31-й выпуск журнала „Адам и Ева“

PDFНомер выпуска: 31
Год выпуска: 2023
Страниц: 310
ISSN: 2307-8383

Содержание выпуска


    РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ


  1. Меровинги, матримониальная политика, Галсвинта, Ригунта, Хильперик, итинерарий
    В статье исследуется авторская репрезентация двух свадебных путешествий у поэта Венанция Фортуната и епископа Григория Турского. Свадебный путь вестготской принцессы Галсвинты из Толедо в Руан закончился в 568 г. несчастливым браком с нейстрийским королем Хильпериком, по приказу которого она была убита. Путешествие дочери Хильперика из Парижа в Толедо было драматически прервано в 584 г., когда свадебный караван с приданым и сокровищами был разграблен, а принцесса Ригунта подверглась унижению и аресту. Для сравнительного анализа текстов двух итинерариев был выбран ракурс сопоставления политического контекста событий с личным отношением Венанция Фортуната и Григория Турского, которые были свидетелями свадебных путешествий принцесс. Результаты анализа показали, что италийский поэт в траурной элегии «О Галсвинте» выразил эмпатию к горю матери, сострадая трагической судьбе вестготской принцессы в Нейстрии. По моему мнению, турский епископ проявил личное расположение к принцессе Ригунте, но сделал это косвенно, когда перечислял все скандальные подробности ее свадебного путешествия. Согласно моей гипотезе, Венанций Фортунат зашифровал указания на пять франкских городов из супружеского приданого (dos) и morgengabe Галсвинты (которые стали возможной причиной ее убийства) и умолчал об истинном маршруте свадебного каравана через аквитанские города Хильперика. В выводах статьи отмечается, что политической целью авторской стратегии Григория Турского было скрыть собственное участие в матримониальной истории Ригунты.
  2. Московское царство, итинерарии власти, Лицевой летописный свод, репрезентации власти
    На основе миниатюр из Лицевого летописного свода Ивана Грозного показано, как репрезентировались женские и детские роли в перемещениях царских семей по России в XV-XVII вв. Из шести основных видов перемещения — на носилках, верхом на коне, в колясках, в санях, кораблях и пешим ходом — для российских цариц считался неприемлемым поход верхом, хотя «чужие» (неверные, иноверные, отступившие от православия) царицы в изобразительной программе миниатюристов могли путешествовать на коне и в ряде случаев прямо дистанцированы от русских цариц при помощи конной репрезентации. В статье показано, как при помощи визуальной репрезентации путешествующих цариц и детей расставлялись политические акценты, отстаивалось превосходство правящей власти над удельными и отстраненными от власти ветвями царствующего рода. Участие детей в политической жизни становится предметом особенной заботы в связи с принятой миниатюристами программой изображения детства и взросления Ивана Грозного, а также обозначения прав его детей на власть в годы, предшествующие опричнине и во время опричного переворота.
  3. «Бэконианский травелог», воображаемые путешествия, женский травелог, Маргарет Кавендиш, Афра Бен, натуральная философия, бэконианство
    На протяжении XVII в. в Англии прослеживаются две традиции описания пространства в формате истории графств. Одна восходит к антикварианизму, в котором описание осуществляется за счет наполнения пространства образами прошлого; вторая — к бэконианству, сторонники которого фиксируют в первую очередь объекты физического мира. Обе традиции описывают передвижение в пространстве в контексте его познания. Однако зачастую отсутствие возможности совершить путешествие в физической реальности вынуждало авторов и в первую очередь женщин, перемещать своих героев в реальность «романтическую». Подобные странствия в вымышленных мирах можно выделить в творчестве Маргарет Кавендиш. Множественность культурных моделей реализована в творчестве М. Кавендиш в образе путешественника, преодолевающего барьеры между мирами, отправляясь к центру Земли в рассказе «Странствующие духи» или попадая в Парадайз в фантастическом романе-утопии «Пылающий мир». Невозможность публикации «бэконианского травелога» сподвигло и английскую писательницу Афру Бен описать путешествие своей героини в экзотическую страну в виде приключенческого романа «Оруноко». Натурфилософские зарисовки Суринама вплетаются в ее сочинение, знакомя тем самым читателя с устройством этой колонии и демонстрируя авторскую осведомленность о ее природных характеристиках.

  4. СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ЖЕНСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ


