ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ИНДИИ И ЯПОНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Transforming Traditional Educational Practices in India and Japan (second half of the 19th – beginning of the 20th century)

Статья выполнена в рамках гранта РНФ (проект 18-78-10001-П)

(), ()

PDF

В статье рассматривается распространение западных моделей образования в Индии и Японии во второй половине XIX – начале XX в. Реформа образования, затрагивавшая как организационную составляющую, так и содержание учебных программ, бы-ла важным этапом в процессе модернизации. Несмотря на сходство задач, стоявших перед двумя странами, модернизационные процессы в сфере образования в каждой из них имели свою специфику, обусловленную социокультурной и политической ситуацией. Инициатива модернизации образования в Индии исходила как от колониальной администрации, заинтересованной в подготовке чиновников, так и со стороны нарождавшейся национальной интеллигенции, представители которой считали распространение западных знаний средством для освобождения от колониальной зависимости. В Японии основным двигателем преобразований стало новое правительство, сделавшее упор на развитие школьного образования. Для его реформирова-ния были выбраны наиболее подходящие для страны элементы систем образования ведущих западных стран. Это принесло весьма впечатляющие результаты, но усилившиеся в конце XIX в. националистические и милитаристские настроения напрямую отразились на приоритетах образования и его переориентации на традиционные конфуцианские ценности, что привело в итоге к превращению школы в аналог подготовительной фазы для молодых людей к вступлению в ряды японской армии.

Ключевые слова: Индия, Япония, образование, модернизация, Индийское Возрождение, реформы Мэйдзи, конфуцианские ценности, национализм, милитаризм

Рубрика: Из истории образования

Бертова А. Д., Десницкая Е. А. Трансформация традиционных образовательных практик в Индии и Японии во второй половине XIX – начале XX века // Диалог со временем. 2022. Вып. 80. С. 392-405. https://roii.ru/r/1/80.29


Keywords: India, Japan, education, modernization, Indian Renaissance, Meiji reforms, Confucian values, nationalism, militarism

This paper describes the history of the spread of Western educational models in India and Japan in the second half of the 19th and the beginning of the 20th century. Transformation of education, both in its organizational structure and contents, was an important part of the modernization processes in these countries. Despite the obvious similarities, modernization of education in India and Japan differed significantly, due to the social, cultural and political circumstances. In India, Western educational practices were initially introduced by British colonial authorities for the sake of training civil servants. Later on, their spread was supported by Indian nationalists who considered education an intrinsic part of the campaign for independence. In Japan, the main impetus to reforming the educational system was given by the new government, with an accent on the primary and secondary education. To modernize it the government decided to adopt elements of different Western educational systems most befitting to Japanese customs. This produced impressive results, but under the influence of the strengthening nationalistic and militarist sentiments at the end of the 19th century educational priorities changed, shifting to the traditional Confucian values, which in the end led to transforming school into the analogue of the preparatory phase before entering the army.