Год выпуска: 2015
Страниц: 400
ISSN: 2073-7564
Содержание выпуска
- Великая Отечественная война, наградной лист, штрафбатн, орден, медаль, фалеристика, человек второго плана в истории, Н.М. ХлебниковСтатья представляет опыт осмысления наградной практики времен Великой Отечественной войны. Описывается алгоритм заполнения, оформления и прохождения наградного листа по инстанциям, а также конкретный наградной казус.
- мемориальный дискурс, историческая память, нарратив, художественная реконструкция, самодвижение образа, идентичность, инструментализация памяти, культурная амнезияВ статье рассмотрены различные нарративные стратегии художественной реконструкции человека в истории, истории в человеке. Акцентируя идею самодвижения литературного образа и его когнитивных возможностей, автор подчеркивает, что судьбу произведения решает не степень вовлеченности или фетишизации исторических фактов, а синтезирующая их авторская концепция. Особое внимание уделяется семантико-функциональной роли исторической памяти в художественном мире, подвижной диалектике факта и образа. Выделяя модели национально-литературного сознания, автор различает нравственный императив памяти, символизирующей непрерывность исторического бытия народа, и манифестацию назидательного, ностальгического припоминания прошлого как навсегда актуального. Отмечается и такой немаловажный аспект: в мире длящейся истории динамическая открытость мемориального дискурса выступает и как сила жизнестроительная, и как предпосылка проективного мышления, устремленного в будущее.
- историческая репрезентация, методология истории, теория романа, литературная эпистемология, историзм, герменевтика, война 1812 года, Наполеон, Лев ТолстойИзвестная методологическая проблема разрыва между реальностью прошлого и исторической репрезентацией анализируется в статье на материале романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Чтобы оценить эпистемологический потенциал романа, автор рассматривает опыт Толстого в контексте проблем гуманитарной эпистемологии XX века, разработанных в трудах П. Рикера и Г.-Г. Гадамера. Возможность такого подхода подкрепляется ссылками самих философов на текст романа. Как эпистемо-логические проблемы могут мыслиться исходя из художественного опыта? Как мыслил Толстой отношение «художественного» и «исторического»? Что значит толстовский опыт исторического мышления для нас сегодня?
- В.Н. Каразин, биографистика, историографические исследования, эволюция образов, Харьковский университетСтатья посвящена анализу основных линий дискуссии о взглядах и результатах деятельности В.Н. Каразина (1773–1842). За 150 лет изучения его биографии было создано несколько устойчивых интеллектуальных конструкций (историографических образов). Часто эти конструкции существуют между собой в «конфликтной» связке, формируя основные линии дискуссии и бинарные идейные оппозиции. Автор статьи предлагает варианты деконструкции имеющихся утверждений, оценок и мнений о В.Н. Каразине, стремится проанализировать причины возникновения того или иного «историографического мифа», а также тенденции и факторы их эволюции.
- Аммиан Марцеллин, концептуальный анализ, концепт, BELLUM, менталитет, Поздняя Римская империя, античная историографияСтатья посвящена анализу концепта BELLUM на материале «Деяний» Аммиана Марцеллина. Рассмотрена лексико-семантическая структура, посредством которой концепт BELLUM представлен в сочинении Аммиана Марцеллина. Выявлены ос-новное (денотативное) и дополнительное (коннотативное) смысловые поля, отра-жающие культурно-историческое и эмоционально-ценностное содержание исследуемого концепта в представлении Аммиана Марцеллина.
- грамматика, наука, язык, дискурс, текст, комментарийВ статье рассматривается развитие грамматической науки между IV–VI вв. в Западной Европе, стимулированное социальными и политическими переменами, охватившими этот регион. Выделяются основные факторы, воздействующие на грамматические установления (среди которых лингвистическая ассимиляция мигрирующих варварских народов в мир Romanitas и распространение христианских теологических концепций относительно соотношения языка и веры). На примере учебных текстов Доната (Ars grammatica) и Сервия (Commentarius in Artem Donati) реконструируются начатки образовательного процесса эпохи раннего Средневековья.
- Британская империя, группа «Круглого стола», проект «имперской федерации»В статье рассматривается один из аспектов сложного интеллектуального поиска, сопровождавшего процесс трансформации Британской империи в первой половине XX в. Деятельность участников группы «Круглого стола» оказала заметное влияние на изменение императивов имперской политики Великобритании и её адаптацию к новым реалиям, возникшим в мире после завершения Первой мировой войны.
