ЖЕНСКИЙ АГИОГРАФИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ В ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОМ ЭПИСТОЛЯРНОМ ДУХОВНОМ НАСТАВНИЧЕСТВЕ
The Female Hagiographic Ideal in Late Byzantine Epistolary Spiritual Guidance
МАТВЕЕВА А.С. (MATVEEVA A.S.)
Статья посвящена анализу женского агиографического идеала в поздневизантийском эпистолярном духовном наставничестве. В центре внимания находятся письма из корреспонденций духовников и их духовных дочерей, преимущественно монахинь знатного происхождения, где обсуждались вопросы духовной жизни и аскетической практики. Необходимость усиления монашеского уединения, обосновываемая через примеры подвижнической и затворнической жизни святых жен позднеантичного и ранневизантийского периода (Фекла, Таисия Александрийская, Мария Египетская и др.), становится одним из мотивов поздневизантийских переписок данного типа. Анализ функции данного мотива в письмах Григория Акиндина, Матфея Эфесского и митрополита Халкидонского показывает, что агиографический идеал мог служить инструментом регулирования отношений духовного отца и духовной дочери, ограничивая возможности личного контакта и приоритезируя духовную близость. Апеллирование духовных эпистолографов к агиографическому идеалу создавало поле для регулирования женско-мужских духовных отношений в верном, по мнению эпистолографов, аскетическом ключе. Использование авторитетного житийного нарратива способствовало конструированию образа идеальной духовной дочери-монахини и задавало границы взаимодействия между полами в пространстве духовного общения.
Ключевые слова: поздняя Византия, византийская эпистолография, духовное наставничество, византийская агиография, женско-мужские корреспонденции, женское монашество
Рубрика: Стратегии репрезентаций и гендерные стереотипы
МАТВЕЕВА А.С. Женский агиографический идеал в поздневизантийском эпистолярном духовном наставничестве // Адам и Ева. 2025. Вып. 33. С. 188-213. https://roii.ru/r/3/33.7
Keywords: Late Byzantium, Byzantine epistolography, spiritual guidance, Byzantine hagiography, male–female correspondence, female monasticism
The article is focused on analysis of the female hagiographic ideal in late Byzantine epistolary spiritual direction. The focus is on letters exchanged between spiritual fathers and their spiritual daughters, primarily noble-born nuns, in which questions of spiritual life and ascetic practice were discussed. The necessity of strengthening monastic seclusion, justified through examples of the ascetic and recluse lives of holy women from the late antique and early Byzantine periods (Thecla, Thaïs of Alexandria, Mary of Egypt and etc.), emerges as a recurring motif in this type of late Byzantine correspondence. The analysis of the function of this motif in the letters of Gregory Akindynos, Matthew of Ephesus, and the Metropolitan of Chalcedon demonstrates that the hagiographic ideal could serve as a tool for regulating the relationship between spiritual father and spiritual daughter, limiting the possibility of personal contact while prioritizing spiritual intimacy. The appeal of these epistolary spiritual directors to the hagiographic ideal created a framework for managing male-female spiritual relations in a manner deemed ascetically proper by the correspondents. The use of authoritative hagiographic narratives contributed to the construction of the ideal image of a spiritual daughter-nun and delineated the boundaries of interaction between the sexes within the sphere of spiritual communication.
