Год выпуска: 2023
Страниц: 310
ISSN: 2307-8383
Содержание выпуска
- Меровинги, матримониальная политика, Галсвинта, Ригунта, Хильперик, итинерарийВ статье исследуется авторская репрезентация двух свадебных путешествий у поэта Венанция Фортуната и епископа Григория Турского. Свадебный путь вестготской принцессы Галсвинты из Толедо в Руан закончился в 568 г. несчастливым браком с нейстрийским королем Хильпериком, по приказу которого она была убита. Путешествие дочери Хильперика из Парижа в Толедо было драматически прервано в 584 г., когда свадебный караван с приданым и сокровищами был разграблен, а принцесса Ригунта подверглась унижению и аресту. Для сравнительного анализа текстов двух итинерариев был выбран ракурс сопоставления политического контекста событий с личным отношением Венанция Фортуната и Григория Турского, которые были свидетелями свадебных путешествий принцесс. Результаты анализа показали, что италийский поэт в траурной элегии «О Галсвинте» выразил эмпатию к горю матери, сострадая трагической судьбе вестготской принцессы в Нейстрии. По моему мнению, турский епископ проявил личное расположение к принцессе Ригунте, но сделал это косвенно, когда перечислял все скандальные подробности ее свадебного путешествия. Согласно моей гипотезе, Венанций Фортунат зашифровал указания на пять франкских городов из супружеского приданого (dos) и morgengabe Галсвинты (которые стали возможной причиной ее убийства) и умолчал об истинном маршруте свадебного каравана через аквитанские города Хильперика. В выводах статьи отмечается, что политической целью авторской стратегии Григория Турского было скрыть собственное участие в матримониальной истории Ригунты.
- Московское царство, итинерарии власти, Лицевой летописный свод, репрезентации властиНа основе миниатюр из Лицевого летописного свода Ивана Грозного показано, как репрезентировались женские и детские роли в перемещениях царских семей по России в XV-XVII вв. Из шести основных видов перемещения — на носилках, верхом на коне, в колясках, в санях, кораблях и пешим ходом — для российских цариц считался неприемлемым поход верхом, хотя «чужие» (неверные, иноверные, отступившие от православия) царицы в изобразительной программе миниатюристов могли путешествовать на коне и в ряде случаев прямо дистанцированы от русских цариц при помощи конной репрезентации. В статье показано, как при помощи визуальной репрезентации путешествующих цариц и детей расставлялись политические акценты, отстаивалось превосходство правящей власти над удельными и отстраненными от власти ветвями царствующего рода. Участие детей в политической жизни становится предметом особенной заботы в связи с принятой миниатюристами программой изображения детства и взросления Ивана Грозного, а также обозначения прав его детей на власть в годы, предшествующие опричнине и во время опричного переворота.
- «Бэконианский травелог», воображаемые путешествия, женский травелог, Маргарет Кавендиш, Афра Бен, натуральная философия, бэконианствоНа протяжении XVII в. в Англии прослеживаются две традиции описания пространства в формате истории графств. Одна восходит к антикварианизму, в котором описание осуществляется за счет наполнения пространства образами прошлого; вторая — к бэконианству, сторонники которого фиксируют в первую очередь объекты физического мира. Обе традиции описывают передвижение в пространстве в контексте его познания. Однако зачастую отсутствие возможности совершить путешествие в физической реальности вынуждало авторов и в первую очередь женщин, перемещать своих героев в реальность «романтическую». Подобные странствия в вымышленных мирах можно выделить в творчестве Маргарет Кавендиш. Множественность культурных моделей реализована в творчестве М. Кавендиш в образе путешественника, преодолевающего барьеры между мирами, отправляясь к центру Земли в рассказе «Странствующие духи» или попадая в Парадайз в фантастическом романе-утопии «Пылающий мир». Невозможность публикации «бэконианского травелога» сподвигло и английскую писательницу Афру Бен описать путешествие своей героини в экзотическую страну в виде приключенческого романа «Оруноко». Натурфилософские зарисовки Суринама вплетаются в ее сочинение, знакомя тем самым читателя с устройством этой колонии и демонстрируя авторскую осведомленность о ее природных характеристиках.
- Валерия Галерия, Фауста, Констанция, августы, Константин Великий, Диоклетиан, Галерий, Лициний, Поздняя Римская империя, римские императорыРимская империя на рубеже III–IV вв. находилась под одновременным управлением нескольких императоров, вначале – соправителей, а затем и противников. Каждый из императоров этого периода в рамках борьбы с внешними и внутренними угрозами должен был интенсивно перемещаться. Источники уделяют меньшее внимание семьям императоров, и особенно их женам. Однако, их жены также не могли себе позволить постоянного пребывания в одной резиденции, но путешествовали, заботясь о семьях и выполняя представительские функции. В статье на примере Валерии, Фаусты и Констанции, жен трех римских императоров этого времени (Галерия, Константина Великого и Лициния соответственно) рассматривается, чем были обусловлены перемещения дам по территории империи и с какими трудностями они могли столкнуться в пути. В качестве основной источниковой базы используются данные о маршрутах императоров, а также сообщения авторов (Лактанция и Евсевия) и эпиграфика. Перемещения Фаусты и Констанции сопряжены с противостоянием их мужей, при этом Фауста вынуждена путешествовать с детьми на руках и беременной, а Констанция сталкивается с последствиями поражений своего мужа. Валерия после смерти супруга ищет приюта в условиях враждебного отношения сразу нескольких императоров. В пути императрица могла решать весьма непростые задачи: обеспечение комфорта детям и, как в случае с Валерией, своей матери, а также выстраивание маршрута с учетом не только особенностей ландшафта, но и ведущихся внутри империи военных конфликтов.
