В XVII в. французское государство вступило в эпоху расцвета. Утвердившийся в стране политический режим стал называться абсолютной монархией. Король считался государем по «божественному праву», единственным носителем суверенитета (верховной власти). Тем не менее, существовал Королевский совет – по существу, кабинет министров, которых назначал сам монарх. При Людовике XIII и малолетнем Людовике XIV два кардинала – Ришелье и Мазарини возглавляли Королевский совет, выполняя таким образом функции первого министра. Именно пара – король и его «премьер» являли собой исполнительную власть и принимали все важные решения по вопросам внутренней и внешней политики. После смерти в 1661 г. кардинала Мазарини Людовик XIV заявил, что отныне он будет править единолично, выдвинув знаменитую формулу «Государство – это я». Однако кабинет министров в виде Королевского совета продолжал существовать. Его главой был Жан-Батист Кольбер, официально именовавшийся с 1665 по 1683 г. генеральным контролером финансов. Режим абсолютной монархии стал отличительной чертой и главной политической традицией страны.

Большие изменения в сложившийся порядок вещей принес XVIII век. Огромное влияние на изменения в политических взглядах французов оказали сочинения известных философов-просветителей Монтескье, Вольтера, Дидро, Даламбера, Руссо и др., выступавших с осуждением режима абсолютной монархии. Эти мыслители пропагандировали идеи разума, прогресса, свободы и равенства, принципы справедливого общественного устройства, писали о разделении властей (на исполнительную и законодательную), конституции, парламенте, демократии и республике. Французские ученые-физиократы выдвигали лозунги свободы предпринимательства и торговли1. Такие идеи с одобрением воспринимались передовыми представителями всех трех сословий и даже некоторыми людьми из властных структур.

В последние годы правления Людовика XVI начался период затяжного кризиса. Он был одновременно экономическим из-за спада производства и внутриполитическим, заключающимся в неудачах, которые терпели «министры» страны при попытках проведения административной и налоговой реформ и обуздания постоянно растущего внутреннего долга и дефицита бюджета2. В ситуации нараставшего в обществе напряжения король решил созвать не собиравшиеся с 1614 г. Генеральные штаты. На их заседания 5 мая 1789 г. прибыли делегаты трех сословий Франции, причем самое многочисленное, третье сословие получило двойное представительство. 17 июня Генеральные штаты объявили себя Национальным, а 9 июля Учредительным собранием, так, по сути, впервые был созван общефранцузский парламент. Депутаты заявили, что от-ныне государственный суверенитет принадлежит всей нации, а не королю. 14 июля парижане штурмом взяли королевскую тюрьму Бастилию – символ монархической власти. С этого события началась Французская революция 1789–1799 гг. (в советской историографии она по праву именовалась «Великой»). Во время штурма тюрьмы его участники украсили себя кокардой, соединившей красный и синий цвета герба Парижа с белым цветом королевского знамени. Такой триколор превратился в эмблему революции, а впоследствии в один из символов республики.

В процессе революции произошла настоящая смена вех в сознании французов о том, как должна дальше жить и развиваться Франция и при каком режиме ей надлежит двигаться вперед. Революционные события буквально смели старые стереотипы, уничтожили вековые традиции, и на их руинах стали формироваться совершенно новые, постепенно, порой болезненно, утверждавшиеся в национальной исторической памяти. В августе 1789 г. Учредительным собранием была принята знаменитая «Декларация прав человека и гражданина»,3 объявившая высшим источником власти не короля, а нацию, а всех людей свободными и равными в правах. 14 июля 1790 г. на праздновании первой годовщины взятия Бастилии, на знаменах национальных гвардейцев был записан девиз «Свобода, равенство, братство». Так в традицию вошла знаменитая триада, которая впоследствии стала главным словесным символом Франции. Принятие декларации заложило основы демократического устройства страны. В Учредительном собрании депутаты стали рассаживаться согласно своим политическим убеждениям. Более умеренные (главным образом монархисты) сели справа, а те, которые ратовали за продолжение революции – слева. В середине находились колеблющиеся – «болото». К этому событию восходит ставшее традиционным во Франции деление политических течений на правых, левых и центристов.

Конституция 1791 года, принятая в сентябре, установила во Франции режим конституционной монархии. Основным принципом государственного устройства впервые стало разделение властей. Исполнительная власть оставалась в руках короля, законодательная – принадлежала Законодательному собранию. Его избирали все «активные» граждане – мужчины, достигшие 25-ти лет и платившие прямые налоги. Не имеющие права голоса назывались «пассивными» гражданами.

После бегства Людовика XVI из Парижа в июне 1791 г. его репутация сильно пошатнулась. В результате восстания в августе 1792 г. монархия была свергнута. В следующем году Людовика XVI судили и обезглавили. В 1792 г. Франция вступает в период продолжительных войн. Французская армия сражается с монархическими государствами Европы, отстаивая дело революции. В апреле военный инженер Клод Руже де Лиль сочинил «Марсельезу», ставшую сначала самой популярной боевой песней, а впоследствии и гимном Франции.

После падения монархии прошли выборы в Национальный конвент. Было введено равное избирательное право для всех мужчин, достигших 21-го года (кроме домашней прислуги). В сентябре 1792 г. декретом Конвента во Франции была установлена Первая республика. Конституция 1793 г., одобренная в июне на референдуме (плебисците) отдавала законодательную власть в стране однопалатному парламенту – Законодательному корпусу. Правда, выборы в него так и не были проведены, и Конвент продолжал свою работу. Теперь в нем заседали республиканцы всех мастей. Умеренные – жирондисты, более левые – монтаньяры (они сидели в Конвенте на самых высоких скамьях –на «горе»), еще левее в политическом спектре – эбертисты (сторонники Ж. Эбера). На принятие решений пытались влиять представители крайне радикального движения «бешеных», возглавляемые Жаком Ру. Конвент объявил всех крестьян Франции свободными собственниками земли и утвердил революционный календарь, вводивший новые летоисчисление и названия месяцев. Первым годом республики стал 1792 г., а первым месяцем – сентябрь, в который ввели республиканскую форму правления. После утверждения Конституции 1793 г. фактически во Франции была установлена диктатура монтаньяров (именуемая также якобинской), развернувшая политику революционного террора. Диктатуру монтаньяров свергли 27 июля (9 термидора) 1794 г. представители более умеренных политических кругов, считавших что революция зашла слишком далеко.

