Национальные праздники очерчивают хронологически значимый момент складывания определенного сообщества – не столько реальный, сколько представляющийся таковым последующим поколениям. В литературе неоднократно подчеркивалось, что праздник является важным атрибутом культурной памяти, поскольку он становится поводом для актуализации социальных связей и поддержания существования самого сообщества1. В современной России существуют несколько праздников, которые претендуют на звание «национальных»: День России (12 июня), День народного единства (4 ноября), День Победы (9 мая), но только последний наиболее успешно осуществляет задачи трансляции необходимых для формирования образов государственной идентичности2. Огромные человеческие жертвы, десятилетия советской коммеморации, а также массовая ностальгия по советскому времени – важнейшие причины огромной популярности Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в современной России.

Институциональные практики, связанные с празднованием Дня Победы хорошо исследованы3 поэтому мы сконцентрируем внимание не на формах коммеморации, а на трансформации содержания коммеморативных практик в условиях сохранения форм, распространенных в школе советского времени. Это позволит проанализировать изменения некоторых аспектов исторического сознания и выявить их последствия. Мы исходим из выводов Э. Дюркгейма о социальных практиках как основе формирования солидарности членов сообщества. Он показал, что исключительно договорных отношений недостаточно для сохранения социальной сплоченности,4 необходимы также ритуалы, транслирующие ценности, признаваемые коллективами в качестве сакральных. Религия, с его точки зрения, представляет собой набор социальных фактов, а сакральные элементы выражают социальный порядок, подстраивая его под потребности коллективов, при этом под религией Дюркгейм понимал эмоциональную сущность социального, рецепцию общества5. В соответствии с этим пониманием он обосновал возможность гражданской религии. Таким образом, мы рассматриваем празднование Дня Победы как один из атрибутов сформированной позднесоветскими и современными практиками гражданской религии в трактовке Э. Дюркгейма, апробированной на американском материале Р. Беллой, который исследовал природу коллективного и/или священного воодушевления, а также акцентировал моральные аспекты формирования солидарности6. Мы считаем, что одним из факторов, который оказал влияние на изменение содержания некоторых коммеморативных практик при сохранении их формы, стала актуализация религиозного дискурса и постсекулярный поворот в целом7. Однако важными представляются не только исследования солидаризирующей роли празднования 9 мая, но и анализ меняющегося наполнения привычных коммеморативных образов, с опорой на работы Дж. Олика, подчеркивающего изменчивость образов прошлого, возможность динамики культурной памяти. Память, по мысли Олика, представляет собой не стабильную констатацию каких-либо образов, а процесс, большое значение в котором имеют меняющиеся практики8.

Акцент на школьных практиках празднования Дня Победы обусловлен исследовательской оптикой: школа традиционно рассматривается теоретиками как место социализации, понимаемой как включение в разнообразные практики «взрослой жизни», в т.ч. как источник формирования гражданского и национального самосознания. Таким образом, признавая конституирующую роль гражданской религии, учитывая динамичность коллективных представлений, мы исследуем способы использования символического ресурса Дня Победы для конструирования и актуализации чувства солидарности членов сообщества.

Статья была подготовлена на основе широкого круга источников, представленных учебными и методическими материалами, материалами социальных сетей и сайтов школ, законодательными актами и нормативной документацией учреждений школьного образования, связанной с патриотическим воспитанием.

День Победы в официальной политике памяти

в СССР и в современной России

В первые годы после окончания Второй мировой войны День Победы являлся исключительно «народным» и «домашним» праздником. Начало празднования Дня Победы приходится на 1965 год и было связано со стремлением Леонида Брежнева легитимировать свой политический режим в глазах военных и населения. Именно тогда День Победы стал выходным днем. Первые практики празднования Дня Победы полностью повторяли сценарии советских довоенных праздников и включали в себя народные гуляния на улицах, продажу еды, напитков и символов праздника, улицы и общественные здания, жилые дома декориро-вались портретами руководителей партии и тематически соответствующими плакатами. Использовались апробированные празднованием Октябрьской революции ритуалы, представляющие собой специфическую форму «социальной хореографии»9. Праздник предполагал трансляцию живого опыта участников событий, солидарность учеников, учителей, членов их семей. То есть, праздничные ритуалы, связанные с Днем Победы, были апробированы еще в довоенный период на примере 7 ноября и сохранили соответствующее символического значение. Исключением стал салют, который впоследствии станет обязательным элементом главных праздников в постсоветский период. После 1965 г. появляются новые ритуалы: «минута молчания», проходившая во всех городах Советского союза, возложение цветов к могиле неизвестного солдата.

