51-й выпуск журнала „Диалог со временем“

51PDFНомер выпуска: 51
Год выпуска: 2015
Страниц: 400
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    К ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ


  1. Великая Отечественная война, наградной лист, штрафбатн, орден, медаль, фалеристика, человек второго плана в истории, Н.М. Хлебников
    Статья представляет опыт осмысления наградной практики времен Великой Отечественной войны. Описывается алгоритм заполнения, оформления и прохождения наградного листа по инстанциям, а также конкретный наградной казус.

  2. ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА


  3. мемориальный дискурс, историческая память, нарратив, художественная реконструкция, самодвижение образа, идентичность, инструментализация памяти, культурная амнезия
    В статье рассмотрены различные нарративные стратегии художественной реконструкции человека в истории, истории в человеке. Акцентируя идею самодвижения литературного образа и его когнитивных возможностей, автор подчеркивает, что судьбу произведения решает не степень вовлеченности или фетишизации исторических фактов, а синтезирующая их авторская концепция. Особое внимание уделяется семантико-функциональной роли исторической памяти в художественном мире, подвижной диалектике факта и образа. Выделяя модели национально-литературного сознания, автор различает нравственный императив памяти, символизирующей непрерывность исторического бытия народа, и манифестацию назидательного, ностальгического припоминания прошлого как навсегда актуального. Отмечается и такой немаловажный аспект: в мире длящейся истории динамическая открытость мемориального дискурса выступает и как сила жизнестроительная, и как предпосылка проективного мышления, устремленного в будущее.
  4. историческая репрезентация, методология истории, теория романа, литературная эпистемология, историзм, герменевтика, война 1812 года, Наполеон, Лев Толстой
    Известная методологическая проблема разрыва между реальностью прошлого и исторической репрезентацией анализируется в статье на материале романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Чтобы оценить эпистемологический потенциал романа, автор рассматривает опыт Толстого в контексте проблем гуманитарной эпистемологии XX века, разработанных в трудах П. Рикера и Г.-Г. Гадамера. Возможность такого подхода подкрепляется ссылками самих философов на текст романа. Как эпистемо-логические проблемы могут мыслиться исходя из художественного опыта? Как мыслил Толстой отношение «художественного» и «исторического»? Что значит толстовский опыт исторического мышления для нас сегодня?

  5. ИСТОРИЯ ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТЬ


  6. В.Н. Каразин, биографистика, историографические исследования, эволюция образов, Харьковский университет
    Статья посвящена анализу основных линий дискуссии о взглядах и результатах деятельности В.Н. Каразина (1773–1842). За 150 лет изучения его биографии было создано несколько устойчивых интеллектуальных конструкций (историографических образов). Часто эти конструкции существуют между собой в «конфликтной» связке, формируя основные линии дискуссии и бинарные идейные оппозиции. Автор статьи предлагает варианты деконструкции имеющихся утверждений, оценок и мнений о В.Н. Каразине, стремится проанализировать причины возникновения того или иного «историографического мифа», а также тенденции и факторы их эволюции.

