Проведение Московской международной конференции 17–19 октября 2016 г.1 (организованной в рамках прошедших в Европе и США конференций, образующих многоступенчатый конг-ресс «Аристотель сегодня» и посвященных 2400-летию Аристотеля), явилось важным научным событием2. В составе ее участников были исследователи из разных регионов и городов России (Волгоград, Киров, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Томск и другие), стран ближнего зарубежья (Узбекистан, Украина), а также Великобритании, Греции, Италии, Португалии, Турции, Чехии, Ирана, Бразилии. В целом, в работе конференции приняло участие 83 российских3 и 14 зарубежных специалистов из самых разных дисциплинарных областей (интеллектуальная история, история философии, история идей и ментальности, история медицины, история математики и физики).
Многочисленность состава участников обусловлена интенсивным развитием в мире аристотелевских исследований в последние десятилетия4. Возрастающий интерес ученых к наследию Аристотеля стимулирован многими причинами. Среди таковых, с одной стороны, понимание того, что наследие греческого мыслителя явилось фундаментом развития науки как в западной Европе (латинская и греческая традиции), так и на Востоке (арабская и греческая). С другой стороны, осознание того, что общая направленность аристотелизма на научный подход к изучению природы и человека, заложившего основы развития естественных и гуманитарных дисциплин, составляет отличительную черту именно европейской рациональности5, поскольку всё последующее развитие европейской мысли характеризуется его усвоением, трансформацией и развитием – будь то Античность, Средние века или Новое время.
Программный комитет конференции ставил перед собой задачу комплексного рассмотрения наследия Аристотеля6, что, в свою очередь, подвигло его членов на формирование программы конференции с максимальным количеством докладов по следующим направлениям: «Аристотель и его учение» (6 докладов), «Аристотель и Платон» (7 докладов), «Аристотелизм в греческой христианской традиции IV–XII веков» (7 докладов), «Аристотелевское наследие в традиционной и современной логике» (9 докладов), «Аристотель и его мысль» (17 докладов), «Аристотель в философской и научной традиции» (14 докладов), «Аристотель в средневековой латинской традиции XIII–XIV веков» (6 докладов), «Аристотелевская этика» (6 докладов), «Политическая мысль Аристотеля» (7 докладов), «Рецепция учения Аристотеля в античной и средневековой традиции» (7 докладов), «Аристотелевская традиция в русской средневековой книжности» (7 докладов), «Аристотелевская традиция и естествознание (7 докладов)», «Аристотелевская традиция в Новое и Новейшее время» (7 докладов), «Аристотелевская традиция в России» (5 докладов)7.
Таким образом, отобранные сообщения были направлены и на обсуждение теорий греческого мыслителя (И.В. Берестов, М.Н. Вольф и др.) в различном сочетании (сравнительном, критическом, аналитическом и др.) с таковыми Платона (И.Н. Мочалова, И.А. Протопопова и др.), и на рассмотрение особенностей усвоения и влияния основополагающих идей Аристотеля собственно в античной традиции I–VI вв., как языческой (М.А. Маяцкий, М.С. Петрова), так и христианской (А.Р. Фокин, Т.А. Щукин); их трансформации в период патристики (М.Н. Варламова, С.Б. Акишин) и эпоху схоластики (напр., О.С. Воскобойников, М.Л. Хорьков. А.А. Сочилин). Участниками конференции также обсуждались вопросы, связанные с рецепцией идей Аристотеля в исторической перспективе и постаристотелевской парадигме Нового и Новейшего времени (И.И. Блауберг, В.А. Яковлев). Особую значимость имел блок докладов, направленных на изучение тех концепций Аристотелевской натурфилософии, которые имели отношение к человеку (телу и душе), его психосоматике (чувствам, эмоциям, переживаниям) (О.П. Зубец, М.А. Солопова, А.Ш. Алимжанова), впоследствии воспринятыми античной медициной (Д.А. Балалыкин, Н.П. Шок), а также коррелирующие с антропологией (П.С. Гуревич), этикой (П.А. Гаджикурбанова, А.В. Серегин) и психологией (А.В. Марей).
На широком временном диапазоне (от Античности до Современности [XX век]) детально рассматривалось проникновение идей Аристотеля о теле и телесности в различные концепции (В.В. Петров), а также ментальные (Н.П. Волкова) и социальные практики (Т.П. Минченко), с выявлением в них тех составляющих, которые – зародившись в Античности, были усвоены в Средние века (напр., Л.Г. Тоноян) и восприняты в трансформированном виде в Новое время в своей (европейской) (А.Ю. Серегина) и «чужих» культурах (О.В. Окунева) – заложили фундамент современного научного знания (В.А. Яковлев).
