Год выпуска: 2012
Страниц: 432
ISSN: 2073-7564
ISBN-10: 5-9710-0481-6
ISBN-13: 978-5-9710-0481-3
Тема выпуска: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ДУХ НАРОДА И ОБРАЗ ДРУГОГО: СПОСОБЫ ОПОЗНАНИЯ И ОПИСАНИЯ
Купить печатное издание
Содержание выпуска
- национальный характер, идентичность, диалог культурВ статье анализируются концепты «национальный характер» и «образ Другого». Особое внимание уделяется проблемам изучения межкультурного взаимодействия, а также этнической и национальной идентичности. Автор подчеркивает, что историческое содержание оппозиций «мы – они», «свой – чужой» имеет фундаментальное значение для раскрытия специфики формирующей их культуры и ее самосознания.
- Петрарка, нация, культурный патриотизм, ИталияАнализ сочинений «О средствах против превратностей судьбы», «Путеводитель к Гробу Господа нашего Иисуса Христа», «Против того, кто хулит Италию» позволяет выяснить частоту и смыслы названия «Италия», понятий «родина», «отечество», «нация», «национальность», «италик». Вывод: большой вклад в утверждение чувства нации гуманист внес своей собственной жизнью и культурным патриотизмом; гипотезы: о значимой роли культурного прошлого и интеллектуалов в формировании национального характера и традиций.
- «русский народ», империя, православие, визуальные образыВ центре внимания автора – соотношение этнического, национального и имперского в пространстве «визуального народоведения» Российской империи XVIII – первой четверти XIX в. Представлены результаты, полученные в ходе деконструкции графических репрезентаций, структурирующих человеческое разнообразие империи.
- национальный характер, образ страны, травелог, патриотический дискурс, К. Мориц, культурная этнография, К. ФоксВ статье поставлен вопрос о константности и/или изменчивости национального характера. Как воспринимался национальный характер англичан в конце XVIII – начале XIX в. и как такое восприятие соотносится с современными представлениями? Для анализа взглядов современников использованы некоторые труды представителей британской «моральной философии» начала XIX в. и сочинение немецкого путешественника К. Морица, посетившего Англию в 1782 г. Автор сравнивает представленные в тексте зарисовки манер, стиля общения и поведения англичан, юмора, патриотизма, кухни, одежды с выводами, содержащимися в исследовании К. Фокс (2004), выполненном в жанре «культурной этнографии».
- травелог, британцы, путешествия в РоссиюВ статье анализируются сочинения британцев о поездках в Россию в 1820–1840-х гг. Показано, что этническая принадлежность западноевропейских путешественников не столько определяла различия в их восприятии России и характера русских, сколько обуславливала цели опубликования травелогов и способ подачи материала. Особое внимание уделяется изучению мотивов публикации «путешествий», использования трафаретных сюжетов и своеобразия художественных приемов.
- филологическая культура, славистика, интеллектуальный проект, идеология, идеологема, нациестроительство, русский стих, национальный характерВ статье представлена реконструкция замысла и культурных практик преобразования империи, выработанных «Вольным Обществом любителей словесности, наук и художеств», члены которого за 14 лет до создания пушкинского «Арзамаса» и его знаменитого столкновения с шишковистами начинают воплощать свой проект новой филологической культуры для России.
- литература путешествий, африканские травелоги, империя, викторианская АнглияВ статье исследуются особенности создания и восприятия британской литературы путешествий об Африке в 1850-е – 1870-е гг. Рассматривается специфика африканских травелогов как жанра, находящегося на стыке науки и литературы, анализируется трансформация языка литературы путешествий в викторианский период.
- национальный характер, славянское возрождение, «народность», литература путешествийРазработка понятия «славянский характер» на русской почве рассматривается в контексте дискуссии о «народности» первой половины XIX в. и позиционирования интеллектуальной элиты в инославянском окружении. В настоящей статье сделан акцент на натуралистических моделях «национальной антропологии» исследуемого периода, а также на визуальных эффектах, которыми она пользовалась. Обращение к героическим образцам «славянского характера», распространенного на Балканах, явилось аргументом в пользу активного полюса «русской души».
- история Российской империи XIX в., этничность, национальный характер, нрав народа, этнография в РоссииВ статье рассматривается содержание и функционирование концептов «национальный нрав / национальный характер», «нравы», «национальная психология» в различных областях гуманитарного знания в российской науке второй половины XIX в. Они анализируются с точки зрения формирования концепции этничности. В центре внимания – этнографические описания народов Российской империи.