  7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  8. Аммиан Марцеллин, концептуальный анализ, концепт, BELLUM, менталитет, Поздняя Римская империя, античная историография
    Статья посвящена анализу концепта BELLUM на материале «Деяний» Аммиана Марцеллина. Рассмотрена лексико-семантическая структура, посредством которой концепт BELLUM представлен в сочинении Аммиана Марцеллина. Выявлены ос-новное (денотативное) и дополнительное (коннотативное) смысловые поля, отра-жающие культурно-историческое и эмоционально-ценностное содержание исследуемого концепта в представлении Аммиана Марцеллина.
  9. грамматика, наука, язык, дискурс, текст, комментарий
    В статье рассматривается развитие грамматической науки между IV–VI вв. в Западной Европе, стимулированное социальными и политическими переменами, охватившими этот регион. Выделяются основные факторы, воздействующие на грамматические установления (среди которых лингвистическая ассимиляция мигрирующих варварских народов в мир Romanitas и распространение христианских теологических концепций относительно соотношения языка и веры). На примере учебных текстов Доната (Ars grammatica) и Сервия (Commentarius in Artem Donati) реконструируются начатки образовательного процесса эпохи раннего Средневековья.
  10. Британская империя, группа «Круглого стола», проект «имперской федерации»
    В статье рассматривается один из аспектов сложного интеллектуального поиска, сопровождавшего процесс трансформации Британской империи в первой половине XX в. Деятельность участников группы «Круглого стола» оказала заметное влияние на изменение императивов имперской политики Великобритании и её адаптацию к новым реалиям, возникшим в мире после завершения Первой мировой войны.
  11. Просвещение, XVIII век, общественно-политическая мысль, восприятие, культура, образование, политическая элита, США, Франция, Россия
    В статье речь идет о влиянии идей английского Просвещения на политическую элиту США, Франции и России в XVIII в. Сравнительный анализ трансферта британской культуры Века Просвещения в эти страны позволил сделать выводы о неординарности указанного процесса. Подобное влияние напрямую зависело от социально-экономических условий и политической ситуации стран, воспринимавших культуру передовой для своего времени Англии. Поэтому в странах, где назревала буржуазная революция, наиболее востребованной оказалась идейно-политическая составляющая британского «наследия», а ее проводниками стали представители буржуазии. В России, где все еще сильны были феодальные отношения, просветительская идеология не находила отклика. Вместе с тем, Россия оказалась открытой для восприятия западной, и не в последнюю очередь британской культуры в более широком масштабе. Высшие эшелоны власти интересовались скорее достижениями передовой науки, техники, образования Англии, нежели ее политическим устройством. В отличие от других стран проводниками западной культуры в России выступала политическая элита во главе с монархом. Гражданское общество было еще не в состоянии формулировать насущные задачи для какого-либо реформирования государственного устройства, а потому и не способно выбирать из культурного наследия более развитых стран подходящие элементы его идейной составляющей. Таким образом, вполне допустимо говорить о различных формах восприятия культур, а также о возможности создания типологии межкультурных коммуникаций.
  12. политическая культура, история, прошлое, парламент, парламентские дебаты, виги, тори, радикалы
    В статье анализируется фактор прошлого в повседневной жизни, политическом поведении англичан и британских политических институтах. Рассматривается также роль прошлого в формировании мировоззрения вигов и тори и в их парламентской полемике второй половины XVIII в.
  13. Кан Ю-вэй, историография, метод аналогии, дидактика
    В статье рассмотрены исторические взгляды китайского философа и реформатора Кан Ю-вэя (1858–1927). Получив традиционное конфуцианское образование, он полностью разделял официальную точку зрения на историографию как неотъемлемую принадлежность государственной доктрины. Однако в условиях силового давления ведущих западных держав на Китай, он произвёл универсализацию конфуцианской исторической концепции, в которую были инкорпорированы иные географические зоны; произошла «китаизация всемирной истории» в сугубо прагматических и дидактических целях.
  14. memory studies, Польша, нациестроительство, польская государственность, коллективная память, польские социально-гуманитарные науки
    Национальные школы memory studies в целом плохо изучены, за исключением французской, немецкой и американской традиций. Цель статьи – восполнение этого пробела и рассмотрение процессов формирования польской школы исследований культурной (социальной) памяти. Анализируются теоретические подходы польских исследователей, работавших в межвоенный период. В центре внимания – вклад в развитие теории культурной (социальной) памяти Л. Кшивицкого, К. Келлес-Крауза, Ю. Халасиньского, Ф. Знанецкого, а также одного из классиков польской социологии С. Чарновского. Их идеи были связаны с практиками нациестроительства, что было обусловлено ситуацией, в которой находилось польское общество, решавшее задачу восстановления государства после периода разделов. Конкурсы мемуаров, организованные во Второй Речи Посполитой рассматриваются в статье как «институт памяти», созданный польскими интеллектуалами, а также как механизм трансформации автобиографической памяти в национальную. Делается вывод о том, что межвоенная Польша была активно включена в процесс формирования первых исследовательских программ memory studies. Наиболее тесные связи у польской школы исследований коллективной памяти в это время были с марксизмом, французской социологической и чикагской школами.

