СЛАВЯНОФИЛЬСКИЕ ЗЕРКАЛА (КРИТИКА В.И. ЛАМАНСКИМ ВОСПРИЯТИЯ РОССИИ И СЛАВЯНСТВА В НЕМЕЦКОЙ НАУКЕ)
Slavophil Mirrors (V.I. Lamansky's Criticism of the Perception of Russia and Slavism in German Science)

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №21-18-00153, Санкт-Петербургский государственный университет)

()

PDF

В статье рассматриваются взгляды крупнейшего отечественного слависта академика Владимира Ивановича Ламанского на немецкую науку. Ламанский относил себя к славянофильскому направлению в русской философии, был создателем учения о трех цивилизационных мирах, для него было характерно антагонистическое восприятие европейской культуры. Определение греко-славянского мира, частью которого является Россия, он дает через противопоставление романо-германскому миру или Европе. Показано формирование негативного образа европейской (немецкой) науки у Ламанского: от непосредственного знакомства с Германией во время научных командировок до несогласия с распространенной в Германии точкой зрения на Россию и славянство. Указаны основные моменты критики Ламанским немецких ученых: опровержение сравнения славян с женщинами, неграми, кельтами, рассуждения о ту-ранстве русских, признание славян низшей расой и т.п. Делается вывод, что отрицательное отношение Ламанского к немецкой науке было вызвано политизацией славянского вопроса, стремлением немецких ученых обосновать неизбежность подчинения славян немцам, отказ славянам в возможности создать самобытную культуру.

Ключевые слова: славянофильство, Ламанский, немецкая наука, славянство, антагонизм, романо-германский мир, греко-славянский мир

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Малинов А. В. Славянофильские зеркала (критика В.И. Ламанским восприятия России и славянства в немецкой науке) // Диалог со временем. 2022. Вып. 80. С. 80-95. https://roii.ru/r/1/80.7


Keywords: Slavophilism, Lamansky, German science, Slavism, antagonism, Romano-Germanic world, Greco-Slavic world

The article examines the views of the largest Russian Slavist academician Vladimir Ivanovich Lamansky on German science. Notes that Lamanskii regarded himself a Slavophile trend in Russian philosophy, was the founder of the doctrine of the three worlds of civilization for which was typical of antagonistic perceptions of European culture. The definition of the Greco-Slavic world, of which Russia is a part, is given by him through opposition to the Romano-Germanic world or Europe. The formation of a negative image of European (German) science in Lamansky is shown: from direct acquaintance with Germany to disagreement with the point of view on Russia and the Slavs that is widespread in Germany. The main points of his criticism of German scientists are indicated: refutation of the comparison of the Slavs with women, Negroes, Celts, reasoning of the Russians' outrageousness, recognition of the Slavs as a lower race, etc. Substantiate the inevitability of the subordination of the Slavs to the Germans, the refusal of the Slavs to create an original culture.