- Просвещение, XVIII век, общественно-политическая мысль, восприятие, культура, образование, политическая элита, США, Франция, РоссияВ статье речь идет о влиянии идей английского Просвещения на политическую элиту США, Франции и России в XVIII в. Сравнительный анализ трансферта британской культуры Века Просвещения в эти страны позволил сделать выводы о неординарности указанного процесса. Подобное влияние напрямую зависело от социально-экономических условий и политической ситуации стран, воспринимавших культуру передовой для своего времени Англии. Поэтому в странах, где назревала буржуазная революция, наиболее востребованной оказалась идейно-политическая составляющая британского «наследия», а ее проводниками стали представители буржуазии. В России, где все еще сильны были феодальные отношения, просветительская идеология не находила отклика. Вместе с тем, Россия оказалась открытой для восприятия западной, и не в последнюю очередь британской культуры в более широком масштабе. Высшие эшелоны власти интересовались скорее достижениями передовой науки, техники, образования Англии, нежели ее политическим устройством. В отличие от других стран проводниками западной культуры в России выступала политическая элита во главе с монархом. Гражданское общество было еще не в состоянии формулировать насущные задачи для какого-либо реформирования государственного устройства, а потому и не способно выбирать из культурного наследия более развитых стран подходящие элементы его идейной составляющей. Таким образом, вполне допустимо говорить о различных формах восприятия культур, а также о возможности создания типологии межкультурных коммуникаций.
- политическая культура, история, прошлое, парламент, парламентские дебаты, виги, тори, радикалыВ статье анализируется фактор прошлого в повседневной жизни, политическом поведении англичан и британских политических институтах. Рассматривается также роль прошлого в формировании мировоззрения вигов и тори и в их парламентской полемике второй половины XVIII в.
- Кан Ю-вэй, историография, метод аналогии, дидактикаВ статье рассмотрены исторические взгляды китайского философа и реформатора Кан Ю-вэя (1858–1927). Получив традиционное конфуцианское образование, он полностью разделял официальную точку зрения на историографию как неотъемлемую принадлежность государственной доктрины. Однако в условиях силового давления ведущих западных держав на Китай, он произвёл универсализацию конфуцианской исторической концепции, в которую были инкорпорированы иные географические зоны; произошла «китаизация всемирной истории» в сугубо прагматических и дидактических целях.
- memory studies, Польша, нациестроительство, польская государственность, коллективная память, польские социально-гуманитарные наукиНациональные школы memory studies в целом плохо изучены, за исключением французской, немецкой и американской традиций. Цель статьи – восполнение этого пробела и рассмотрение процессов формирования польской школы исследований культурной (социальной) памяти. Анализируются теоретические подходы польских исследователей, работавших в межвоенный период. В центре внимания – вклад в развитие теории культурной (социальной) памяти Л. Кшивицкого, К. Келлес-Крауза, Ю. Халасиньского, Ф. Знанецкого, а также одного из классиков польской социологии С. Чарновского. Их идеи были связаны с практиками нациестроительства, что было обусловлено ситуацией, в которой находилось польское общество, решавшее задачу восстановления государства после периода разделов. Конкурсы мемуаров, организованные во Второй Речи Посполитой рассматриваются в статье как «институт памяти», созданный польскими интеллектуалами, а также как механизм трансформации автобиографической памяти в национальную. Делается вывод о том, что межвоенная Польша была активно включена в процесс формирования первых исследовательских программ memory studies. Наиболее тесные связи у польской школы исследований коллективной памяти в это время были с марксизмом, французской социологической и чикагской школами.
- Х.Г. Келлнер, И.Г. Рейхель, Ф.Г. Дильтей, Московский университет, преподаватели, история, учебное пособие, «Первые основания универсальной истории, образованиеВ статье речь идет о первых преподавателях истории в открытом в 1755 г. Московском императорском университете. Из-за отсутствия кадров в России историю преподавали представители немецких университетов Х.Г. Келлнер, И.Г. Рейхель и Ф.Г. Дильтей. Они столкнулись с языковыми проблемами, непониманием коллег, недостаточным жалованием, отсутствием учебников по русской и всемирной ис-тории. Дильтей написал первое адаптированное пособие «Первые основания универсальной истории…», но работа не получила заслуженного признания.
- университет, приват-доцент, преподавание, диссертация, защита, лекцияСтатья посвящена приват-доцентуре – малоизученной категории преподавателей, служивших в российских университетах «вне штата» и при этом игравших важную роль в университетском преподавании. Подробно разобраны требования к званию приват-доцента в России, действовавшие на начальном этапе его существования (1843–1884 гг.), а также практики присвоения этого звания через поэтапное прохож-дение «вступительных испытаний». Оцениваются возможные трудности и конфликты на пути к получению приват-доцентуры, а также влияние этих установившихся практик на перспективы развития российских университетов.
- устная история, интервью, академическое сообщество, традиция, постсоветский университетВ статье анализируется язык и способы самоописания современного российского академического сообщества . Авторы данной работы на основе интервью с преподавателями постсоветских университетов пытаются определить, существует ли в со-знании университетского людей представление о традиции, каковы их темпоральные ощущения, каким образом формируются индивидуальные воспоминания и как они соотносятся с коллективными представлениями об идеальном университете.
- Реформация; право, обязанность, повиновение, светская власть, духовная властьВ статье рассмотрена концепция взаимоотношений власть имущих и подчиненных, изложенная английским реформатором XVI в. У. Тинделом в трактате «Послушание христианина и как христианские власти должны управлять» (1528). В этом сочинении представлена модель строго иерархического общества, в котором всё построено на подчинении, где каждая социальная группа хорошо знает свои права и обязанности. Пользуясь методом текстуального анализа, автор настоящей статьи показывает, что для английского реформатора власть отождествляется в первую очередь не с могуществом, а с правом, и ей следует подчиняться добровольно, во имя общего блага. Тиндел убежден, что порядок в стране может поддерживаться исключительно благодаря иерархии подчинения всех уровней системы управления.