  15. УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


  16. Х.Г. Келлнер, И.Г. Рейхель, Ф.Г. Дильтей, Московский университет, преподаватели, история, учебное пособие, «Первые основания универсальной истории, образование
    В статье речь идет о первых преподавателях истории в открытом в 1755 г. Московском императорском университете. Из-за отсутствия кадров в России историю преподавали представители немецких университетов Х.Г. Келлнер, И.Г. Рейхель и Ф.Г. Дильтей. Они столкнулись с языковыми проблемами, непониманием коллег, недостаточным жалованием, отсутствием учебников по русской и всемирной ис-тории. Дильтей написал первое адаптированное пособие «Первые основания универсальной истории…», но работа не получила заслуженного признания.
  17. университет, приват-доцент, преподавание, диссертация, защита, лекция
    Статья посвящена приват-доцентуре – малоизученной категории преподавателей, служивших в российских университетах «вне штата» и при этом игравших важную роль в университетском преподавании. Подробно разобраны требования к званию приват-доцента в России, действовавшие на начальном этапе его существования (1843–1884 гг.), а также практики присвоения этого звания через поэтапное прохож-дение «вступительных испытаний». Оцениваются возможные трудности и конфликты на пути к получению приват-доцентуры, а также влияние этих установившихся практик на перспективы развития российских университетов.
  18. устная история, интервью, академическое сообщество, традиция, постсоветский университет
    В статье анализируется язык и способы самоописания современного российского академического сообщества . Авторы данной работы на основе интервью с преподавателями постсоветских университетов пытаются определить, существует ли в со-знании университетского людей представление о традиции, каковы их темпоральные ощущения, каким образом формируются индивидуальные воспоминания и как они соотносятся с коллективными представлениями об идеальном университете.