Центральное символическое значение играл Парад на Красной площади, который включал в себя прохождение колонн военных и бронетехники воинских соединений, принимавших участие в войне. Некоторые изменения появились только в эпоху Горбачева на параде Победы 9 мая 1985 г. В этот раз в прохождении строем мимо Мавзолея Ленина приняли участие не только представители военно-учебных заведений и родов войск, но и ветераны войны, а также подразделения, костюмированные в форму советских военнослужащих времён войны. Данная особенность парада явилась знаковой: действо обрело театрализованные черты и, соответственно, существенно изменило свой статус. И начиная с 1996 г. его празднование стало приобретать черты массового шоу с участием бронетехники, марширующих солдат, колонн ветеранов. Но при внешней схожести основных мемориальных мероприятий праздника с советским временем, российская версия основывается на принципиально иных смысловых и мировоззренческих основаниях. В советской пропаганде День Победы воспринимался как показатель успешности со-циалистического пути, доказательство его жизнеспособности. Он также являлся напоминанием о пережитых трудностях, которые не позволяли в 1960-1970-е гг. прийти к победе коммунизма10. В современной России Победа – это трансляция и воспроизведение соответствующего онтологического статуса – народа-победителя. Публичная манифестация этого статуса сопровождается перформативностью коммеморативных практик. Она выступает в качестве определенной символической защиты и стремления напомнить о военной мощи России. Участие в мероприятиях в современной России в большей мере отсылает к эмоциональной стороне. Более того, попытки критических размышлений нередко воспринимаются как осквернение памяти о Победе11. Принятие Дня Победы в качестве главного национального праздника рассматривается политической властью в России как основа для становления гражданской идентичности и патриотизма.

В целом, место культа Победы в современной России вполне соответствует идеям гражданской религии в трактовке Дюркгейма. Гражданам необходимо ощущать связь с чем-то «сакральным», независимо от того, светским или религиозным является событие. Ощущению солидарности способствуют ритуалы, к их числу относятся участие в акции «Бессмертный полк» и возложение цветов к мемориалу «Вечный огонь» в каждом относительно крупном населенном пункте. Отношение к памятникам Победы также носит сакральный характер. Сакральность, сопровождающая День Победы в коммеративных стратегиях официальной политики памяти, приводит к тому, что наблюдается своеобразная «экспансия» ритуалов Дня Победы на другие национальные праздники. Как и День Победы, День народного единства «знаменует преданность нашего народа своей стране, родной земле», а нерасторжимость такой связи, ответственность за Отечество «всегда служили основой для независимости и суверенитета России, а патриотизм и любовь к Отчизне столетиями скрепляли нашу многонациональную страну»12. Более того, и в День России наблюдается экспансия знакомой россиянам по Дню Победы риторики о защите своего дома от врагов, когда среди мероприятий оказывается, например, парад колясок с военной символикой, реконструкция операции Берлинского штурма или открытие военно-патриотического лагеря «Ратники Отечества. Бородино 2018»13. Стоит заметить, что в официальной иерархии флагов Российской Федерации флаг Знамени Победы стоит вторым за государственным флагом России. Более низкую ступень при этом занимают флаги федеральных органов, флаги регионов и муниципалитетов России14.

Появление акции «Бессмертный полк» позволило выстроить отношение между коммуникативной и культурной памятью о войне в ус-ловиях ухода из жизни большинства ветеранов Великой Отечественной войны. Она также способствовала усилению влияния официальной политики памяти на пространство семейной памяти россиян, в котором на протяжении десятилетий тема войны была представлена с точки зрения огромных жертв народа и личных утрат граждан Советского Союза.

Вместе с тем, ни одна из коммеморативных акций Дня Победы не обходится без участия школьников и студентов, которые играют важную роль в манифестации преемственности памяти о войне. Национальные праздники являются федеральными выходными, поэтому образовательные учреждения не работают в эти дни. Однако только День Победы имеет традицию коммеморативных практик, связанных со школьниками, так как 12 июня и 4 ноября попадают на школьные каникулы. Торжественные мероприятия в школах идут с конца апреля, а непосредственно 9 мая, несмотря на неработающие школы, ученики бывают задействованы в праздничных мероприятиях.

Память о войне и память о Победе в школьной коммеморации

Как советская, так и российская школа всегда были призваны выполнять не только функцию образования, но и функцию воспитания. Основные коммеморативные акции Дня Победы, перешедшие из советской школы в российскую, не претерпели существенных изменений. Но сравнение показывает, что при сохранении большинства внешних атрибутов и символов праздника, базовые смыслы и нарративы коммеморативных практик в российской школе существенно отличаются.