Термидорианцы вынесли на референдум Конституцию 1795 г., согласно которой парламент – Законодательный корпус был двухпалатным и состоял из Совета старейшин и Совета пятисот. Выборы теперь стали двухступенчатыми. Исполнительная власть была отдана в руки Директории из пяти человек. В стране оживились непримиримые монархисты (роялисты) и монархисты-конституционалисты. Несколько раз Франция оказывалась на грани контрреволюционного мятежа4.

Окрыленный славой крупных военных побед над монархическими государствами Европы, Наполеон Бонапарт решил, что ему незачем церемониться с Первой республикой и при поддержке некоторых членов Директории 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. совершил государственный переворот. На этом закончила свое существование грандиозная по своим масштабам Французская революция конца XVIII в., а вместе с ней и ее главное политическое детище – республиканский режим.

Эпоха первой революции во Франции имела огромное значение для развития ее социально-политической системы. Революция уничтожила Старый порядок (так уже в XIX в. историки стали называть абсолютную монархию) с его пережитками феодализма, ликвидировала деление жителей Франции на три сословия. Революция воплотила в жизнь такие понятия как национальный суверенитет, отделение церкви от государства, демократия, республика, конституция, парламент, разделение властей, правые и левые, власть и оппозиция, плебисцит (референдум), избирательное право. Они глубоко «врезались» в коллективную память всех поколений очевидцев пережитого страной потрясения. Но прошло еще три четверти века, прежде чем Франция сделала их незыблемой частью своих исторических традиций. Формально республика с ее революционными атрибутами (летоисчислением, названиям месяцев) продолжала существовать до 1804 г., но введенная Наполеоном Конституция 1799 г. фактически ее упраздняла: исполнительная власть во Франции отдавалась в руки трех консулов сроком на 10 лет. Первым из них стал Бонапарт, два остальных не принимали политических решений. За-конодательная власть была разделена на Государственный совет, Сенат, или Сенатус-консульт (оба названия заимствованы из истории Древнего Рима), Трибунат и Законодательный корпус, которые не играли важной роли в управлении страной. Начал свою историю режим, получивший название Консульства, а по существу – диктатура Наполеона.

Конституция 1802 г. сделала Бонапарта пожизненным консулом, а Конституция 1804 г. объявила его императором всех французов. В дека-бре он короновался в Соборе Парижской богоматери под именем Наполеона I. Хотя и в 1802, и в 1804 гг. Бонапарт провел плебисциты (референдумы). В 1802 г. французов спрашивали, хотят ли они, чтобы консул правил пожизненно, а в 1804 г. – хотят ли они, чтобы пожизненный консул стал императором. Оба раза подавляющим большинством французы ответили «да». Как и при выборах в законодательные палаты, волеизъявление было косвенным. В окончательном голосовании приняло участие только 3,5 млн чел. Фактически в страну безболезненно вернулась монархическая форма правления. При этом память о революции, демократии и республике никуда не исчезла. В восприятии современников и в памяти последующих поколений годы «Великой французской революции запечатлелись как целая историческая эпоха, на протяжении которой происходили грандиозные события, перевернувшие весь мир»5.

После «Ста дней» и окончательного отречения Наполеона произошла Реставрация Бурбонов. Король Людовик XVIII проявил политическую мудрость. Он понимал, что вернуть страну после бурных событий и смены режимов к Старому порядку уже невозможно. Еще до Венского конгресса он октроировал (даровал) французам Конституционную хартию 1814 г., закрепившую основные гражданские свободы – личности, печати, слова, совести, равенства всех перед законом. Согласно хартии, исполнительная власть принадлежала королю, а законодательная – двум ветвям парламента, Палате пэров и Палате депутатов. В первую Людовик XVIII назначал родовитых дворян дореволюционной Франции. Вторая выбиралась на основе высокого возрастного и имущественного ценза. Государственным флагом вновь стало белое знамя Бурбонов, исполнять «Марсельезу» запретили. Вместо нее в качестве гимна играть и петь, как и во времена Старого порядка, стали «Te Deum». Итак, Франция вернулась к режиму конституционной монархии, установленному на первом этапе революции (его часто называли Цензовой монархией).

Слева к правительству находилась либеральная оппозиция, выступавшая за соблюдение принципов Конституционной хартии, а самой активной правой политической группировкой страны стали ультрароялисты, которые требовали восстановления монархии Старого порядка. После кончины Людовика XVIII в 1824 г. на престол взошел его младший брат Карл X, лидер ультрароялистов. Его авторитарная реакционная политика вызвал большое недовольство. В конце июля 1830 г. в результате восстания против правительственных войск в Париже трон Карла X был опрокинут. В историю Франции эти события вошли как «Три славных дня» или Революция 1830 года, носившая характер политического переворота. Либеральная оппозиция предложила трон герцогу Луи-Филиппу Орлеанскому, представителю младшей ветви Бурбонов.