  19. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ


  20. Реформация; право, обязанность, повиновение, светская власть, духовная власть
    В статье рассмотрена концепция взаимоотношений власть имущих и подчиненных, изложенная английским реформатором XVI в. У. Тинделом в трактате «Послушание христианина и как христианские власти должны управлять» (1528). В этом сочинении представлена модель строго иерархического общества, в котором всё построено на подчинении, где каждая социальная группа хорошо знает свои права и обязанности. Пользуясь методом текстуального анализа, автор настоящей статьи показывает, что для английского реформатора власть отождествляется в первую очередь не с могуществом, а с правом, и ей следует подчиняться добровольно, во имя общего блага. Тиндел убежден, что порядок в стране может поддерживаться исключительно благодаря иерархии подчинения всех уровней системы управления.
  21. Англия, антикварии, Британия, историописание, Кэмден
    Исторический метод выдающегося английского антиквария Уильяма Кэмдена, ко-торый по праву считается отцом британской истории, анализируется в контексте развития британского и европейского историописания раннего Нового времени. Наиболее яркие особенности метода Кэмдена – эмпиризм и методологическое сомнение, сочетающееся с риторикой самоуничижения. Новаторским для той эпохи было и отношение Кэмдена к подбору источников и их критике. Еще одной отличительной чертой метода Кэмдена стала коллективная составляющая его трудов.
  22. Генри Паркер, Дадли Диггис, круг Грейт Тью, Люциус Кэри, теория общественного договора, Эдвард Хайд
    Статья посвящена проблеме модификации теории общественного договора в политических концепциях, сформулированных в начале 1640-х гг. английскими ин-теллектуалами, входившими в круг Грейт Тью. В ходе разгоревшейся в начале 1640-х гг. «памфлетной войны» теоретики из этого круга обратились к различным версиям договорной теории для защиты королевской власти от парламентских обвинений. Взяв за основу идеи Гуго Гроция и Томаса Гоббса, авторы из Грейт Тью существенно переосмыслили основные положения их концепций, смешав позаимствованные у них тезисы с идеями Джона Селдэна и Ричарда Хукера, а также теорией божественного права. Автор рассматривает общие векторы изменений, вносимых членами Грейт Тью в теорию общественного договора.
  23. история, театр, историческая политика, функциональная память, Первая империя во Франции, Наполеон, общественное сознание
    В статье предпринята попытка определить роль театров в исторической политике Наполеона. Рассмотрев социальное положение актеров и репертуар театров, автор приходит к выводу о том, что творения, созданные по государственному заказу, не находили безусловной поддержки у публики и быстро канули в лету. В то же время Наполеон, прислушиваясь к общественному мнению, способствовал в ряде случаев появлению достойных спектаклей и карьере талантливых актеров.
  24. советская историография, «буржуазно-дворянская» историография, марксизм, цитата, базис, надстройка, легитимация
    В статье на основе материала одной из дискуссий показаны каналы легитимации чуждых марксизму концептуальных построений советской историографией. Во-первых, это манипуляции цитатами из трудов основоположников марксизма-ленинизма; во-вторых, идея Ф. Энгельса о возможности влияния надстройки на ход исторического развития общества.
  25. шахская власть, монархический Иран, государственная идеология, советская историография, иранистика, династия Пехлеви
    В современных условиях все большее внимание как специалистов-востоковедов, так и политологов, социологов и специалистов в области международных отношений привлекает политическая ситуация в Исламской Республике Иран. Подобный интерес имеет основания, связанные с общим геополитическим положением этой страны, ее местом в мировой экономике, структуре международной безопасности, а также с текущей обстановкой в Ближневосточном регионе. В настоящей работе рассматриваются взгляды представителей советской историографии на государственную идеологию шахского Ирана в 1925-1979 гг.

  26. ЧИТАЯ КНИГИ…


  27. историческое знание, профессионализм, историческое сообщество, профессиональные нормы, специализация и фрагментация, объяснение
    В статье исследуется феномен профессионализма историка в мировом и национальных исторических сообществах В центре внимания – книга известного шведского ученого Рольфа Тоштендаля «Профессионализм историка и историческое знание»; рефлексии по поводу смысла авторского понятия профессионализма и комментарии в связи с изучением российской исторической традиции составляют основное содержание статьи. Анализ профессионализма историка включает проблемы форми-рования и развития предметной области истории и профессионального сообщества, наблюдения и оценки современных тенденций фрагментации истории и появления множества исторических сообществ, взаимоотношения истории и политики, а также изменения, которые происходили в области теории, методологии и эпистемологии истории в долговременной хронологической ретроспективе.
  28. “Магдебургские центурии”, церковная история, источниковедческая критика, проблема авторства, лютеранская историография
    Рец. на книгу Bollbuck H. Wahrheitszeugnis, Gottes Auftrag und Zeitkritik. Die Kirchengeschichte des Magdeburger Zenturien und ihre Arbeitstechniken. Wiesbaden: Harassowitz, 2014. 821 S.
  29. смерть, погребение, похороны, траур, Гетманщина, православие
    Рец. на кн.: Замура О. «Великий шаленець»: смерть і смертність в Гетьманщині XVIII ст. Київ: К.І.С., 2014. 240 с. (Замура Е. «Великий безумец»: смерть и смерт-ность на Гетманщине XVIII в.)
  30. история религий, история Приморского края, православие, протестантизм, лютеранство, штундизм, прозелитизм
    В рецензии анализируется проведенная авторами книги реконструкция возникновения и развития протестантских конфессий на территории Приморского края. Вместе с тем, основное внимание уделено проблемному осмыслению предмета монографии, формулировке нерешенных проблем, постановке задач дальнейшего исследования темы.