Встречи с ветеранами

Исторически первой коммеморативной акцией Дня Победы, затронувшей школу в 1960–1970-е гг., является практика встреч с ветеранами. Несмотря на противоречивое отношение к ветеранам на протяжении советской истории, она сохраняла особое значение15. Поскольку День Победы является выходным днем, встречи с ветеранами в советское время проходили в школе за несколько дней до праздника или на площадях городов 9 мая. Ветераны приходили на «уроки мужества»16, которые выступали как исключительно патриотические мероприятия. На протяжении урока ветераны рассказывали о событиях и личных переживаниях в годы войны. Несмотря на то, что живых участников войны с каждым годом становится все меньше, ветераны в современной России продолжают, как и в советской школе, оставаться центральным элементом коммеморативных практик. Однако место уходящих ветеранов Великой Отечественной войны занимают участники других боевых действий. Исполняя те же функции, они рассказывают о необходимости защищать Родину и представляют примеры героизма. Более того, в современной школе на встречу с ветеранами Великой отечественной войны 9 мая приходят военнослужащие и даже ветераны Министерства чрезвычайных ситуаций. Ветераны локальных конфликтов (в Афганистане, Чечне) рассказывают о своих победах, пропагандируя мужество и готовность к подвигу. Интересно, что нарратив данного дискурса во многом схож с нарративом ветеранов Великой Отечественной войны. Это показывает, что сама структура рассказов о Победе в войне 1941–1945 гг. выступает очерчивающей, смысловой рамкой для любых других рассказов о войнах России и мужестве ее солдат. У ветеранов нет другого языка описания, кроме сформированного советским дискурсом о Победе. Таким образом, даже если носителей живой памяти о войне не останется, трансляция дискурса, характерного для «встреч с ветеранами» как непременного атрибута празднования Дня Победы, сохраняется.

Во-вторых, личное общение с ветеранами постепенно уступает место косвенным способам коммуникации. Предлагаемые сценарии празднования Дня Победы в школе продолжают настаивать на необходимости обращения к живой памяти, если не участников войны, то хотя бы оставшихся свидетелей того времени, чтобы избежать «искажения образа войны 1941-1945 годов и нивелирования подвига нашего народа»17. При недостатке живых свидетелей наблюдается изменение коммеморативных стратегий. Например, школьникам предлагается «записать воспоминания», которые они ранее слышали от своих родствен-ников. К косвенным способам коммуникации с ветеранами можно отнести случаи, когда школьники дарят цветы людям, которые несут портреты ветеранов во время акции «Бессмертный полк». Человек выступает как бы посредником между ветераном, чей потрет он несет и дарителем; цветы предлагаются не ему, а ветерану.

Несмотря на то, что «Бессмертный полк» официально не связан со школьным образованием, ресурс образовательных учреждений обычно оказывается задействован при проведении мероприятия. Если в крупных городах (Тамбов, Липецк) участие школьников в акции поощряется (бесплатное изготовление транспаранта с ветераном, организация тематических колонн), но не является обязательным, то в Тамбовской и Липецкой областях именно ученики сельских школ и их родители оказываются основными участниками шествий «Бессмертного полка». Как правило, школьная администрация не обосновывает необходимость участия, считая это не нуждающимся в объяснениях. В основе этой позиции лежит представление о сакральности Победы. Но в случае необходимости комментариев говорят о правильном воспитании детей и том, что только учителя и родители могут защитить память предков от искажения и переписывания истории. Сами шествия «Бессмертного полка» часто напоминают религиозные процессии, в которых фотографии ветеранов иногда перемешаны с иконами святых18. Таким образом участие школьников в шествии – это не только дань памяти, но и ритуал гражданской религии, следствием которого должно стать усиление солидарности. Если традиционные встречи с ветеранами призваны обеспечить трансляцию образа народа-победителя от прошлого (ветеран) через настоящее к будущему (детям), то «Бессмертный полк» представляет собой инверсию времени, в которой прошлое оказывается в настоящем, а будущее – за рамками длящегося момента.

Для участия во всех мероприятиях очень важно понятие соответствия. Форма одежды должна быть парадной, георгиевская ленточка приколота слева, любые разговоры во время праздничного концерта или шествия воспринимаются как проявление неуважения к подвигу ветеранов, пренебрежение к Победе. Призыв «быть достойным памяти» – это основная тема сценариев, посвященных Дню Победы в школах, которые содержатся в тематических книгах для школьников19.