Луи-Филипп не стал издавать новый основной закон страны. Он ограничился тем, что внес поправки в Конституционную хартию 1814 г. (иногда она называется Конституционной хартией 1830 г.). Монарх име-новался теперь «королем французов», а из хартии изъяли положение о том, что он «дарует» ее своим подданным. Король теперь был лишь главой исполнительной власти: он, как и в период Реставрации, назначал министров, но не мог отменять или приостанавливать законы, принятые парламентом, утратив право законодательной инициативы. Палата пэров стала избираться. В качестве государственного флага был возвращен сине-бело-красный триколор. Луи-Филипп в одной из своих речей, пусть и единственный раз вспомнил о «великой национальной победе 14 июля 1789 г.»6, главном событии страны конца XVIII в.

В первой половине XIX века историческая память о великой революции и огромных изменениях, которые она принесла в общественно-политическую жизнь страны, стала базироваться уже не только на устных воспоминаниях, передаваемых от старших поколений к младшим. Начали издаваться многочисленные воспоминания о революции и книги историков, в которых были представлены порой диаметрально противоположные, суждения о пережитых страной событиях. Но начало изучения прошлого Франции было положено. Основы французской научной историографии заложили Адольф Тьер, Франсуа Гизо, Огюстен Тьерри, Жюль Мишле, Алексис де Токвиль, Альфонс де Ламартин.

Режим, установленный Луи-Филиппом, быстро окрестили Парламентской монархией. Поначалу правительство пошло по пути реформ, но вскоре они были свернуты. Такая ситуация привела к образованию оппозиции. Справа к власти находились монархисты-легитимисты (сторонники основной ветви Бурбонов) и бонапартисты. Слева сформировалось движение республиканцев, разделившихся на умеренных и радикалов. Во Франции распространялись социалистические и даже коммунистические идеи. Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Этьен Кабе, Пьер Жозеф Прудон, Луи Блан, Луи Огюст Бланки в своих трудах выступали за коренное переустройство общества. Одна из главных политических идей Французской революции конца XVIII в. – республиканская форма правления – все прочнее обосновывалась в умах французов.

После затяжного экономического кризиса 1846-1847 гг. во Франции произошла новая революция. В результате попыток разгона мощной стихийной манифестации столица в январе 1848 г. покрылась баррикадами. Луи-Филипп отрекся от престола, парижане ворвались в парламент и буквально заставили депутатов провозгласить создание республики. Вскоре было образовано Временное правительство, состоящее из умеренных республиканцев, более левых, социальных республиканцев (радикалов) и даже социалиста Луи Блана и рабочего Александра Альбера. В апреле 1848 г. прошли выборы в Учредительное собрание. Во Франции ввели всеобщее избирательное право. В голосовании могли участвовать все мужчины, достигшие 21 года. Большая часть депутатов нового собрания – 500 человек – представляла умеренных республиканцев, 300 человек называли себя консерваторами (по существу это были монархисты всех мастей). В мае парламент подтвердил создание во Франции Второй республики и образовал Исполнительную комиссию из 5-ти человек, призванную руководить правительством. Новый кабинет был более консервативным, чем предыдущий. Социальных республиканцев в нем почти не было, не говоря уже о социалистах. Такое положение вещей вызвало недовольство радикально настроенной части населения. В мае 1848 г. 150 тысяч парижан вышли на улицы с требованием создания нового демократического правительства. Исполнительная комиссия жестко расправилась с манифестантами. В июне прошли дополнительные выборы в Учредительное собрание. Их результаты сви-детельствовали о размежевании политических сил. Наряду с социалистами, в первую очередь Прудоном, в собрание прошли и монархисты – орлеанист Адольф Тьер, глава бонапартистов принц Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I. После этого в Париже вспыхнуло нас-тоящее восстание. В столице вновь начали строить баррикады. Комиссия ушла в отставку, передав власть военному министру генералу Кавеньяку, который сразу с помощью армии подавил мятеж.

Уже в спокойной обстановке в ноябре Учредительное собрание утвердило Конституцию 1848 г. С одной стороны, главные постулаты нового основного закона страны полностью базировались на политических идеях Французской революции конца XVIII в. – демократии (провозглашении незыблемости триады «Свобода, равенство, братство») и установлении республиканского режима. Франция объявлялась республикой. Законодательная власть закреплялась за однопалатным парламентом – Законодательным собранием. Эта политическая данность уже вошла для страны в традицию. С другой стороны, в конституции была прописана совершенно новая, нетрадиционная для Франции статья. Она гласила, что во главе исполнительной власти стоит президент. Ее внесли в конституцию по предложению Алексиса де Токвиля, который побывал в Америке, изучил демократический режим США и написал о нем пространный труд7. Именно из американской конституции и была позаимствована должность президента. Согласно новой французской конституции, он избирался на основе всеобщего избирательного права сроком на 4 года. Выборы президента состоялись в декабре 1848 г. На них не-ожиданно одержал победу Луи-Наполеон, набравший три четверти голосов избирателей. К принцу быстро примкнули монархисты всех мастей, создавшие «партию порядка». На выборах в Законодательное собрание в мае 1849 г. она получила 500 мест, умеренные республиканцы – только 70, а социалисты, объединившиеся в блок «новая гора», – 180.

Против Луи-Наполеона и образованного под его руководством правительства пытались, правда, безуспешно, выступать лишь социалисты. Кабинет же и Законодательное собрание шли по пути сворачивания достижений революции. Луи-Наполеон не скрывал своих авторитарных амбиций и 2 декабря 1851 г. совершил государственный переворот. Законодательное собрание было распущено, а лидеры оппозиции арестованы. Как и его знаменитый дядя, Луи-Наполеон решил получить одобрение своим действиям через плебисцит, назначенный на конец декабря, и добился успеха: 75% избирателей сказали ему «да». В январе новая Конституция 1852 г. расширила срок президентства до 10 лет. Но амбициозному главе государства и этого показалось мало, он опять провел плебисцит, на котором перед французами уже ставился вопрос о том, желают ли они установления в стране режима империи. И вновь подавляющее большинство избирателей ответило положительно. 2 декабря 1852 г. Бонапарт был объявлен императором под именем Наполеона III. Вторая республика уступила место Второй империи.

