СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КОНСЬЮМЕРИЗМА В РАБОТАХ П. СТЕРНСА
Social history of consumerism in the woks of Peter Stearns

(), ()

PDF

В статье рассматривается концепция консьюмеризма П. Стернса. Анализируются этапы формирования общества потребления и консьюмеристской культуры; обозначаются социальные группы, выступавшие инициаторами данных изменений. Проблематизируются современные противоречия общества потребления: исчерпание его экономического потенциала, растущий разрыв между доходами высшего и низшего класса, кризис модели «догоняющего развития», подчинение будущего ин-тересам настоящего (презентизм). Важная часть анализа этих противоречий у Стернса – выявление тех социальных групп, которые выступают за сохранение общества потребления или его ограничение. Показано, что в современном обществе консьюмеризм становится, с одной стороны, главным терапевтическим средством, позволяющим справиться с растущими индивидуальными и коллективными рисками, с другой – источником структурных противоречий в социокультурной сфере.

Ключевые слова: социальная история, исследования культуры, общество потребления, двойная связь, презентизм

Рубрика: Читая книги…

Игаева К. В., Мордвинов А. А. Социальная история консьюмеризма в работах П. Стернса // Диалог со временем. 2022. Вып. 80. С. 425-429. https://roii.ru/r/1/80.32


Keywords: social history, cultural studies, consumer society, double bind, presentism

The article deals with the concept of consumerism by Peter Stearns. The stages of the formation of a consumer society and consumerist culture are analyzed. The social groups that initiated these changes are identified. The main contemporary contradictions of the consumer society are problematized: the exhaustion of its economic potential, the growing gap between incomes of upper and lower classes, the crisis of the “catch-up development” model, the subordination of the future to the interests of the present (presentism). An important part of the analysis of these contradictions by P. Stearns is their social aspect: identification of social groups that advocate the preservation of the consumer society or its limitation. It is proved that in contemporary society consumption becomes, on the one hand, the main therapeutic tool to cope with growing individual and collective risks, and on the other hand, a key source of a number of structural contradictions in the socio-cultural sphere.