«Вечный огонь» и почетный караул

В каждом крупном городе России с советских времен имеется особое место, включающее в себя мемориал солдатам и жертвам войны, мраморные скульптуры и «вечный огонь». Именно к данному мемориалу каждый год 9 мая возлагаются цветы и именно около него произносятся торжественные и памятные речи. Более того, до сих пор в Липецке выпускники школ в праздничный день выпуска из школы в конце июня приносят букеты цветов именно к данному мемориалу. Несение почетного караула около «вечного огня» всегда считалось крайне ответственным и важным актом памяти о войне. В 1977 г. в Липецке и Тамбове были официально созданы «Вахты Памяти Почетного караула»20, а само место несения караула получило название Пост № 1. Сама практика представляла собой присутствие трех школьников, одетых в военную форму вооруженных сил СССР и державших муляжи стрелкового оружия. Каждый час караул сменялся, что полностью соответствовало практике почетного караула у «вечного огня» в Москве.

Данная коммеморативная практика с участием школьников была обязательной для всей территории Советского Союза, предполагала одинаковый ритуал и без всяких изменений сохранилась до сегодняшнего времени. Школьники приносят ту же клятву. Распорядок несения караула имеет те же интервалы времени и строго соответствует образцам, утвержденным в советское время. Вместе с тем, важна трансформация смыслового содержания ритуала. В советское время принимать участие в несении Почетного караула имели право только лучшие ученики школы, имевшие положительные успехи в учебе и являющиеся активными членами пионерской организации. В современной России несение караула является обязанностью всех старшеклассников и оформляется приказом директора школы. Более того, если в советское время к «вечному огню» возлагались цветы только на 9 мая, то сегодня мероприятия проходят также в памятные даты, связанные с Афганской войной и двумя Чеченскими войнами, так как Великая Отечественная война и День Победы используются как общая символическая рамка для темы преемственности героического опыта в России. Пост № 1 оказывается почетным караулом во имя героизма солдат всех войн, которые вела Россия. Заметим также, что возложение цветов к мемориалу сохраняется и в небольших населенных пунктах, но уход за памятниками, как было принято в СССР, со стороны школьников или отсутствует, или включает, например, регулярно осуществляемую покраску. Реставрация по надобности уже не соответствует нормам школьного трудового воспитания.

Демонстрации 9 мая и акция «Георгиевская ленточка» в школе

Еще одной коммеморативной практикой, сохранившейся с советских времен, является участие школьников в парадах Победы, проводимых 9 мая в каждом крупном российском городе. После официальных речей и прохождения колонн солдат, работников полиции и других силовых служб, завершают праздничный парад, как правило, дети школьного возраста, переодетые в униформу Великой Отечественной войны. Участие младших школьников в военной форме оказывается также важным элементом патриотических акций, не связанных с празднованием победы над Германией. Так, 17 апреля 2018 г. в 4-й школе Липецка в рамках проекта «Живая память поколений» были установлены мемориальные доски липчанам, погибшим в Афганской войне21. Открывали ме-роприятие дети, одетые в форму времен Великой Отечественной войны.

С 2017 г. участие школьников в общих колоннах праздничного шествия было дополнено участием в парадах представителей «Юнармии» (Юная армия). Эта детская общественная организация была создана на базе Министерства обороны и активно задействует ресурсы школ в каждом регионе России. Цель организации – подготовка молодежи к службе в армии и воспитание патриотических традиций. 9 мая 2017 г. на Красной площади воспитанники Юнармии прошли парадным строем22. Юнармия является попыткой реабилитации советской организации ДОСААФ, которая занималась развитием у молодежи навыков военного дела и была одним из элементов патриотического воспитания в СССР. Ключевое отличие Юнармии состоит в том, что российский аналог не имеет существенной идеологической платформы, а патриотическое воспитание, как правило, сводится к военной подготовке, изучению военной истории и развитию чувства коллективизма у воспитанников.