Итак, после поражения Революции 1848 г. в политическом развитии Франции опять начался откат назад: вновь возобладали монархические традиции. Тем не менее, прошедшая революция напомнила о демократии (прежде всего, о всеобщем избирательном праве) и республике, а также четко разделила граждан на правых (монархистов) и левых (не только республиканцев, но и социалистов). В национальных политических традициях утвердилась идея проведения плебисцита (референдума), а также новое название главы государства (президента).

Наполеон III не стал создавать новый основной закон страны. Конституция 1852 г. и так наделяла его огромными полномочиями. Она закрепляла за главой государства прерогативы исполнительной и законодательной властей. Император единолично осуществлял внутреннюю и внешнюю политику страны, был главой армии и подписывал законы, назначал и смещал министров Государственного совета (правительства). В верхнюю палату парламента Сенат (Сенатус-консульт) Наполеон III вводил пожизненно людей по своему усмотрению. Нижняя палата – Законодательный корпус – избиралась всеобщим голосованием. Однако выдвигались только т.н. «официальные кандидаты», преданные режиму. Заседания Законодательного корпуса были ограничены лишь тремя месяцами в году, при этом депутаты лишались какой-либо инициативы. Установленный Луи-Наполеоном режим вплоть до 1860 г. именовался авторитарной империей. В 1860-е гг. правительство провело ряд социально-экономических реформ, которые привели к улучшению жизни французов, главным образом малоимущих слоев. Поэтому Францию на-зывают уже либеральной империей. Еще большие изменения произошли в политической жизни страны в самом конце 1860-х. Обе палаты – Сенат и Законодательный корпус – получили все прерогативы законодательной власти. Депутаты и сенаторы стали обсуждать и вотировать законопроекты и государственный бюджет. Впервые в XIX в. был провозглашен принцип ответственности правительства перед палатами. Франция становится парламентской империей. Послабления режима и его явное движение в демократическом направлении привели к возрождению в стране оппозиции. Оживились монархисты – легитимисты и ор-леанисты. Либеральную оппозицию возглавил орлеанист, политик и ис-торик Тьер. На политической арене вновь появились республиканцы, на выборах в Законодательный корпус в 1863 и 1869 гг. они смогли провести своих депутатов. Среди них оказались политики нового поколения – Леон Гамбетта, Жюль Ферри, Жюль Фавр. Гамбетта разработал ряд радикальных требований, получивших название Бельвильской программы. Он выступал за самое широкое применение всеобщего избирательного права, свободу личности, прессы, собраний и ассоциаций, отделение церкви от государства, всеобщее обязательное бесплатное начальное образование. Опять заговорили о себе социалисты, идеи Прудона и Бланки оказывали влияние на умы лиц наемного труда.

Вторая империя пала в результате поражения в развязанной Наполеоном III Франко-прусской войне. Французская армия терпела одно по-ражение за другим и в завершение, окруженная неприятелем под городом Седан, во главе с императором сдалась на милость победителю. 2 сентября 1870 г. была подписана капитуляция. В ответ на такие события парижане, прибывшие в столичную Ратушу, провозгласили создание республики. Так свершалась Революция 4 сентября 1870 г.

Несмотря на то, что республиканский режим был провозглашен молниеносно, его становление, т.е. создание новых властных структур шло долго и мучительно. На пути этого процесса непреодолимой преградой вставали неудачные попытки продолжить войну, переговоры о мире с канцлером Отто фон Бисмарком и, наконец, новая Революция 18 марта 1871 г., которая привела к Парижской коммуне. В результате выборов в Национальное собрание, проведенных в условиях оккупации страны, новый парламент, состоявший в основном из консерваторов, из-брал орлеаниста Тьера «главой исполнительной власти»8. В конце мая 1871 г. «глава исполнительной власти» буквально разгромил и потопил в крови Парижскую коммуну. По условиям подписанного в начале мая мирного договора с Пруссией, страна лишалась всего Эльзаса, большой части Лотарингии и должна была выплачивать огромную денежную контрибуцию. При таких печальных обстоятельствах во Франции устанавливался новый режим. Его положение еще долгое время оставалось шатким. Страна балансировала между республикой и монархией. Верх одерживали приверженцы то одной, то другой исторической традиции9.

До 1873 г. у власти оставался кабинет Тьера. Согласно решению Национального собрания (по существу, монархического), с августа 1871 г. он именовался «президент республики». Этот государственный ранг уже становился для Франции традиционным. Легитимисты и орлеанисты лелеяли надежду на восстановление монархии, но не могли договориться между собой. Они затягивали разработку новой конституции, на чем настаивал Тьер, склонявшийся к республиканскому режиму. В марте 1873 г. собрание провело выборы президента. С незначительным перевесом Тьера опередил монархист маршал Патрис Мак-Магон. Он возглавил правительство «нравственного порядка». Под этим словосочетанием подразумевалось возвращение к «традиционным институтам»10.

Тем временем укрепившие свои позиции республиканцы настаивали на разработке новой конституции. Бурные дебаты между монархистами и республиканцами всех направлений, а также «центристами», продолжались много месяцев. В результате с февраля по ноябрь 1875 г. Национальное собрание утвердило три конституционных закона: о президенте республики, Палате депутатов и Сенате. Они вошли в историю Франции под названием Конституции 1875 года. По новой конституции главой исполнительной власти становился президент республики. Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата – Палата депутатов – избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя – Сенат – специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели мужчины не моложе 21 года (кроме военнослужащих). На конгрессе – совместном заседании двух палат – избирался президент республики сроком на семь лет, и принимались поправки к конституции. За Палатой депутатов закреплялось право голосования по кандидатуре председателя совета министров. Депутаты могли простым большинством, как утвердить его на посту премьера, так и освободить от этой должности.

