ВЗГЛЯД ВАСИЛИСКА, VAGINA DENTATA И ГЕРМАФРОДИТИЗМ. ФУНКЦИЯ СЛУХОВ В «КНИГЕ ПУТЕШЕСТВИЙ» ДЖОНА МАНДЕВИЛЯ
The basilisk’s gaze, vagina dentata, and hermaphroditism. The Rumor Feature in John Mandeville’s ‘Travel Book’
ТОГОЕВА О.И. (TOGOEVA O.I.)
Статья посвящена особенностям создания и стилистики одного из самых популярных средневековых произведений – «Книги путешествий» Джона Мандевиля, созданной около 1356 г. Автор статьи уделила особое внимание корпусу легенд гендерной направленности, которые были заимствованы из различных более ранних сочинений и которые Джон Мандевиль передал в форме слухов, услышанных и записанных им лично в тех странах, где он (якобы) побывал. Данный прием, по мнению автора статьи, помог создателю «Книги путешествий» прежде всего выразить собственное сугубо негативное отношение к любым отклонениям от христианского понимания брака и распределения гендерных ролей в средневековом обществе. Вместе с тем отсутствие в тексте прямых ссылок на те произведения, откуда эти легенды были заимствованы, позволило Джону Мандевилю придать правдивости собственному повествованию, заставить читателей верить, что все описанные события произошли именно с ним. Данное обстоятельство, в свою очередь, дает возможность вновь поднять вопрос об истинной личности автора «Книги путешествий», о его происхождении и социальном статусе.
Ключевые слова: Джон Мандевиль, травелог, компиляция, средневековые путешествия, слухи, гендер, авторские стратегии
Рубрика: Стратегии репрезентаций и гендерные стереотипы
Тогоева О. И. Взгляд василиска, vagina dentata и гермафродитизм. Функция слухов в «Книге путешествий» Джона Мандевиля // Адам и Ева. 2025. Вып. 33. С. 214-231. https://roii.ru/r/3/33.8
Keywords: John Mandeville, travelogue, compilation, medieval travel, rumors, gender, author’s strategies
The article is devoted to the peculiarities of the creation and stylistics of one of the most popular medieval works, John Mandeville’s “Book of Travels”, created around 1356. The author of the article paid special attention to the corpus of gender–related legends which were borrowed from various earlier writings and to which John Mandeville gave the form of rumors heard and recorded by him personally in those countries he (allegedly) visited. This technique, according to the author of the article, allowed the creator of the “Book of Travels” not only to express his own purely negative attitude towards any deviations from the Christian understanding of marriage and the distribution of gender roles in medieval society. The absence of direct references in the works from which these legends were borrowed allowed John Mandeville to give truthfulness to his own narrative, to make readers believe that all the described events happened to him. This circumstance, in turn, allows us to raise the question of the true identity of the author of the “Book of Travels”, his possible origin and social status.