Наиболее заметной коммеморативной практикой является акция «Георгиевская ленточка». Она проходит с 2005 г. и затрагивает все образовательные учреждения. Объявления о старте акции появляется на всех ресурсах, объединенных в систему «Дневник. Ру», в конце апреля. Несмотря на то, что само объявление носит характер рекомендации, большинство работников образования настаивает на том, чтобы ленточки в обязательном порядке носили все школьники. Как символ памяти о подвиге российского народа в Великой Отечественной войне, акция позиционируется как некоммерческая и неполитическая23. Однако использование георгиевской ленточки в качестве одного из главных символов, обозначающих сторонников пророссийской стороны в конфликте России и Украины, и общий патриотический подъем в России привели к тому, что из символа памяти георгиевская ленточка стала идентификационным индикатором. В некоторых школах Тамбовской области отказ надеть ленточку воспринимается педагогами и администрацией школы как отказ быть гражданином.

Пространство коммемораций войны 1941–1945 гг. не ограничивается в школьной жизни днем 9 мая. Особое место в последние годы приобрела акция «Свеча памяти». Она проводится поздно вечером 21 июня и уже стала в Липецке официальной. Учащиеся старших классов всех школ и вузов обязаны явиться на Площадь Героев к 22.00 и с зажжеными свечами проследовать до мемориала Победы24. Участие в акции является обязательным для всех школ г. Липецка, что оформляется соответствующими приказами органов управления образованием25. Акция собрала более 2,5 тыс. человек. Помимо школьников свечи несут горожане, студенты, 200 сотрудников силовых структур, представители патриотических общественных объединений и органов власти.

Праздничные концерты, спортивные состязания и военные игры

Сравнивая репертуар праздничных концертов в советское время и в современной российской школе трудно говорить о каких-либо существенных изменениях. Праздничный концерт проводится в школе и включает в себя песни, театральные постановки, танцевальные номера. Но если раньше в качестве главных зрителей на таких концертах присутствовали ветераны, то сейчас в большинстве школ это мероприятие представляет собой смотр самодеятельности для других учителей и администрации школы. В младших классах крупных школ культурная программа обычно ограничивается посещением спектакля или концерта, который организуют профессиональные исполнители. В селах на концерт часто приглашают родителей и представителей сельской администрации. Если все-таки присутствуют ветераны, то им дарят цветы и открытки. В качестве примера можно привести концерт 7 мая 2018 г. в одном из лучших лицеев г. Липецка – лицее № 4426. Почётными гостями мероприятия стали ветераны педагогического труда – бывшие учителя, заместители директора школы. Лицеисты представили вниманию гостей вокальные и танцевальные номера, выступил хор старшеклассников. Большинство сценических номеров не были непосредственно связаны с темой войны. Это были традиционные русские песни, хореография, театральные номера прошлых лет, которые получили высокую оценку на других конкурсах. Таким образом, и в данном случае тематика дня Победы оказалась своеобразной символической рамкой, вбирающей в себя различные по смыслу и характеру мероприятия.

Российская школа унаследовала от советской и практику организации различных спортивных конкурсов, приуроченных к 9 мая. Как и в случае с концертами, данные спортивные мероприятия могут быть проведены в любое другое время года и являются лишь частью общей программы активностей школы, которой необходимо организовать интенсивную деятельность в рамках общей смысловой рамки – Дня Победы. Так, например, в Тамбовской области вот уже несколько лет проводится ежегодный спортивный конкурс «Марафон победы» –состязание в беге на малую дистанцию для учащихся младшей школы, т.е. достаточно рядовое спортивное мероприятие получает особый статус, так как проводится 9 мая или в преддверии праздника.

Сохранившийся советский атрибут празднования Дня Победы – военная игра «Зарница». Возвращение к игре, придуманной в 1964 г. сельской учительницей, произошло в 2001 г. в соответствии с идеями, заложенными в первой Программе патриотического воспитания. «Зарница» представляет собой военно-спортивную игру, в которой учащиеся должны показать умение ходить строевым шагом, сдавать спортивные нормативы (бег, прыжки, полоса препятствий, силовые упражнения) и разбирать автомат Калашникова. Однако современные школьники в исследуемых областях больше отвечают на вопросы по истории, которые, как правило, сводятся к тому же знанию самых ярких фактов Великой Отечественной войны, чем показывают умение защитить Родину. Более того, как и в случае других коммемораций, за игрой «Зарница» в российском варианте не стоит никакой идеологии наподобие той, что была в СССР. Речь идет о наборе практик, демонстрирующих военные навыки, умение подчиняться приказам и знать общепринятый набор фактов об истории Великой Отечественной войны.

Память о Победе в современной российской школе:

на пути к предсказуемому прошлому?