- литературные путешествия, «толстые» журналы, географические образы, образы путешествийСтатья посвящена изучению роли общественно-политических ежемесячников в популяризации литературного «освоения» Сибири и характеристике содержания географических образов путешествий в регион на страницах «толстых» журналов.
- пространство, образ Европы, русские историкиВ статье по письмам, дневникам, воспоминаниям раскрываются особенности восприятия европейского пространства русскими историками второй половины XIX века. Анализируются цели, задачи и маршруты их заграничных путешествий.
- историческая память, Россия, народ, нация, интеллигенцияСтатья посвящена формированию в сознании российского образованного общества XIX – начала ХХ вв. стратегий коллективной идентичности, связанных с понятиями нации или трудового народа-демоса. Исследована трансформация романтического нарратива в российской культуре, где роль врага-угнетателя обычно отводилась не иноземным захватчикам, а собственному деспотическому государству. Показано, что обращение науки и искусства к темам раскола и «русского бунта» способствовало особому пониманию категории «народ»: как совокупности тех, у кого существовало свое представление о народной Правде, и кто готов был отстаивать этот идеал.
- турист, гостиница, кафе, восприятие, досуг, Австро-ВенгрияВ статье показано восприятие российскими путешественниками Вены и Будапешта. Вену посещали чаще, что отразилось на количестве и содержании текстов. Автор приходит к выводу, что в большинстве случаев у российских путешественников формировался положительный образ столиц Австрии и Венгрии, особенно в начале ХХ века. Данный образ выступал в качестве эталона для развития городов России.
- Тойнби, Россия, цивилизационный подход, травелог, Транссиб, советская власть, МоскваСтатья посвящена малоизвестной странице биографии А.Дж. Тойнби – его путешествию из Китая в Европу через территорию Советского Союза в 1930 г. Эта поездка непосредственно предшествовала началу работы Тойнби над «Постижением истории», и впечатления от увиденного существенно повлияли на концептуальную основу главного труда его жизни. В статье предпринята попытка рассмотреть предысторию данного путешествия и проанализировать те сдвиги в мировоззрении Тойнби, которые стали следствием знакомства с советской действительностью.
- историография, медиевистика, история концептов, интеллектуальная биография, научные школы, история ИталииСтатья посвящена перекличке тех актуализируемых образов прошлого, которые создавались в исторической науке Италии и России в периоды развития и господства тоталитарной идеологии. Однако речь не идет о простой связи между школами разных национальных историографий или прямом осознанном заимствовании, скорее, можно говорить об интеллектуальных параллелях.
- национализм, насилие, демократия, колониализм, гуманизм, постколониальные исследования, Ранаджит Гуха, Шахид Амин, Парта ЧаттерджиВ статье показано, как исторический контекст дискуссий о национализме в 1980– 1990-е гг. повлиял на изменения в подходах к данной проблематике, и как эти трансформации стали, в свою очередь, предметом критики со стороны историков, относящихся к направлению «постколониальные исследования». Особое внимание уделено позиции Ранаджит Гухи, Парты Чаттерджи, Шахида Амина по вопросу о трактовке и способах репрезентации межнационального и межэтнического насилия.
- греко-варварский антагонизм, этнокультурные стереотипы, эллинистическая историография, Посидоний АпамейскийВ статье исследуется специфика эллинистического исторического нарратива в его отношении к устойчивым этнокультурным стереотипам античной историографии. В центре внимания – тексты Посидония Апамейского. Многочисленные фрагменты его «Историй» позволяют говорить о том, что Посидоний не ограничивался воспроизведением привычных при описании варваров клише, и преодоление им этих клише основывалось не столько на позиции историка и этнографа, сколько на философско-этической концепции стоика-энциклопедиста.
- Древняя Русь, степь, половцы, летописание, восприятие ДругогоОтношения Древней Руси и степи являются одним из важнейших «мест памяти» в российской истории. Историография Нового времени диктует восприятие этих отношений как однозначного противостояния. Однако с точки зрения современников ситуация была более сложной. Изучение характеристик и функций, приписываемых половцам в летописных текстах, позволяет увидеть многоплановость и неоднозначность русско-половецких отношений XI–XII вв.
- Нормандское завоевание, англосаксы, нормандцы, этническая самоидентификация, социальная самоидентификацияВ статье рассматриваются «парадоксы» англо-нормандского взаимовосприятия и их воздействие на некоторые аспекты этнической и социальной самоидентификации нормандской аристократии в Англии после Нормандского завоевания 1066 г.