- Маргарита де Валуа, испанская Фландрия, королевские итинерарии, Религиозные войны XVI в., дон Хуан АвстрийскийСтатья посвящена изучению организации путешествий венценосных дам Франции, в особенности, сестры короля Генриха III, королевы Наварры Маргариты де Валуа. На основе «Мемуаров» королевы, а также штатной росписи членов ее двора приводятся доказательства безусловного количественного преобладания мужчин во время перемещений Маргариты. Главным из этих перемещений является ее путешествие за пределы Франции, в испанскую Фландрию в 1577 г., с многоцелевой политической миссией, призванной понять обоснованность претензий Франсуа де Валуа, младшего брата в королевской семье, на трон герцогства Брабантского. Рассмотрено назначение всех видов транспортных средств — сухопутных и речных — королевского кортежа, используемых двором в теплое время года, равно как особенности перемещения разных категорий придворных и служащих двора, мужчин и женщин. Проведенный анализ показывает, что королеву сопровождали статусные светские и духовные лица французского двора, зачастую находящиеся в родственных отношениях друг с другом, и часть военного королевского дома, специально выделенная для охраны дочери Франции.
- Англия в ранее Новое время, Елизавета I, придворные дамы, летние путешествия, королевский визит, брачные стратегии, итинерарии, англо-испанская войнаВ Европе раннего Нового времени женщин обычно изображали внутри пространства дома. Однако они, особенно аристократки, часто путешествовали – порой по своим делам, порой с монаршим двором, а иногда на встречу со своими правителями. Статья сфокусирована на путешествиях королевы Елизаветы I Английской в 1591 г. Сохранились описания празднеств, счета, письма участников поездки. Эти источники позволяют реконструировать персональный состав придворных дам, путешествовавших с королевой, а также других аристократок, направлявшихся ей навстречу. В статье показано, что дамы, сопровождавшие Елизавету I или встречавшихся с ней, во время путешествия формировали новые семейные альянсы и занимались политическим лоббированием. Анализ источников показывает, что все упоминания о передвижениях дам приходятся на письма, тогда как в описаниях приемов их нет, и женщины всегда изображаются находящимися в том или ином доме, и никогда – передвигающимися между резиденциями. Таким образом, женские путешествия, хотя и частые, оказывались неописуемыми.
- женский вопрос, церковные вдовы, диакониссы, власть женщин, харизма, монархический епископат, историография, история ЦерквиВ статье прослеживается характерное для эпохи позднего модерна историософское противопоставление мужского и женского начала, которое было перенесено П. А. Прокошевым на историю возникновения должности диакониссы в древней Церкви. Он показывает, как харизматичных вдовиц, которые стали узурпировать власть епископов в Церкви, заменили клерикальные (подчиненные церковной иерархии) диакониссы. Показано, на какие источники опирается Прокошев: с одной стороны, он использует исторический нарратив А. фон Гарнака о переходе от харизматической эпохи в истории Церкви к монархическому епископату. С другой стороны, в ракурсе проблематики женского вопроса Прокошев использует работу о сирийской Дидаскалии Х. Ахелиса, который описал борьбу церковных вдов и епископов. Прокошев усваивает эти идеи и пытается увидеть в них актуальные для своего времени проблемы феминизации церковной жизни на рубеже XIX и XX вв.
- раннесредневековая Англия, англосаксонские женщины, средневековые монахини, англосаксонское право, земельные споры, судебный процесс, англосаксонские хартииСтатья предваряет публикацию перевода семи грамот, иллюстрирующих участие англосаксонских женщин VIII — XI вв. в земельных конфликтах. Переводы документов выполнены с латинского и древнеанглийского языков. Большинство грамот отражают постановления англосаксонских церковных синодов, королевских советов (witenagemot) и собраний графств (scírgemót). Ранее эти грамоты на русский язык не переводились. Показано, что к концу раннего Средневековья представительницы англосаксонской знати проявляли существенную правовую активность. Отстаивая свои имущественные интересы, они судились со своими родственниками, светскими и церковными лицами, выступали в качестве свидетелей на судебном процессе. Отдельные казусы демонстрируют примеры эффективного женского взаимодействия при разрешении имущественных споров. В спор за землю могли быть вовлечены дамы разного возраста и семейного положения. Наибольшую правовую активность проявляли знатные вдовы, составлявшие в раннесредневековой Англии одну из наиболее обеспеченных групп населения.