НУМА И ПИФАГОР: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РИМСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Numa and Pythagoras: cultural and historical context of the Roman historiog-raphy

()

Опубликовано в 52-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 53-71

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Сидорович О. В. Нума и Пифагор: культурно-исторический контекст римской историографии // Диалог со временем. 2015. Вып. 52. С. 53-71.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/52_3


Ключевые слова: Древний Рим, Нума, Пифагор, Тиберий Корунканий, пифагореизм, римская историческая традиция, анналисты, антиквары, М. Теренций Варрон, понтифики, книги Нумы, римская религия

В статье анализируется легенда, сохранившаяся в античной исторической традиции, которая связывала узами ученичества римского царя Нуму Помпилия и греческого философа Пифагора, а также событие 181 г. до н.э. в Риме, когда были найдены и сожжены по приказу сената книги Нумы. Сведения античных авторов позволяют определить время возникновения легенды о Нуме и Пифагоре, получить представление об этапах ее становления и формах бытования в римском обществе эпохи Республики. Подчеркивается роль сформировавшихся в недрах коллегии понтификов представлений о Нуме как создателе римской религии и права.


Keywords: Ancient Rome, Numa, Pythagoras, Tiberius Coruncanius, Pythagoreanism, Roman historical tradition, the annalysts, the antiquarians, M. Terentius Varro, pontiffs, the Numa’s Books, Roman religion

The paper analyses two aspects of the legend of the Pythagoreanism of King Numa Pom-pilius. The one aspect considers Numa as a disciple of Pythagoras of Samos, the other deals with the episode of the discovery of Numa’s Books in Rome in 181 B.C., and burn-ing them in accordance with the resolution of the Roman Senate. According to information received from Greek and Roman authors it is possible to fix the date of origin of this myth, to trace back the stages in its development and to point out different forms of its existence in the Republican Rome. The author stresses the decisive role of the pontiffs in making Numa the founder of Roman religious and legal institutions.