«ВЕЛИКОЕ МУЖСКОЕ ОТРЕЧЕНИЕ»: ПРОБЛЕМА НЕГАТИВНОЙ МУЖЕСТВЕННОСТИ В ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МОДЫ
“The great masculine renunciation”: the issue of negative masculinity in fashion history and theory
ГУСАРОВА К.О. (GUSAROVA K.O.)
В статье предлагается альтернативная интерпретация тенденций развития мужского костюма в XIX в., за которыми в теоретической литературе закрепилось наименование «великого мужского отречения». В основе исследования лежит сопоставление взглядов Дж. К. Флюгеля, впервые предложившего данный термин в своей работе 1930 г., с суждениями о мужском костюме, содержащимися в художественной литературе, публицистике, модной прессе, книгах советов по этикету и других источниках XIX века. Значительное сходство теоретической концепции Флюгеля с более ранними обыденными представлениями позволяет предположить наличие у этого понятия вернакулярной базы, тесно связанной с негативными эмоциями, вызванными не в последнюю очередь реальным или предполагаемым ростом влияния женщин в обществе. В противовес традиционно акцентируемому в исследовательской литературе противопоставлению сословных моделей маскулинности, получивших зримое выражение в пышных аристократических нарядах дворянства Старого порядка и сдержанных костюмах буржуа XIX в., в статье отстаивается значимость женской моды как основы определения эстетических свойств и ценностных коннотаций мужского костюма. Это определение осуществлялось преимущественно в негативных категориях: женская одежда воплощала многое из того, чего не хватало мужчинам, чего они предположительно лишились. Вместе с тем статья демонстрирует, что представления о «великом мужском отречении» формировались и поддерживались избирательностью взгляда, игнорирующего или маргинализирующего мужскую декоративность.
Ключевые слова: «великое мужское отречение», Флюгель, костюм, мода, декоративность, маскулинность, XIX век
Рубрика: Практики конструирования маскулинности
ГУСАРОВА К.О. «Великое мужское отречение»: проблема негативной мужественности в истории и теории моды // Адам и Ева. 2025. Вып. 33. С. 126-169. https://roii.ru/r/3/33.5
Keywords: great masculine renunciation, Flügel, men’s suit, fashion, decorativeness, masculinity, nineteenth century
The article puts forward an alternative interpretation of the developments in nineteenth-century men’s clothes, which are habitually described by fashion historians as “the great masculine renunciation”. The research juxtaposes the opinions of John Carl Flügel, who coined this term in his 1930 «Psychology of Clothes», with the views on men’s suits reflected in nineteenth-century fiction, journalism, fashion criticism, advice books and suchlike sources. Considerable similarity between Flügel’s theoretical concept and earlier vernacular beliefs suggests that the former could be rooted in the latter. These vernacular foundations of the concept include, among other things, a strong emotional undercurrent, namely a backlash against a real or perceived ascent of women. It is therefore women’s clothes that become a key reference point in the attempts to define the aesthetics and values embodied in men’s outfits. By emphasizing gender dimension of contemporaneous conceptualization of men’s clothes, this article adds to the existing research literature which focuses primarily on class dynamics and temporal change, with ancien régime aristocratic decorativeness presumably replaced by nineteenth-century bourgeois somberness. Contrary to this, the article highlights how the purported “renunciation” was framed with regard to women’s dress and described in terms of what women had and men lacked. At the same time, the article draws attention to the selectivity of vision that sustained the notion of “the great masculine renunciation” by overlooking or marginalizing the instances of male decorativeness.