Во второй половине 1870-х гг. республиканцы еще более упрочили свои позиции. Они имели большинство мест и в Палате депутатов, и в Сенате. В 1879 г. президентом республики был избран республиканец Жюль Греви. Он дал понять, что не станет претендовать на главенство исполнительной власти над законодательной11. Таким образом, один человек (наподобие монарха) никогда не будет принимать важнейших политических решений. Для Франции монархическая практика окончательно ушла в историю и осталась лишь в коллективной памяти французов и ностальгических воспоминаниях некоторых из них. Центром политической жизни страны стала Палата депутатов. Во Франции окончательно сложился республиканский режим парламентского типа. Впервые со времен революции XVIII в. установили основные символы республики. Главным национальным праздником был провозглашен день взятия Бастилии 14 июля, а государственным гимном – «Марсельеза».

Важнейшей вехой в политической истории современной Франции стало начало XX в., когда образовались политические партии страны и сложилась классическая французская многопартийная система, просуществовавшая много десятилетий. Демократический альянс основали в 1901 г. республиканцы разных оттенков. В 1903 г. умеренные республиканцы провозгласили создание Республиканской федерации. Эти две партии находились на правом фланге политического спектра. В 1901 г. возникла Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов, объединившая левые силы, приверженные идеалам демократической республики. В начале XX в. самый левый фланг французской партийно-политической системы представляла Социалистическая партия, образованная в 1905 г. и официально носившая название Французская секция рабочего интернационала (СФИО). Радикалы и социалисты первоначально считались левыми. Наконец, уже после Первой мировой войны, в 1920 г. левые социалисты, присоединившиеся к III Коммунистическому Интернационалу (Коминтерну), объявили о создании Французской коммунистической партии (ФКП)12. После образования ФКП радикалов все чаще стали называть партией центра, тяготеющей в зависимости от политических вопросов, актуальных в какой-либо момент, то к правому, то к левому лагерю. В общем и целом, вместе с формированием партийно-политической системы страны окончательно сложилась политическая традиция деления партий на правых, левых и центристов.

Третья республика просуществовала во Франции 65 лет. Ее политическая система отличалась нестабильностью. С 1871 по 1940 г. у руля правления страной сменилось 105 (!) кабинетов министров. Такая ситуация затрудняла принятие важных государственных решений и свидетельствовала о слабости власти, соединявшей как исполнительные, так и законодательные функции. Будущий выдающийся политический и государственный деятель Франции генерал де Голль так писал о функционировании кабинета министров страны в 1930-е гг.: «Во главе министер-ских кабинетов я видел, несомненно, достойных, а порою и исключительно талантливых людей. Но особенности самого политического режима сковывали их возможности и приводили к напрасной трате сил»13.

Вторая мировая война обернулась для Франции катастрофой. Центральными фигурами французской политики военного времени стали два военных – маршал Филипп Петен и генерал Шарль де Голль14. 22 июня 1940 г. Петен подписал франко-германское перемирие. Две трети страны, включая Париж, были оккупированы, а ее южная часть («свободная зона») и колонии контролировались профашистским правительством Петена, обосновавшимся в Виши. В июле в неоккупированной зоне маршал опубликовал «конституционные акты», фактически отменяющие Конституцию 1875 г. Посты президента республики и председателя совета министров упразднялись, заседания парламента прекращались, политические партии распускались. Вся полнота исполнительной и законодательной власти передавалась Петену, объявленному «главой государства». Не приняв перемирия, Де Голль основал в Лон-доне организацию «Свободная Франция» (с середины 1942 г. – «Сражающаяся Франция»). Он прямо обвинил Петена в том, что тот отдал отчизну врагу, и утверждал: «Настанет день, когда наше вновь выкованное и отточенное оружие соединится с оружием наших союзников. И мы вернемся с триумфом на родную землю. Мы воссоздадим Францию».15