Изучался вопрос возможного влияния политических установок и идей Аристотеля на восприятие государственности как достижения человеческой цивилизации (И.А. Ерохов, А.Н. Мишурин, Т.П. Минченко); В фокусе внимания также находились вопросы, связанные с «приведением к норме» и концептуализацией представлений об убеждении в философии Аристотеля (В.В. Линьков), формированием его идей свободы и верховенства естественного права (А.М. Мишурин, Т.П. Минченко), устанавливающих новые стандарты «цивилизованного» поведения.
Важное значение имели доклады, направленные на изучение проблем, связанных с Аристотелевской традицией в русской средневековой книжности (А.В. Соколов, Н.Ю. Сухова) и, шире, Аристотелевской традицией в России (М.В. Егорочкин, Д.И. Файзиходжаева, А.Л. Доброхотов, В.В. Кравченко, Н.Т. Абрамова), призванные заполнить лакуны, имеющиеся в отечественной историографии.
Как представляется, результаты конференции не только окажут многонаправленное и комплексное воздействие на целый ряд научных дисциплин, стимулируя их развитие (в их числе – интеллектуальная история, история философии, история идей и ментальности, история науки, культурология и многие, многие другие), но внесут вклад в преодоление исторически обусловленной обособленности отечественной гуманитарной науки от мирового научного сообщества, что будет способствовать повышению престижа российской научной школы за рубежом.
БИБЛИОГРАФИЯ
Петров 2016 (ред.) – Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Московская международная конференция. 17-19 октября 2016 г. Институт философии РАН. Материалы к докладам / Отв. ред. В.В. Петров. М.: Аквилон, 2016. 64 с.
Петрова 2016 – Аристотелевское наследие в биологии, медицине и этике. Осенняя школа молодых ученых / Диалог со временем 55 (2016), 388-395.
REFERENCES
Petrov 2016 (red.) – Aristotelevskoe nasledie kak konstituirujushhij jelement evropejskoj racional'nosti. Moskovskaja mezhdunarodnaja konferencija. 17-19 oktjabrja 2016 g. Institut filosofii RAN. Materialy k dokladam / Otv. red. V.V. Petrov. M.: Akvilon, 2016. 64 s.
Petrova 2016 – Aristotelevskoe nasledie v biologii, medicine i jetike. Osennjaja shkola molodyh uchenyh / Dialog so vremenem 55 (2016), 388-395.
-
См.: www.c-h-o.eu/aristotle-today; https://www.evensi.com/2016-moscow-international-aristotle-conference-institute-of/161471236 (декабрь, 2016). Московская конференция явилась частью всемирного конгресса “Aristotle today – Aristoteles heute – Aristote aujourd’hui”, проводимого в 2016 году в 10 странах в честь 2400-летия Аристотеля. О мероприятии, предваряющем конференцию, см.: Петрова 2016, С. 388-395; http://roii.ru/dialogue/55/roii-dialogue-55_25.pdf (декабрь, 2016). ↩
-
Основными организаторами конференции выступили Институт всеобщей истории РАН и Институт философии РАН (Центр античной и средневековой философии и науки). ↩
-
В составе российских участников исследователи из ведущих академических институтов (ИФ РАН, ИВИ РАН), университетов (МГУ, СПбГУ, Новосибирский ГУ, Томский ГУ, Красноярский ГУ, Южный Федеральный университет, Вятский ГУ) и высших учебных заведений (МГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ, Первый ММГУ им. И.М. Сеченова) страны. ↩
-
При этом достижения российского аристотелеведения все еще остаются достаточно скромными, поскольку сама аристотелевская традиция изучена недостаточно. До сих пор на русском языке отсутствует полное собрание сочинений Аристотеля, не говоря уже о сочинениях его комментаторов; нет исследований по истории изучения и переводов трудов Аристотеля, а также рецепции его идей в русской интеллектуальной культуре, поскольку история «русского Аристотеля» практически не получила специальной разработки не только в зарубежной, но и в отечественной науке. Настоящая конференция призвана заполнить этот пробел, так как она направлена на консолидацию научного сообщества вокруг изучения наследия Аристотеля во всей его полноте и формирование научной среды, которая сегодня могла бы способствовать выполнению этой цели. ↩
-
В трудах греческого философа были впервые дифференцированы и оформлены дисциплинарно не только физика, этика, учение о первых началах (метафизика), но и многие другие отрасли современного научного знания. ↩
-
Программу конференции см. на сайтах: http://iph.ras.ru/miac_2016.htm; aristotletoday.ru; видеозапись см.: http://iphras.ru/page28244950.htm; фоторепортаж см.: http://iphras. ru/page16345229.htm (декабрь, 2016). ↩
-
Материалы к докладам см.: Петров 2016 (ред.). С. 3-58. ↩