«ВЕСЬМА ЧАСТО БЫВАЕТ ГРАД, КОТОРЫЙ ВСЕ УНИЧТОЖАЕТ»: ХРИСТИАНЕ КАК ВИНОВНИКИ ГОРОДСКИХ БЕДСТВИЙ
“Very Often There Is Hail, Which Destroys Everything”: Christians as the Culprits of Urban Calamities

()

PDF

Статья посвящена реакции городской среды на христиан в период эпидемий и бедствий. В частности, предпринята попытка связать эпидемию середины III в., известную как Чума Киприана, с усилившимися антихристианскими преследованиями. Автор обращает внимание на городские конфликты, которые разгораются в разных городах Империи, и делает предположение что обострившиеся нападки язычников на христиан были спровоцированы подозрением в виновности перед богами, насылающими бедствия. При этом очевидно, что имперские власти и власти городские преследуют разные цели. Последние ориентированы в большей степени на умиротворение городской среды через осуждение «безбожных» христиан, в то время как имперское правительство вынуждено ориентироваться на экономическую эксплуатацию верующих и конфискации дабы возместить потери, которые принесла эпидемия. В этой ситуации Церковь демонстрирует лояльность именно на местном уровне, помогая жителям городов и демонстрируя любовь к ближнему.

Ключевые слова: Римская империя, христианство, Северная Африка, эпидемия, Киприан Карфагенский

Рубрика: В пространстве культурной истории

Каргальцев А. В. «Весьма часто бывает град, который все уничтожает»: христиане как виновники городских бедствий // Диалог со временем. 2022. Вып. 80. С. 310-316. https://roii.ru/r/1/80.22


Keywords: Roman Empire, Christianity, North Africa, epidemic, Cyprian of Carthage

The article analyses the view of the urban environment on the Christians during the period of epidemics and disasters. In particular, an attempt is made to link the epidemic of the middle of the third century, known as the Plague of Cyprian, with the intensified anti-Christian persecution. Attention is drawn to the urban conflicts that flare up in different cities of the Empire, and it is suggested that the aggravated attacks of the pagans on Christians were provoked by suspicion of their guilt before the gods sending disasters. At the same time, it is obvious that the imperial authorities and the city authorities pursued different goals. The latter were focused more on pacifying the urban environment through the condemnation of "godless" Christians, while the imperial government was forced to act more cautiously, focusing on the economic exploitation of believers and confiscations in order to compensate for the losses caused by the epidemic. In this situation, the Church demonstrated loyalty at the local level, helping residents of cities and demonstrating love for their neighbors.