- Англия, антикварии, Британия, историописание, КэмденИсторический метод выдающегося английского антиквария Уильяма Кэмдена, ко-торый по праву считается отцом британской истории, анализируется в контексте развития британского и европейского историописания раннего Нового времени. Наиболее яркие особенности метода Кэмдена – эмпиризм и методологическое сомнение, сочетающееся с риторикой самоуничижения. Новаторским для той эпохи было и отношение Кэмдена к подбору источников и их критике. Еще одной отличительной чертой метода Кэмдена стала коллективная составляющая его трудов.
- Генри Паркер, Дадли Диггис, круг Грейт Тью, Люциус Кэри, теория общественного договора, Эдвард ХайдСтатья посвящена проблеме модификации теории общественного договора в политических концепциях, сформулированных в начале 1640-х гг. английскими ин-теллектуалами, входившими в круг Грейт Тью. В ходе разгоревшейся в начале 1640-х гг. «памфлетной войны» теоретики из этого круга обратились к различным версиям договорной теории для защиты королевской власти от парламентских обвинений. Взяв за основу идеи Гуго Гроция и Томаса Гоббса, авторы из Грейт Тью существенно переосмыслили основные положения их концепций, смешав позаимствованные у них тезисы с идеями Джона Селдэна и Ричарда Хукера, а также теорией божественного права. Автор рассматривает общие векторы изменений, вносимых членами Грейт Тью в теорию общественного договора.
- история, театр, историческая политика, функциональная память, Первая империя во Франции, Наполеон, общественное сознаниеВ статье предпринята попытка определить роль театров в исторической политике Наполеона. Рассмотрев социальное положение актеров и репертуар театров, автор приходит к выводу о том, что творения, созданные по государственному заказу, не находили безусловной поддержки у публики и быстро канули в лету. В то же время Наполеон, прислушиваясь к общественному мнению, способствовал в ряде случаев появлению достойных спектаклей и карьере талантливых актеров.
- советская историография, «буржуазно-дворянская» историография, марксизм, цитата, базис, надстройка, легитимацияВ статье на основе материала одной из дискуссий показаны каналы легитимации чуждых марксизму концептуальных построений советской историографией. Во-первых, это манипуляции цитатами из трудов основоположников марксизма-ленинизма; во-вторых, идея Ф. Энгельса о возможности влияния надстройки на ход исторического развития общества.
- шахская власть, монархический Иран, государственная идеология, советская историография, иранистика, династия ПехлевиВ современных условиях все большее внимание как специалистов-востоковедов, так и политологов, социологов и специалистов в области международных отношений привлекает политическая ситуация в Исламской Республике Иран. Подобный интерес имеет основания, связанные с общим геополитическим положением этой страны, ее местом в мировой экономике, структуре международной безопасности, а также с текущей обстановкой в Ближневосточном регионе. В настоящей работе рассматриваются взгляды представителей советской историографии на государственную идеологию шахского Ирана в 1925-1979 гг.
- историческое знание, профессионализм, историческое сообщество, профессиональные нормы, специализация и фрагментация, объяснениеВ статье исследуется феномен профессионализма историка в мировом и национальных исторических сообществах В центре внимания – книга известного шведского ученого Рольфа Тоштендаля «Профессионализм историка и историческое знание»; рефлексии по поводу смысла авторского понятия профессионализма и комментарии в связи с изучением российской исторической традиции составляют основное содержание статьи. Анализ профессионализма историка включает проблемы форми-рования и развития предметной области истории и профессионального сообщества, наблюдения и оценки современных тенденций фрагментации истории и появления множества исторических сообществ, взаимоотношения истории и политики, а также изменения, которые происходили в области теории, методологии и эпистемологии истории в долговременной хронологической ретроспективе.
- “Магдебургские центурии”, церковная история, источниковедческая критика, проблема авторства, лютеранская историографияРец. на книгу Bollbuck H. Wahrheitszeugnis, Gottes Auftrag und Zeitkritik. Die Kirchengeschichte des Magdeburger Zenturien und ihre Arbeitstechniken. Wiesbaden: Harassowitz, 2014. 821 S.
- смерть, погребение, похороны, траур, Гетманщина, православиеРец. на кн.: Замура О. «Великий шаленець»: смерть і смертність в Гетьманщині XVIII ст. Київ: К.І.С., 2014. 240 с. (Замура Е. «Великий безумец»: смерть и смерт-ность на Гетманщине XVIII в.)
- история религий, история Приморского края, православие, протестантизм, лютеранство, штундизм, прозелитизмВ рецензии анализируется проведенная авторами книги реконструкция возникновения и развития протестантских конфессий на территории Приморского края. Вместе с тем, основное внимание уделено проблемному осмыслению предмета монографии, формулировке нерешенных проблем, постановке задач дальнейшего исследования темы.