Проведение Московской международной конференции 17–19 октября 2016 г.1 (организованной в рамках прошедших в Европе и США конференций, образующих многоступенчатый конг-ресс «Аристотель сегодня» и посвященных 2400-летию Аристотеля), явилось важным научным событием2. В составе ее участников были исследователи из разных регионов и городов России (Волгоград, Киров, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Томск и другие), стран ближнего зарубежья (Узбекистан, Украина), а также Великобритании, Греции, Италии, Португалии, Турции, Чехии, Ирана, Бразилии. В целом, в работе конференции приняло участие 83 российских3 и 14 зарубежных специалистов из самых разных дисциплинарных областей (интеллектуальная история, история философии, история идей и ментальности, история медицины, история математики и физики).


Многочисленность состава участников обусловлена интенсивным развитием в мире аристотелевских исследований в последние десятилетия4. Возрастающий интерес ученых к наследию Аристотеля стимулирован многими причинами. Среди таковых, с одной стороны, понимание того, что наследие греческого мыслителя явилось фундаментом развития науки как в западной Европе (латинская и греческая традиции), так и на Востоке (арабская и греческая). С другой стороны, осознание того, что общая направленность аристотелизма на научный подход к изучению природы и человека, заложившего основы развития естественных и гуманитарных дисциплин, составляет отличительную черту именно европейской рациональности5, поскольку всё последующее развитие европейской мысли характеризуется его усвоением, трансформацией и развитием – будь то Античность, Средние века или Новое время.

Программный комитет конференции ставил перед собой задачу комплексного рассмотрения наследия Аристотеля6, что, в свою очередь, подвигло его членов на формирование программы конференции с максимальным количеством докладов по следующим направлениям: «Аристотель и его учение» (6 докладов), «Аристотель и Платон» (7 докладов), «Аристотелизм в греческой христианской традиции IV–XII веков» (7 докладов), «Аристотелевское наследие в традиционной и современной логике» (9 докладов), «Аристотель и его мысль» (17 докладов), «Аристотель в философской и научной традиции» (14 докладов), «Аристотель в средневековой латинской традиции XIII–XIV веков» (6 докладов), «Аристотелевская этика» (6 докладов), «Политическая мысль Аристотеля» (7 докладов), «Рецепция учения Аристотеля в античной и средневековой традиции» (7 докладов), «Аристотелевская традиция в русской средневековой книжности» (7 докладов), «Аристотелевская традиция и естествознание (7 докладов)», «Аристотелевская традиция в Новое и Новейшее время» (7 докладов), «Аристотелевская традиция в России» (5 докладов)7.

Таким образом, отобранные сообщения были направлены и на обсуждение теорий греческого мыслителя (И.В. Берестов, М.Н. Вольф и др.) в различном сочетании (сравнительном, критическом, аналитическом и др.) с таковыми Платона (И.Н. Мочалова, И.А. Протопопова и др.), и на рассмотрение особенностей усвоения и влияния основополагающих идей Аристотеля собственно в античной традиции I–VI вв., как языческой (М.А. Маяцкий, М.С. Петрова), так и христианской (А.Р. Фокин, Т.А. Щукин); их трансформации в период патристики (М.Н. Варламова, С.Б. Акишин) и эпоху схоластики (напр., О.С. Воскобойников, М.Л. Хорьков. А.А. Сочилин). Участниками конференции также обсуждались вопросы, связанные с рецепцией идей Аристотеля в исторической перспективе и постаристотелевской парадигме Нового и Новейшего времени (И.И. Блауберг, В.А. Яковлев). Особую значимость имел блок докладов, направленных на изучение тех концепций Аристотелевской натурфилософии, которые имели отношение к человеку (телу и душе), его психосоматике (чувствам, эмоциям, переживаниям) (О.П. Зубец, М.А. Солопова, А.Ш. Алимжанова), впоследствии воспринятыми античной медициной (Д.А. Балалыкин, Н.П. Шок), а также коррелирующие с антропологией (П.С. Гуревич), этикой (П.А. Гаджикурбанова, А.В. Серегин) и психологией (А.В. Марей).

На широком временном диапазоне (от Античности до Современности [XX век]) детально рассматривалось проникновение идей Аристотеля о теле и телесности в различные концепции (В.В. Петров), а также ментальные (Н.П. Волкова) и социальные практики (Т.П. Минченко), с выявлением в них тех составляющих, которые – зародившись в Античности, были усвоены в Средние века (напр., Л.Г. Тоноян) и восприняты в трансформированном виде в Новое время в своей (европейской) (А.Ю. Серегина) и «чужих» культурах (О.В. Окунева) – заложили фундамент современного научного знания (В.А. Яковлев).

