36-й выпуск журнала „Диалог со временем“

PDFНомер выпуска: 36
Год выпуска: 2011
Страниц: 432
ISSN: 2073-7564
ISBN-10: 5-9710-0420-4
ISBN-13: 978-5-9710-0420-2
Купить печатное издание

Содержание выпуска


    ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ



  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ


  2. естественная история, история науки в Европе, интеллектуальная культура XVI века
    В статье рассматривается история складывания естественной истории как дисциплины в интеллектуальной культуре Европы XVI в. Особое внимание уделяется возникновению ранних сообществ ученых, благодаря деятельности которых конструировалось новое поле исследований природного мира, формировался язык и правила для описания растений и животных.
  3. иезуиты, Моголы, Акбар, «просвещенные философы», рационализм, католицизм, миссионерство, ислам, индуизм
    В статье анализируется деятельность миссий ордена иезуитов в империи Великих Моголов, при дворе императора Акбара (конец XVI в.). Дискуссии иезуитов с «просвещенными философами» – рационалистами и вольнодумцами, составлявшими окружение государя-реформатора, впервые объявившего в своей империи свободу вероисповедания, представляют интереснейший пример контакта двух интеллектуальных сообществ и опровергают многие стереотипы о «противостоянии Запада и Востока».
  4. переписка, Respublica Literaria, Ги Патен, история почты, дружеские отношения, экономика дарений
    В статье исследуются эпистолярные практики отношений между членами Respublica Literaria. На материале писем декана медицинского факультета Парижского университета Ги Патена автор рассматривает основные функции переписки как ключевого, чаще всего единственного, способа поддержания этих отношений. Особое внимание уделяется особенностям эпистолярных практик XVII столетия, ставшим реакцией на появление регулярного почтового сообщения и изменения в представлениях о дружеских отношениях.
  5. дворянство, Просвещение, образование, наука, интеллектуальная деятельность, дилетантизм, коллекционирование
    Автор рассматривает место российской дворянской элиты в процессе развития новых культурных практик XVIII века – дилетантизм и художественность как метод репрезентации знания; воображение как фактор познания и способ освоения «новой культуры», а также новые формы интеллектуальной деятельности и способы самопрезентации дворянства (социальные, гносеологические, психологические и эстетические аспекты).
  6. интеллектуальная история, сообщества, Стивен Гринблатт, Якоб Буркхардт, колонизация, новоевропейский индивид
    В статье исследуется, как современное переосмысление опыта интеллектуальных сообществ в историографии повлияло на изучение данной проблематики применительно к раннему Новому времени. В качестве центрального примера берутся новоисторицистские исследования английской культуры данного периода. Ряд других исследовательских направлений привлекается для их контекстуализации. Делается вывод, что изменившееся понимание сообществ позволяет иначе трактовать ряд вопросов, и прежде всего вопрос об условиях становления новоевропейского индивида.

  7. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ


  8. университетский город, трансфер и адаптация, диалог субкультур, модернизационные процессы
    Статья посвящена изучению процесса становления «университетского города» в России во второй половине XVIII – первой половине ХІХ вв. Благодаря университетам происходило расширение пространства диалога субкультур и круга субъектов такого диалога в городе, «университетские города» предлагали весьма динамичные культурные образцы, которые имели большое значение для развития городской жизни. Отмечается, что свой вклад в этот процесс внесли немецкие профессора, которые были носителями не только университетской культуры, но и городской культуры модернизированного типа.
  9. профессора университетов, риторика, увольнение
    В статье рассматривается эволюция риторики, употреблявшейся в первой трети XIX в. профессорами российских университетов при аргументации необходимости увольнения коллег. Выявлены факторы, повлиявшие на формирование риторики: от объективных (возраст корпораций, государственная идеология) до субъективных (позиции министров и попечителей учебных округов).
  10. Петербургский университет, Э. Д. Гримм, М. И. Ростовцев, Н. И. Кареев, традиции академического сообщества, диспут, конфликты
    В статье рассматривается начальный этап профессиональной карьеры историка Э. Д. Гримма. На его примере показано, как продвижение по карьерной лестнице приводило к конфликтам в академическом сообществе, вызванным нарушением традиций, столкновением взглядов, амбиций, интересов ученых.
  11. диссертационная культура, ученые степени, квалификационные требования, национальная диссертационная система
    В статье анализируются особенности российской диссертационной культуры второй половины XIX – начала XX вв. В сравнительном ключе рассматриваются данные статистики о количестве диссертаций, защищенных в российских и германских университетах. В фокусе внимания оказываются рефлексии современников и мнения историков об особенностях национальных диссертационных систем. Исследуются законодательные инициативы начала XX в. по вопросу изменения системы приобретения ученых степеней.
  12. Казанский университет, профессорская корпорация, приват-доценты, студенты, межличностные коммуникации
    В статье проанализирован опыт межличностных коммуникаций внутри профессорской корпорации Казанского университета в начале XX века. Рассмотрено влияние изменения политической ситуации в стране на характер внутриуниверситетских отношений – между самими профессорами, между профессорами и «младшими преподавателями», профессорами и студентами. На основе анализа неизученных ранее материалов показано изменение норм корпоративных отношений, повышение уровня конфликтности, появление новых форм конфликтов между университетскими людьми, а также способы их преодоления.