Патриотическое воспитание в современной российской школе регламентируется Программами патриотического воспитания, которые принимаются с 2000 г. Действия каждой такой программы продлевается на 5 лет. Интересно, что своеобразным индикатором выполнения показателей, заложенных в программу, становится очередной юбилей Победы. Первая Программа объявила целью создание системы патриотического воспитания (специальные центры, движения, организация вне-школьной деятельности и т.д.), при этом объектом воздействия было все российское общество. Потом амбиции авторов снизились, и вторая Программа (2005–2010) ориентировалась на молодежь (основные финансовые средства получили органы образования). Цель была конкретизирована как необходимость сформировать толерантность и актуализировать советскую идею дружбы народов. Третья Программа (2011–2015) констатировала «сформированность системы патриотического воспитания». С 2011 г. начинается рост консервативного тренда, в рамках которого в Программе четко проводится преемственность с советской системой патриотического воспитания. И уже Четвертая программа (2016–2020) говорит о необходимости современного и научного подхода. Однако консервативные тенденции в ней сохраняются27. С опорой на федеральные программы принимаются региональные и муниципальные программы, определяющие план мероприятий в образовательных учреждениях, а также порядок финансирования. Если до 2015 г. основной активностью на 9 мая был праздничный концерт и военно-спортивная игра «Зарница», которая не связывалась напрямую с Днем Победы, то в рамках реализации третьей Программы патриотического воспитания включение школьников в празднование усилилось.

Несмотря на то, что некоторые советские практики стали частью празднования Дня Победы в российской школе, между ними есть важное отличие. Советская коммеморативная стратегия не была направлена на воспитание патриотизма через память о Дне Победы. Ветераны, как и сейчас, говорили о своих подвигах, «Зарница» готовила «к труду и обороне», но в основе ритуалов лежало стремление подчеркнуть отличие сегодняшнего дня от военного времени. Советская школа транслировала необходимость мира и стремление к нему. Ветеранов благодари-ли за «мирное небо над головой», а День Победы презентовался как праздник окончания войны. Через это отличие подчеркивались успехи социалистического строя, благодаря которому, согласно официальной пропаганде, удалось победить фашизм, восстановить страну после войны и «убедить половину Европы в правильности социалистического пути».

В современной российской школе происходит отождествление сегодняшнего времени со стереотипным образом военного периода. Формирование патриотизма нередко связывается с эмоциональной демонстрацией военного оружия. Сложно представить, чтобы в советское время после рассказа ветерана прозвучало «можем повторить!» – рефрен современных коммеморативных практик. Готовность «повторить» оказывается следствием сформированного представления о войне как месте подвига и героизма, а не боли и страданий. Основные конструируемые эмоции в современной российской школе – это благодарность и что еще более важно для нас – гордость. Чем дальше оказывается Великая Отечественная война, тем более активно подчеркивается то, что современные школьники имеют право на гордость, причина которой в том, что события 1945 года представляются как общая Победа советского (российского) народа. В данном случае уже сам факт принадлежности к государству является не только поводом, но причиной для гордости, т.е. гордость оказывается обязанностью, как ношение георгиевской ленточки (девиз которой «Я помню, я горжусь») или участие в акции «Бессмертный полк». «Еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России», – советуют современные методические пособия28. Интересно, что сохраняется не только большинство советских практик, но сам дискурс, которым сопровождается нарратив празднования в современных школах. Детям предлагается рассказать «о том, какой ценой досталась нашему народу Победа, о бесстрашных героях войны», детям говорят, «ценой огромных потерь нашему народу и Красной армии удалось спасти не только Европу, но и весь мир от коричной чумы – фашизма»29.

Основная особенность состоит в повышенной перформативности, которая характерна для современной коммеморации вообще, и является важной для школьников. Другими словами, недостаточно просто помнить, необходимо показать, доказать, что «я действительно помню», то есть, совершить акт «воспоминания действием»30. Это достигается участием школьников в различных ритуалах. Таким образом, как заметил К. Вульф, социальные нормы усваиваются через их исполнение31. Просто слов (заученных стихотворений, лозунгов и т.д.) оказывается уже недостаточно, чтобы сообщение было услышано и понято правильно. Подобная перформативность и слияние ритуалов представляются педагогам в качестве одного из способов избежать искажения истории.

Перформативность современных практик повышает актуальность идей биополитики. Мемориалом в современных практиках становится тело потомка, которое используется для того, чтобы носить «георгиевскую ленточку» или портрет ветерана. Эти практики, объявленные как дань памяти, на деле обеспечивают трансляцию сакрализированного представления о совершенном подвиге, к которому теперь через это коллективное тело, включающее в себе ветеранов и их потомков, имеет отношение каждый россиянин. Учитывая доминирующее место Победы в символическом пантеоне, включение школьников в практики празднования Победы может быть рассмотрено как приобщение молодых граждан к «коллективному телу Левиафана».