- англиканизм, ирландские католики, «протестантское господство», антикатолицизм, якобитизм, британская идентичностьВ статье рассматривается процесс создания англиканами негативных стереотипов «враждебных ирландских католиков» в период после Ирландского восстания 1689– 1692 гг. и до начала правления Ганноверов (1714). Автор рассматривает образ «врага» в религиозных и политических текстах этого времени как важный элемент идеологии «протестантского господства» в Ирландии и, одновременно, выражение отношения этноконфессионального меньшинства к иным социальным общностям.
- Россия, источники, описания путешествий, историографияУ. Кокс полагал, что Лжедмитрий I был настоящим царевичем Дмитрием, и писал о России конца XVIII в. как о стране варварской, критиковал Петра I, а возможные в будущем перемены связывал с именем Екатерины II. Оценки Кокса оказались «чужими» и даже опасными для царствующего дома Романовых, входили в противоречие с представлениями отечественных историков конца XVIII – начала XIX в. и с концептуальными построениями ученых советского периода.
- Россия, гувернантки, межкультурная коммуникация, стереотипыЦель статьи – сравнить впечатления о России двух британских гувернанток, трудившихся в нашей стране с интервалом почти в сто лет (в 1730-е и 1820-е), выяснить, что было устойчиво-стереотипным в восприятии России у лиц одного профессионального круга, а что зависело от личных качеств (образовательного ценза, готовности к восприятию нового, любознательности и т.п.) самой иностранки.
- нативизм, антикатолические настроения, ксенофобия, заговоры, политическая борьба, Американская партияВ статье рассмотрен нативизм в США накануне Гражданской войны. Понятие «нативизм» использовалось для различения урожденных американцев и новых иммигрантов «первого поколения». Он был также связан с антикатолицизмом, который приобрел для американцев особую остроту в связи с войнами с Францией, Испанией, существованием «папской угрозы» для Нового Света и достиг пика в 1830–1850е гг. на фоне усиливавшихся дебатов по вопросу о рабстве.
- досуг, культур(аль)ная история, идентичность, повседневностьСфера досуга российского провинциального города второй половины XIX – начала XX в. рассматривается в статье как пространство интенсивной коммуникации горожан и городских групп, их спора о содержании и формах досуга, как пространство формирования и поддержания идентичностей. Указанные процессы изучены на примере Казани – крупного губернского города в центре России, с пестрым социально-сословным и национально-конфессиональным составом населения.
- советский человек, плакат, идентификация, стереотип, когнитивное пространство, образ врагаВ статье представлен подход к проблеме идентификации советского человека в культуре 1920-1930-х гг. через анализ культурных стереотипов, связанных с созданием плакатных образов врага, таких как «капиталист» и «интеллигент». Наряду с выявлением признаков, по которым происходило противопоставление советского «мы» враждебному «они», целью статьи является рассмотрение символического пространства советской культуры, определяемого визуальным соотношением образа врага и образа героя в рамках плакатного произведения. Анализируется вклад плакатного искусства в конструирование когнитивного пространства советского человека.
- Великобритания, шпионские романы, общественное мнение, образ врага, холодная войнаВ статье рассмотрены некоторые инструменты пропаганды, используемые для формирования образа врага, на примере английских шпионских романов периода холодной войны, прослежена их взаимосвязь с историческим контекстом, с основными направлениями британской политики того времени.
- национальный букварь, Татарстан, национальная идентичность, визуализация, деконструкция текстаВ статье на примере визуального ряда татарского национального букваря «Алифба» показана специфика репрезентации «своих» и «других» в учебном тексте, предназначенном для самой младшей возрастной категории учащихся. Путем сопоставления позднесоветских и ранних постсоветских учебников прослежена трансформация в них образа «другого», механизмы его представления, замещения и вытеснения, конструктивная и конструирующая роль «инаковости» в наделении детей национальной идентичностью. Показано влияние политической и социокультурной ситуации в Татарстане конца 1980-х – 1990-х гг. на содержание визуальных текстов и соотношение в них национального и постсоветского дискурсов.
- интеллектуальная история, пределы репрезентации, предельные события, социальная идентичность, диалогВ статье рассматривается полемика представителей американской интеллектуальной истории (М. Джея, Д. ЛаКапры, Э. Сантнера, Х. Уайта, Ш. Фелман) о способах формирования идентичности в контексте оппозиции своего и чужого. Общей установкой большинства исследователей в этой полемике становится признание некоего полупрозрачного барьера между своим и чужим — границ репрезентации прошлого.