  13. КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАУКИ


  14. историческая наука России рубежа XIX–XX вв., коммуникативное поле, журнальная периодика
    В статье предпринята попытка реконструировать сеть коммуникаций в отечественной исторической науке на основе обзора журнальной периодики второй половины XIX – начала ХХ вв. Выделены основные уровни коммуникативного пространства исторической науки, представлена структура периодических изданий, которая позволяет показать особенности внутринаучной, междисциплинарной и внеакадемической коммуникации историков.
  15. поколение, коммуникация, научное сообщество, «учителя», «ученики», российские историки конца XIX – первой трети XX вв.
    Статья посвящена исследованию характера межпоколенческой коммуникации в научном сообществе российских историков конца XIX – первой трети XX вв. Определены формы коммуникации историков разных поколений, «учителей» и «учеников», значение «связи» и «разрыва» поколений в научном сообществе.
  16. научное сообщество, школа, схоларные практики, столичная / провинциальная наука, историография
    В статье на материале истории медиевистики и славяноведения в Казани рассматривается процесс формирования провинциальных научных школ, реконструируются специфические схоларные практики, через которые «несложившаяся» провинциальная научная школа воспроизводит научную традицию и осуществляет продуктивную деятельность.
  17. англоведение, история Великобритании, конституционализм, государственный строй Великобритании, гражданские права
    В статье анализируется один из аспектов англоведения в России – деятельность по включению в интеллектуальное пространство страны зарубежных трудов по истории и государственному строю Англии. Переводы на русский язык трудов крупнейших европейских историков, политологов, юристов, социологов стали ответом на общественную потребность в изучении западного, прежде всего английского, опыта, в сопоставлении самобытного национального развития с политическими достижениями других народов. Книги зарубежных авторов по английской истории, конституционному строю Англии были с заинтересованностью встречены общественностью, хотя круг «потребителей» научной литературы территориально был в значительной мере ограничен столицами и провинциальными университетскими городами.

  18. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ БИОГРАФИИ


  19. П. О. Бобровский, личность, биография, историография
    В cтатье собраны воедино материалы о биографии и творчестве Павла Осиповича Бобровского, дан историографический анализ его трудов, исследованы его подходы к конкретным проблемам истории, освещена его роль в реформировании России во второй половине XIX– начале XX в.
  20. С. В. Фрязинов, А. Н. Савин, преподавание всеобщей истории
    В статье по материалам архивов Твери и Нижнего Новгорода, воспоминаниям, письмам историка прослежено научное формирование С. В. Фрязинова в Московском университете, основные направления его исследований (история Французской революции, творчество Ипполита Тэна, история Древнего Рима, история средневековой Испании), а также преподавательская деятельность в Костроме, Калинине (Твери) и Горьком (Нижнем Новгороде).
  21. Homo academicus, историография, итальянистика, история научных школ, историческая биография
    Наследие историка Вольпе – это долгое эхо культуры Нового времени, которое Новейшее время то активно адаптирует, то пассивно, но неотступно сохраняет, – вплоть до нового удачного момента ре-актуализации. Рассматривать эту личность можно и нужно в связи с проблемами долгосрочного влияния и преемственности идей. Интеллектуальная биография Вольпе вписана в контекст формирования образа исторической науки, показаны силовые линии взаимодействия поля науки и поля политики.