Де Голль был человеком правых политических взглядов. Его отец даже называл себя «тоскующим монархистом». Но во время войны генерал был вынужден сотрудничать с левыми силами. Именно коммунисты и социалисты составляли костяк движения Сопротивления, развернувшегося на территории оккупированной Франции. Де Голль стремился подчинить его своей власти, поэтому представлял себя приверженцем французской республиканской демократической традиции. Уже в мае 1942 г. генерал уверенно заявил, что «демократия – это правительство народа, избранное народом, а национальный суверенитет – это народ, осуществляющий суверенитет без каких-либо ограничений»16. В июне он добавил, что после освобождения «французы изберут национальную ассамблею, которая сама решит судьбы нашей страны»17. В июне 1943 г. де Голль, сначала совместно со ставленником американцев генералом Жиро, а с осени того же года единолично встал во главе созданного на территории Алжира Французского комитета национального освобождения (ФКНО), прообраза будущего французского правительства. 3 ноября 1943 г. на первом заседании собранной в Алжире ассамблеи генерал торжественно объявил, что «созыв Консультативной ассамблеи знаменует собой выдающийся этап, значение которого очевидно для всех»18. Но де Голль всегда был де Голлем. Поэтому в своей пространной речи он в осторожной форме решился высказать и собственное мнение о том, что будущее французское государство (конечно республика!) должно быть сильным: Франция «хочет, чтобы люди, которым она поручит управление страной, обладали возможностью делать это достаточно по-следовательно и энергично, подчиняя всех граждан внутри страны высшему авторитету государства и проводя за ее пределами достойную Франции политику»19. В июне 1944 г. в момент высадки во Франции союзных армий ФКНО объявил себя Временным правительством Французской республики, возглавляемым де Голлем. В августе того же года оно переехало в Париж, а вслед за ним и Временная консультативная ассамблея. В стране возродились политические партии, левые (ФКП и СФИО), радикалы. На месте прекративших свое существование правых Республиканской федерации и Демократического альянса возникла правоцентристская партия Народно-республиканское движение (МРП). В Учредительном собрании Франции, избранном осенью 1945 г., доминировали левые силы. Социалисты и коммунисты входили также в состав Временного правительства. Де Голль был единодушно переизбран собранием его главой. При этом левые министры сразу стали оспаривать решения генерала. Поэтому в начале 1946 года де Голль добровольно покинул свой пост. Он высказался о своем уходе предельно ясно: «Моя миссия окончена, потому что вновь возродился режим преобладания по-литических партий. Я его отвергаю»20. Де Голль стал частным лицом. Правда, пока Учредительное собрание занималось разработкой новой конституции страны, он решил представить стране собственное видение дальнейшего политического развития Франции. В своей исторической речи в городке Байё 16 июня 1946 г. генерал подчеркнул, что центральной фигурой французской политики должен стать сильный, независимый от партий президент республики.21 Однако, «левая» послевоенная Франция не приняла такой «правый» проект де Голля. Многим казалось, что генерал стремиться сломать демократические республиканские традиции. В Учредительном собрании его идеи поддержали лишь представители МРП. Собрание же разработало новую конституцию, очень похожую на Конституцию 1875 г. Французы незначительным большинством утвердили ее на референдуме в октябре 1946 года.

Конституция 1946 г. провозглашала Францию «независимой, светской, демократической и социальной Республикой». Как и предыдущая конституция, она устанавливала республику парламентского типа правления. Взяло свое давно устоявшаяся традиция, зафиксированная в коллективной памяти. Глава исполнительной власти, президент республики, избираемый парламентом сроком на семь лет, как и в период Третьей республики, не обладал широкими полномочиями. Парламент Франции (законодательная власть), по Конституции 1946 г., делился на две палаты – Национальное собрание и Совет республики (Сенат). Национальному собранию (нижняя палата парламента), избираемому всеобщим голосованием сроком на пять лет, принадлежало исключительное право принимать законы. Помимо этого, собрание осуществляло контроль за деятельностью правительства. Верхняя палата – Совет республики – имел право лишь высказывать свое мнение по вопросам законодательства. Он избирался косвенным голосованием сроком на шесть лет с обновлением наполовину каждые три года. Новая конституция провозглашала все демократические права, записанные в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г. К ним добавлялись также социальные права: на труд, отдых, социальное обеспечение, образование. Торжественно декларировались равенство мужчин и женщин, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на забастовку в рамках законов. Основные статьи Конституции 1946 г. вобрали в себя главные принципы и лозунги всех французских революций, поэтому сама она считается самой демократической в истории Франции.

Конституция вступила в силу и положила начало Четвертой республике. На первых же парламентских выборах стало ясно, что вместе с республикой парламентского типа возродилась и классическая французская многопартийная система и, как ее следствие, министерская нестабильность. За 12 лет существования Четвертой республики в стране сме-нилось 24 правительства. Тем не менее, возрождение республиканской исторической традиции в политическом управлении Франции было воспринято ее гражданами с энтузиазмом. Ведь именно такая республика «отложилась» в коллективной памяти французов не одного поколения, и они считали ее совершенно естественной.

Ситуация изменилась коренным образом в конце 1950-х гг., когда Четвертая республика вступила в полосу политических кризисов. Самый серьезный был связан с колониальной войной в Алжире. 13 мая 1958 года в алжирской столице ультраколониалисты развязали антиправительственный мятеж22. Его поддержало командование французских войск в Алжире. Перед лицом мятежа правительство оказалось бессильно. Этим и решил воспользоваться де Голль. Уже 15 мая он заявил, что «готов взять на себя власть Республики»23. В правящих кругах быстро росло убеждение, что это лучший выход из создавшейся ситуации. Уже 29 мая президент республики Рене Коти направил послание двум палатам парламента, в котором заявлял, что он «решил обратить свой взгляд к генералу де Голлю, самому знаменитому из всех французов» и предложить ему «сформировать правительство общественного спасения, которое смогло бы осуществить глубокие преобразования наших институтов»24. 1 июня 1958 г. генерал прибыл в Национальное собрание и выступил с краткой декларацией. Он просил предоставить его правительству чрезвычайные полномочия сроком на полгода, чтобы разработать новую конституцию и вынести ее на всеобщий референдум. Кандидатура де Голля на пост главы кабинета была утверждена, после чего обе палаты распущены. Так закончила свое существование Четвертая республика. Историки давали ей впоследствии грустные эпитеты – «нелюбимая», «падчерица», или даже «бедолага», «горемыка»25.

Возглавляемое де Голлем правительство свою основную задачу видело в разработке новой конституции. 28 сентября на всеобщем референдуме французы большинством почти в 80% голосов одобрили ее текст. Главное отличие Конституции 1958 г. от предыдущей заключалось в значительном расширении прерогатив исполнительной власти (президента и правительства) за счет законодательной (парламента). Те-перь во Франции республика парламентского типа правления превращалась в республику президентского типа. Таким образом де Голль «внес поправку» к существующей уже без малого 80 лет республиканской по-литической традиции своей страны. Он как бы поменял основных политических игроков Франции местами.