Активизация патриотической риторики превратила День Победы в центральный элемент официальной политики памяти, одним из важнейших ресурсов которого является система школьного образования и воспитания. Место культа Победы на фоне постсекулярного поворота в современной России вполне соответствует идеям гражданской религии в трактовке Дюркгейма. Участие школьников в коммеморациях Дня Победы выступает в современной России не только как дань памяти, но предстает в качестве ритуалов гражданской религии, следствием которых должно стать усиление солидарности. Вместе с тем, при сохранении большинства внешних атрибутов и символов праздника, коммеморативные практики Дня Победы в российской школе существенно отличаются от советского времени. Это связано как с демографическими и политическим причинами, так и с ростом влияния локальных практик семейной памяти. Коммеморацим Дня Победы в современ-ной российской школе свойственна перфомативность, темпоральная инверсия, подчеркнуто официальный характер ряда акций, что зачастую приводит к подмене практик солидаризации процессом идентификации.

Источники

120 реконструкторов показали в Тамбове фрагмент Берлинского штурма. URL: https:// www.onlinetambov.ru/news/society/120-rekonstruktorov-pokazali-v-tambove-fragment-berlinskogo-shturma

21 июня в Липецке пройдет акция «Свеча памяти». URL: https://gorod48.ru/news/962380

Бессмертный полк России. URL: http://polkrf.ru

Борьба за день Победы. URL: http://rusfront2012.com/gordost/409-borba-za-den-pobedy.

Владимир Путин принял участие в торжествах по случаю Дня народного единства. URL: http://www.putin-today.ru/archives/6601

Картушина М.Ю. День Победы. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. М.: Сфера, 2005.

Казаков А.П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина. М., Издательство ГНОМ, 2011.

На День города в Тамбове: патриотическое шествие, парад военных колясок и Лайма Вайкуле. URL: http://lifetambov.ru/kultura/3099-na-den-goroda-v-tambove-patrioticheskoe-shestvie-parad-voennyix-kolyasok-i-lajma-vajkule.html.

Немеркнущие символы России. Сборник методических материалов по использованию государственной символики России и Липецкой области. Липецк: Комитет по делам молодежи Липецкой области, 2007.

О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы.” URL: http://static.government.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

Обухов А. Поклонская сделала Николая Второго участником «Бессмертного полка». URL: https://www.mk.ru/social/2016/05/09/poklonskaya-sdelala-nikolaya-vtorogo-uchastnikov-bessmertnogo-polka.html

Опубликован Кодекс «Георгиевской ленточки». 26 марта 2006 года. URL: https:// regnum.ru/news/610368.html

Парад Великой Победы! 9 мая 2018 года. URL: https://yunarmy.ru/news/1433

Пост № 1 на Площади Героев в г. Липецке. URL: https://vk.com/club9079476

Пост № 1 у монумента «Вечная слава» города Тамбова. URL: http://centr-tambov.68edu.ru/ post1.html

Путин В. Приветствие Участникам, организаторам и гостям Военно-патриотического лагеря «Ратники Отечества. Бородино– 2018». URL: http://kremlin.ru/events /president/ letters/57721

Родина-мать уже не нужна. http://nnm.me/blogs/aleeks1/rodina-mat-uzhe-ne-nuzhna/page11

Романова К. Местные власти вознамерились придумать новый символ города — менее «кровавый». URL: http://rusplt.ru/articles/region/region_1747.html.

Серенко А. Чиновникам Волгограда Родина-мать уже не нужна. URL: http://www.ng.ru/ regions/2012-11-29/1_volgograd.html

Сохраняя память… 8 мая 2018 года. URL: http://www.liceum44.ru/news/12436

Торговцам одеждой в Иванове запретили использовать плакат «Родина-Мать зовет!». http:// chastnik.ru/news/obshchestvo/1045964-torgovtsam-odezhdoy-v-ivanove-zapretili-ispolzovat-plakat-rodina-mat-zovet/?utm_source=rss_chastnik&utm_medium=rss&utm_campaign=news

Торжественное открытие мемориальной доски. 17 апреля 2018 г. http://lipetsk-school4.ucoz.ru