  5. Валерия Галерия, Фауста, Констанция, августы, Константин Великий, Диоклетиан, Галерий, Лициний, Поздняя Римская империя, римские императоры
    Римская империя на рубеже III–IV вв. находилась под одновременным управлением нескольких императоров, вначале – соправителей, а затем и противников. Каждый из императоров этого периода в рамках борьбы с внешними и внутренними угрозами должен был интенсивно перемещаться. Источники уделяют меньшее внимание семьям императоров, и особенно их женам. Однако, их жены также не могли себе позволить постоянного пребывания в одной резиденции, но путешествовали, заботясь о семьях и выполняя представительские функции. В статье на примере Валерии, Фаусты и Констанции, жен трех римских императоров этого времени (Галерия, Константина Великого и Лициния соответственно) рассматривается, чем были обусловлены перемещения дам по территории империи и с какими трудностями они могли столкнуться в пути. В качестве основной источниковой базы используются данные о маршрутах императоров, а также сообщения авторов (Лактанция и Евсевия) и эпиграфика. Перемещения Фаусты и Констанции сопряжены с противостоянием их мужей, при этом Фауста вынуждена путешествовать с детьми на руках и беременной, а Констанция сталкивается с последствиями поражений своего мужа. Валерия после смерти супруга ищет приюта в условиях враждебного отношения сразу нескольких императоров. В пути императрица могла решать весьма непростые задачи: обеспечение комфорта детям и, как в случае с Валерией, своей матери, а также выстраивание маршрута с учетом не только особенностей ландшафта, но и ведущихся внутри империи военных конфликтов.
  6. Маргарита де Валуа, испанская Фландрия, королевские итинерарии, Религиозные войны XVI в., дон Хуан Австрийский
    Статья посвящена изучению организации путешествий венценосных дам Франции, в особенности, сестры короля Генриха III, королевы Наварры Маргариты де Валуа. На основе «Мемуаров» королевы, а также штатной росписи членов ее двора приводятся доказательства безусловного количественного преобладания мужчин во время перемещений Маргариты. Главным из этих перемещений является ее путешествие за пределы Франции, в испанскую Фландрию в 1577 г., с многоцелевой политической миссией, призванной понять обоснованность претензий Франсуа де Валуа, младшего брата в королевской семье, на трон герцогства Брабантского. Рассмотрено назначение всех видов транспортных средств — сухопутных и речных — королевского кортежа, используемых двором в теплое время года, равно как особенности перемещения разных категорий придворных и служащих двора, мужчин и женщин. Проведенный анализ показывает, что королеву сопровождали статусные светские и духовные лица французского двора, зачастую находящиеся в родственных отношениях друг с другом, и часть военного королевского дома, специально выделенная для охраны дочери Франции.
  7. Англия в ранее Новое время, Елизавета I, придворные дамы, летние путешествия, королевский визит, брачные стратегии, итинерарии, англо-испанская война
    В Европе раннего Нового времени женщин обычно изображали внутри пространства дома. Однако они, особенно аристократки, часто путешествовали – порой по своим делам, порой с монаршим двором, а иногда на встречу со своими правителями. Статья сфокусирована на путешествиях королевы Елизаветы I Английской в 1591 г. Сохранились описания празднеств, счета, письма участников поездки. Эти источники позволяют реконструировать персональный состав придворных дам, путешествовавших с королевой, а также других аристократок, направлявшихся ей навстречу. В статье показано, что дамы, сопровождавшие Елизавету I или встречавшихся с ней, во время путешествия формировали новые семейные альянсы и занимались политическим лоббированием. Анализ источников показывает, что все упоминания о передвижениях дам приходятся на письма, тогда как в описаниях приемов их нет, и женщины всегда изображаются находящимися в том или ином доме, и никогда – передвигающимися между резиденциями. Таким образом, женские путешествия, хотя и частые, оказывались неописуемыми.

  8. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ИСТОРИОПИСАНИЯ


  9. женский вопрос, церковные вдовы, диакониссы, власть женщин, харизма, монархический епископат, историография, история Церкви
    В статье прослеживается характерное для эпохи позднего модерна историософское противопоставление мужского и женского начала, которое было перенесено П. А. Прокошевым на историю возникновения должности диакониссы в древней Церкви. Он показывает, как харизматичных вдовиц, которые стали узурпировать власть епископов в Церкви, заменили клерикальные (подчиненные церковной иерархии) диакониссы. Показано, на какие источники опирается Прокошев: с одной стороны, он использует исторический нарратив А. фон Гарнака о переходе от харизматической эпохи в истории Церкви к монархическому епископату. С другой стороны, в ракурсе проблематики женского вопроса Прокошев использует работу о сирийской Дидаскалии Х. Ахелиса, который описал борьбу церковных вдов и епископов. Прокошев усваивает эти идеи и пытается увидеть в них актуальные для своего времени проблемы феминизации церковной жизни на рубеже XIX и XX вв.

  10. ПУБЛИКАЦИИ


  11. раннесредневековая Англия, англосаксонские женщины, средневековые монахини, англосаксонское право, земельные споры, судебный процесс, англосаксонские хартии
    Статья предваряет публикацию перевода семи грамот, иллюстрирующих участие англосаксонских женщин VIII — XI вв. в земельных конфликтах. Переводы документов выполнены с латинского и древнеанглийского языков. Большинство грамот отражают постановления англосаксонских церковных синодов, королевских советов (witenagemot) и собраний графств (scírgemót). Ранее эти грамоты на русский язык не переводились. Показано, что к концу раннего Средневековья представительницы англосаксонской знати проявляли существенную правовую активность. Отстаивая свои имущественные интересы, они судились со своими родственниками, светскими и церковными лицами, выступали в качестве свидетелей на судебном процессе. Отдельные казусы демонстрируют примеры эффективного женского взаимодействия при разрешении имущественных споров. В спор за землю могли быть вовлечены дамы разного возраста и семейного положения. Наибольшую правовую активность проявляли знатные вдовы, составлявшие в раннесредневековой Англии одну из наиболее обеспеченных групп населения.