к бытовой стороне жизни предпринимателей, а вовсе не к их профессиональной деятельности. Кроме того, в дореволюционный период он так и не проник в толщу народного сознания, и даже после десятилетий советской власти в крестьянской среде ничего дурного в предпринимательстве не видят и сейчас.


Keywords: merchants, enterprise, Russian literature, social history

The article is dedicated to the images of merchants in the Russian classical literature. On their basis, the author refutes the established historiographical thopos about the negative attitude to business that allegedly had existed in Russian ethos. The author shows that the negative views of business world only emerged in the late 18th – early 19th c. In this case, this “negative attitude”, which appeared in the works of Russian writers, related only to the everyday aspect of the life of owners, but certainly not to their professional activity. Furthermore, in the pre-revolutionary period this attitude was not shared by the masses, and even after the decades of the Soviet regime country folk did not see business in negative light, and does not now.