Согласно Конституции 1958 г. президент обладает правом назначать премьер-министра и по его предложению отдельных министров, возвращать принятые парламентом законопроекты на новое обсуждение, передавать на всеобщий референдум по предложению правительства или обеих палат любой законопроект, касающийся организации государственной власти или одобрения международных соглашений, способных затронуть деятельность государственных институтов. Президент может распускать (после консультации с премьер-министром и председателями палат) Национальное собрание и назначать новые выборы, вводить в стране чрезвычайное положение26. Система выборов президента республики, согласно новой конституции, изменилась, но осталась косвенной, многоступенчатой. Главу государства должна была избирать сроком на 7 лет широкая коллегия выборщиков (нотаблей). В нее входило более 80 тыс. чел.27. Законодательная власть во Франции по Конституции 1958 года принадлежит, как и прежде, двухпалатному парламенту – Национальному собранию и Сенату.

После того как новая конституция вошла в силу, по-иному начала функционировать и французская политическая система. В декабре 1958 года де Голль был избран президентом республики подавляющим боль-шинством выборщиков. Премьер-министром он назначил Мишеля Дебре. Президент сразу сказал ему: «Я не намерен вдаваться в детали правительственной деятельности. Я ограничусь тем, что определю основные направления»28. Так сложилась еще одна новая политическая практика. Президент страны занимается главным образом внешней и оборонной политикой, а назначенный им премьер-министр – внутренней.

В партийно-политической системе Франции тоже произошли изменения. Поначалу в стране продолжала действовать многопартийность. Но теперь большинством мандатов в Национальном собрании располагала голлистская партия Союз за новую республику (ЮНР). Депутаты ЮНР представили свою партию как «единственную всецело преданную идеям и личности генерала де Голля»29. Постепенно лидеры политических партий (как правых, так и левых) стали проявлять недовольство полностью освободившейся от их влияния политикой президента республики. Де Голль же продолжал укреплять свою власть. В 1962 г. он вынес на всеобщий референдум поправку в конституцию, утверждавшую выборы президента республики всеобщим голосованием. Французы ее одобрили. На выборах в Национальное собрание в ноябре 1962 г. партия ЮНР получила почти половину мест и удерживала такие позиции многие годы. В результате французская традиционная многопартийность постепенно превратилась в биполярную систему (сосредоточение всех политических сил страны вокруг правого и левого полюсов).

В общественно-политических кругах страны поначалу достаточно болезненно реагировали на изменившуюся политическую практику. Де Голля обвиняли в монархических устремлениях и диктаторских замыслах. Тон в антиголлистской кампании задавали коммунисты. Они заявляли, что генерал основал во Франции новый режим – «личной власти». Лидер ФКП Жак Дюкло одну из своих книг, посвященных сложившейся новой политической ситуации в стране прямо назвал «От Наполеона III до де Голля».30 Недалеко от ФКП ушли и социалисты. Глава СФИО Ги Молле, который 1 июня 1958 г. поддержал де Голля и даже вошел в состав его правительства, сказал в одном из интервью: «Дело идет от голлизма к фашизму, от республиканца, который хочет что-то изменить, к признанному фашисту»31. Большие опасения успехи ЮНР поначалу вызывали и у журналистов и политологов правого толка. Известный ученый Морис Дюверже писал, что ЮНР нельзя отнести к партиям центра, если считать центром место объединения умеренных левого и правого лагерей, и в то же время можно, если учесть, что голосовавшие за нее ранее поддерживали самые разные партии. Однако это вызывает тревогу, потому что все авторитарные движения собирали голоса справа и слева: буланжизм 1888–1889 гг. и современные фашистские движения»32. А некоторые журналисты прямо обвинили де Голля в возрождении французской монархической традиции. Об этом красноречиво свидетельствуют сами названия их книг. Альфред Фабр-Люс озаглавил одно из своих изданий «Венчание государя на царство»,33 а Юбер Бёв-Мери – «Одинадцать лет царствования»34.

Между тем ход времени все расставил на свои места. К новой политической практике стали привыкать в политических кругах и сами французы. И левые, и правые политики перестали говорить, что Конституция 1958 г. – камзол, который де Голль скроил под самого себя. И левые, и правые выдвигали свои кандидатуры на каждых президентских выборах, т.е. тоже стремились «примерить» этот наряд. С 1958 г. во Франции у власти стоит уже восьмой президент. Сначала были правые: де Голль (1959–1969), потом голлист Жорж Помпиду (1969–1974). Его сменил правоцентрист Валери Жискар д’Эстен (1974–1981). Наконец, в 1981 г. к власти пришел социалист Франсуа Миттеран (1981–1995), неистовый оппонент генерала. На рубеже XX–XXI вв. опять правили правые: Жак Ширак (1995–2007) и Николя Саркози (2007–2012), потом опять социалист – Франсуа Олланд (2012–2017). Сегодняшний президент Франции Эммануэль Макрон позиционирует себя как центриста.

Итак, Пятая республика, президентского типа правления, продолжает существовать уже более 60-ти лет. Главные принципы Конституции 1958 года и действующая на ее основе политическая система страны остаются незыблемыми. Они давно стали исторической политической традицией Франции и прочно и основательно обосновались в коллективной памяти французов.


БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES

Арзаканян М.Ц. Последние дни Четвертой республики // Новая и новейшая история. 1983. №№ 5, 6. [Arzakanyan M.C. Poslednie dni CHetvertoj respubliki // Novaya i novejshaya istoriya. 1983. №№ 5,6].

Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции XX века. М., 2003. [Arzakanyan M.C. Poli-ticheskaya istoriya Francii XX veka. M., 2003.].

Арзаканян М.Ц. Становление Третьей республики во Франции // Диалог со временем. 2016. Вып. 56. С. 210-228. [Arzakanyan M.C. Stanovlenie Tret'ej respubliki vo Francii // Dialog so vremenem. 2016. Vyp. 56. S. 210-228].