Участие в акции «Свеча памяти». URL: http://www.liceum44.ru/news/12704


БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES

Аникин Д.А. Праздник как элемент культурной памяти миграционного сообщества // Studia Humanitatis. Международный научный журнал. 2018. № 2 [Anikin D.A. Holiday as part of the cultural memory of the migration community // Studia Humanitatis. International Scientific Journal. 2018. No. 2]. URL: http://st-hum.ru/content/ anikin-da-prazdnik-kak-element-kulturnoy-pamyati-migracionnogo-soobshchestva

Вульф К. К генезису социального: мимезис, перформативность, ритуал. СПб.: Интерсоцис, 2009 [Vul'f K. K genezisu social'nogo: mimezis, performativnost', ritual. SPb.: Intersocis, 2009]

Габович М. Памятник и праздник: этнография Дня Победы // Неприкосновенный запас. 2015. № 3 (101). C. C. 93–111. [Gabovich M. Pamyatnik i prazdnik: etnografiya Dnya Pobedy // Neprikosnovennyj zapas. 2015. № 3 (101). C. C. 93–111]

Головашина О.В. Образ Советского Союза в социальной памяти россиян // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 11. С. 193–198. [Golovashina O.V. Obraz Sovetskogo Soyuza v social'noj pamyati rossiyan // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2013. № 11. S. 193–198.]

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. [Dyurkgejm E. O razdelenii obshchestvennogo truda. Metod sociologii. M.: Nauka, 1991]

Колягина Н., Конрадова Н. День Победы на Поклонной горе: структура пространства и ритуалы // Неприкосновенный запас. 2015. № 3(101). C. 135–149. [Kolyagina N., Konradova N. Den' Pobedy na Poklonnoj gore: struktura prostranstva i ritualy // Neprikosnovennyj zapas. 2015. № 3(101). C. 135–149]

Олик Д. Фигурации памяти: процессно-реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии // Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. С. 40–74. [Olik D. Figuracii pamyati: processno-relyacionnaya metodologiya, illyustriruemaya na primere Germanii // Sociologicheskoe obozrenie. 2012. T. 11. № 1. S. 40–74]

Репина Л.П. Концепции социальной и культурной памяти в современной историографии // Феномен прошлого / Ред.: И.М. Савельева, А.В. Полетаев. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 122-169. [Repina L.P. Koncepcii social'noj i kul'turnoj pamjati v sovremennoj istoriografii // Fenomen proshlogo / Red. I.M. Savel'eva, A.V. Poletaev. M., GU VShJe, 2005. S. 105-144.]

Backford J. A. Social Theory and Religion. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

Bellah R.N. Civil Religion in America // Daedalus. 1967. Vol. 96. No. 1. P. 1–21.

Durkheim É. The elementary forms of religious life. New York: Free Press, 1995.

Edele M. Soviet veterans of the Second World War: a popular movement in an authoritarian Society 1941-1991. Oxford: Oxford Univ. Press, 2008.

Hewitt A. Social Choreography: Ideology as Performance in Dance and Everyday Movement. Durham, 2005.

Oushakine S. Remembering in Public: On the Affective Management of History // Ab Imperio. 2013. No. 14. P. 269–302.

Tumarkin N. The Living and the Dead: The Rise and Fall of the Cult ofWorld War II in Russia. N.Y.: Basic Books, 1994.


  1. Репина 2005; Аникин 2018. 

  2. Головашина 2013. 

  3. Tumarkin 1994; Колягина, Конрадова 2015; Габович 2015. 

  4. Дюркгейм 1991. С. 198. 

  5. Durkheim 1995. Р. 24-25. 

  6. Bellah 1967. 

  7. Backford 2003. 

  8. Олик 2012. 

  9. Hewitt 2005. 

  10. Tumarkin 1994. P.155. 

  11. Торговцам одеждой; Родина-мать; Серенко; Романова. 

  12. Владимир Путин… 

  13. На День городе в Тамбове…; 120 реконструкторов; Путин В. Приветствие… 

  14. Немеркнущие символы России… 

  15. Edele 2008. 

  16. Сохраняя память… 

  17. Картушина 2005. 

  18. Обухов… 

  19. Казаков 2011. 

  20. Пост № 1 на Площади Героев; Пост № 1 у монумента «Вечная слава». 

  21. Торжественное открытие мемориальной доски. 

  22. Парад Великой Победы! 

  23. Опубликован Кодекс «Георгиевской ленточки». 

  24. 21 июня в Липецке… 

  25. Участие в акции… 

  26. Сохраняя память… 

  27. О государственной программе… 

  28. Картушина 2005. 

  29. Казаков 2011. С. 3. 

  30. Oushakine 2013. 

  31. Вульф 2009.