Изучался вопрос возможного влияния политических установок и идей Аристотеля на восприятие государственности как достижения человеческой цивилизации (И.А. Ерохов, А.Н. Мишурин, Т.П. Минченко); В фокусе внимания также находились вопросы, связанные с «приведением к норме» и концептуализацией представлений об убеждении в философии Аристотеля (В.В. Линьков), формированием его идей свободы и верховенства естественного права (А.М. Мишурин, Т.П. Минченко), устанавливающих новые стандарты «цивилизованного» поведения.

Важное значение имели доклады, направленные на изучение проблем, связанных с Аристотелевской традицией в русской средневековой книжности (А.В. Соколов, Н.Ю. Сухова) и, шире, Аристотелевской традицией в России (М.В. Егорочкин, Д.И. Файзиходжаева, А.Л. Доброхотов, В.В. Кравченко, Н.Т. Абрамова), призванные заполнить лакуны, имеющиеся в отечественной историографии.

Как представляется, результаты конференции не только окажут многонаправленное и комплексное воздействие на целый ряд научных дисциплин, стимулируя их развитие (в их числе – интеллектуальная история, история философии, история идей и ментальности, история науки, культурология и многие, многие другие), но внесут вклад в преодоление исторически обусловленной обособленности отечественной гуманитарной науки от мирового научного сообщества, что будет способствовать повышению престижа российской научной школы за рубежом.


БИБЛИОГРАФИЯ

Петров 2016 (ред.) – Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Московская международная конференция. 17-19 октября 2016 г. Институт философии РАН. Материалы к докладам / Отв. ред. В.В. Петров. М.: Аквилон, 2016. 64 с.

Петрова 2016 – Аристотелевское наследие в биологии, медицине и этике. Осенняя школа молодых ученых / Диалог со временем 55 (2016), 388-395.


REFERENCES

Petrov 2016 (red.) – Aristotelevskoe nasledie kak konstituirujushhij jelement evropejskoj racional'nosti. Moskovskaja mezhdunarodnaja konferencija. 17-19 oktjabrja 2016 g. Institut filosofii RAN. Materialy k dokladam / Otv. red. V.V. Petrov. M.: Akvilon, 2016. 64 s.

Petrova 2016 – Aristotelevskoe nasledie v biologii, medicine i jetike. Osennjaja shkola molodyh uchenyh / Dialog so vremenem 55 (2016), 388-395.


  1.  См.: www.c-h-o.eu/aristotle-today; https://www.evensi.com/2016-moscow-international-aristotle-conference-institute-of/161471236 (декабрь, 2016). Московская конференция явилась частью всемирного конгресса “Aristotle today – Aristoteles heute – Aristote aujourd’hui”, проводимого в 2016 году в 10 странах в честь 2400-летия Аристотеля. О мероприятии, предваряющем конференцию, см.: Петрова 2016, С. 388-395; http://roii.ru/dialogue/55/roii-dialogue-55_25.pdf (декабрь, 2016). 

  2.  Основными организаторами конференции выступили Институт всеобщей истории РАН и Институт философии РАН (Центр античной и средневековой философии и науки). 

  3.  В составе российских участников исследователи из ведущих академических институтов (ИФ РАН, ИВИ РАН), университетов (МГУ, СПбГУ, Новосибирский ГУ, Томский ГУ, Красноярский ГУ, Южный Федеральный университет, Вятский ГУ) и высших учебных заведений (МГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ, Первый ММГУ им. И.М. Сеченова) страны. 

  4.  При этом достижения российского аристотелеведения все еще остаются достаточно скромными, поскольку сама аристотелевская традиция изучена недостаточно. До сих пор на русском языке отсутствует полное собрание сочинений Аристотеля, не говоря уже о сочинениях его комментаторов; нет исследований по истории изучения и переводов трудов Аристотеля, а также рецепции его идей в русской интеллектуальной культуре, поскольку история «русского Аристотеля» практически не получила специальной разработки не только в зарубежной, но и в отечественной науке. Настоящая конференция призвана заполнить этот пробел, так как она направлена на консолидацию научного сообщества вокруг изучения наследия Аристотеля во всей его полноте и формирование научной среды, которая сегодня могла бы способствовать выполнению этой цели. 

  5.  В трудах греческого философа были впервые дифференцированы и оформлены дисциплинарно не только физика, этика, учение о первых началах (метафизика), но и многие другие отрасли современного научного знания. 

  6.  Программу конференции см. на сайтах: http://iph.ras.ru/miac_2016.htm; aristotletoday.ru; видеозапись см.: http://iphras.ru/page28244950.htm; фоторепортаж см.: http://iphras. ru/page16345229.htm (декабрь, 2016). 

  7.  Материалы к докладам см.: Петров 2016 (ред.). С. 3-58.