Арзаканян М.Ц. Де Голль. М., 2017. [Arzakanyan M.C. De Goll'. M., 2017.].

Бовыкин Д.Ю. Король без королевства. Людовик XVIII и французские роялисты в 1794–1799 гг. М., 2016. [Bovykin D.YU. Korol' bez korolevstva. Lyudovik XVIII i francuzskie royalisty v 1794–1799 gg. M., 2016.].

Голль Ш. де. Военные мемуары. Призыв. 1940–1942. М., 1957. [Goll' SH. de. Voennye me-muary. Prizyv. 1940–1942. M., 1957].

Голль Ш. де. Военные мемуары. Единство. 1942–1944. М., 1960. [Goll' SH. de. Voennye memuary. Edinstvo. 1942–1944. M., 1960.].

Декларация прав человека и гражданина – Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX вв. М., 1957. [Deklaraciya prav cheloveka i grazhdanina – Konstitucii i zakonodatel'nye akty burzhuaznyh gosudarstv XVII–XIX vv. M., 1957.].

Карп С.Я. Что такое Просвещение? // Всемирная история. Т. 4. Мир в XVIII веке. М., 2013. [Karp S.YA. CHto takoe Prosveshchenie? // Vsemirnaya istoriya. T. 4. Mir v XVIII veke. M., 2013].

Крутоголов М.А. Президент Французской республики. М., 1980 [Krutogolov M.A. Prezident Francuzskoj respubliki. M., 1980].

Плавинская Н.Ю. Систематизация знаний. «Энциклопедия» Дидро и Даламбера // Всемирная история. Т. 4. Мир в XVIII веке. М., 2013 [Plavinskaya N.YU. Sistematizaciya znanij. «Enciklopediya» Didro i Dalambera // Vsemirnaya istoriya. T. 4. Mir v XVIII veke. M., 2013].

Смирнов В.П. Образы Франции. История, люди, традиции. М., 2017. [Smirnov V.P. Obrazy Francii. Istoriya, lyudi, tradicii. M., 2017].

Смирнов В.П., Посконин В.С. Традиции Великой французской революции в идейно-поли-тической жизни Франции. 1789–1989. М., 1991 [Smirnov V.P., Poskonin V.S. Tradicii Ve-likoj francuzskoj revolyucii v idejno-politicheskoj zhizni Francii. 1789–1989. M., 1991].

Albertini P. La France du XIX siècle (1815-1914). P., 2000.

Barsalou J. La Mal-Aimée. L’Histoire de la IV-e République. P., 1964.

Beuve-Mery H. Onze ans de règne. P., 1974.

Constitution de la V-e République // L’Année politique 1958.

De Gaulle et ses premiers-ministres. P., 1990.

Duclos J. De Napoléon III à de Gaulle. P., 1964.

L’Etablissement de la Cinquième République. P., 1959.

Fabre-Luce A. Le couronnement du Prince. P., 1964.

Garrigues G., Lacombrade Ph. La France au XIX-e siècle. P., 2009.

Gaulle Ch. De. Discours et messages. Pendant la guerre. P., 1970 (1).

Gaulle Ch. De. Discours et messages. Dans l’attente. P., 1970 (2).

Gaulle Ch. De. Discours et messages. Avec le Renouveau. P., 1970 (3).

Gaulle Ch. De. Mémoires de guerre. Le Salut. 1944-1946. P., 1959.

Gaulle Ch. De. Lettres, notes et carnets. Mai 1945 – Juin 1951. P., 1984.

Lejeune D. La France des débuts de la III-e République. P., 2007.

Tocqueville A. de. De la démocratie en Amérique. P., 1835–1840.


  1. См.: Карп 2013: 100-103; Плавинская 2013: 210-217. 

  2. Histoire de France 2003: 308-315. 

  3. См.: Конституции и законодательные акты буржуазных государств 1957: 250-252. 

  4. См. Бовыкин 2016. 

  5. Смирнов 2017: 47. 

  6. См. Смирнов, Посконин 1991: 43. 

  7. Tocqueville 1835-1840. 

  8. Подробно об этом см.: Арзаканян 2016: 210-228. 

  9. См.: Lejeune 2007. 

  10.  Garrigues, Lacombrade 2009: 74-75. 

  11. Albertini 2000: 77. 

  12. Подробно о французских политических партиях см.: Арзаканян 2003. 

  13. Голль 1957: 33. 

  14. Подробнее о де Голле и Петене см.: Арзаканян 2017. 

  15. Gaulle 1970: 9-10. 

  16. Gaulle 1970: 194. 

  17. Ibid: 205-206. 

  18. Голль 1960: 651. 

  19. Там же: 650. 

  20. Gaulle 1959: 280. Вскоре генерал написал сыну: «Ты, конечно, поймешь основные причины, заставившие меня решить дать развиваться установившейся политической практике уже без меня. Нельзя быть одновременно человеком, испытанным бурей, и человеком низких политических комбинаций». – Gaulle 1984: 190. 

  21. Gaulle 1970 (2):10. 

  22. Подробно об этом см.: Арзаканян 1983. 

  23. Gaulle 1970 (3): 3. 

  24. L’Année politique 1959: 539-540. 

  25. См., например: Barsalou 1964. 

  26. Constitution de la V-e République 1959: 22. 

  27. Крутоголов 1980: 87-89. 

  28. Цит. по: De Gaulle et ses premiers-ministres 1990: 24. 

  29. L’Etablissement de la Cinquième République 1959: 17. 

  30. Duclos 1964. 

  31. Le Monde. 5.XII.1958. 

  32. Le Monde. 4.XII.1958. 

  33. Fabre-Luce 1964. 

  34. Beuve-Mery 1974.