В каждую эпоху и в любом обществе изучение и познание истории, как и всякая иная социальная деятельность, подчиняются господствующим тенденциям данного времени и места.

Арнольд Джозеф Тойнби1

Анализ актуальной ситуации в науке, в т.ч. и в исторической, – всегда сложная и нетривиальная задача, рассмотрение которой настоятельно необходимо ввиду существенного воздействия выбранного варианта ее решения на современное историческое познание. Характеризуя ситуацию в историческом познании (в 2006 г.2) Л.П. Репина пишет: «Современная историографическая ситуация создала условия для появления нового исследовательского поля, связанного с историей исторической культуры [выделено мной – М.Р.]»3. Словарь «Теория и методология исторической науки» предлагает такое определение понятия историческая культура – «понятие, отражающее различные формы отношения человеческих групп к прошлому, в том числе и к тому прошлому, которое они признают своим собственным. Историческая культура – та часть культуры, которая связана со временем как сущностным элементом человеческой жизни. Изучение исторической культуры предполагает анализ способов социального производства исторического опыта и форм его манифестации в жизни сообществ»4.

Но рискну предложить собственное/рабочее/упрощенное определение этого понятия: историческая культура – система формирования исторических представлений, получения и презентации исторического знания, свойственная определенной социокультурной общности и презентируемая системой видов историографических источников. Это определение синтезирует утверждение Л.П. Репиной: «Комплексное исследование целостного феномена исторической культуры (и исторической традиции) может опереться на новый подход, в основу которого положен синтез социокультурной и интеллектуальной истории, что предполагает анализ явления интеллектуальной сферы в широком контексте социального опыта, исторической ментальности и общих процессов духовной жизни общества, включающем и теоретическое, и идеологическое, и обыденное сознание»5, – и исследовательские подходы источниковедения историографии6.

Цель настоящей статьи – предложить динамическую модель исторической культуры в корреляции с модификацией исторического знания, выделив ее системообразующие составляющие и акцентировав внимание на двух, наиболее существенных – историческом нарративе и исторической памяти,– и интегрировав несколько схем интерпретации, представляющихся мне наиболее эффективными, На основе этой модели можно будет наметить основные характеристики взаимодействия исторического знания и исторической памяти в актуальной социокультурной ситуации, которую в самом общем виде можно охарактеризовать как становление постпостмодерна, когда уже определились основные черты не только новой социальной реальности, но и соответствующего ей исторического знания, существенной, если не основополагающей, характеристикой которого стала проблематизация исторической памяти. Именно концепция «мест памяти» П. Нора7, точнее ее трансформация на исходе 1980-х, зафиксировала перелом от деконструкции «мест памяти», присущей постмодерну, к искусственной коммеморации, свойственной уже постпостмодерну.

К задачам на пути достижения этой цели можно отнести (1) выстраивание иерархии интерпретационных схем; (2) выявление их взаимных связей в различных, сменяющих друг друга во времени, моделях исторического знания и, наконец, (3) попытку применить сконструированную модель к актуальной ситуации в сфере взаимодействия исторического знания и исторической памяти. Исходная аксиома при рассмотрении проблемы взаимодействия исторического знания и исторической памяти – понимание того, что при многообразии социальных функций исторического знания и их трансформациях на протяжении, как минимум, последних трех столетий, инвариантной функцией исторического знания является формирование идентичности в социумах с историческим типом социальной памяти.

Иерархия интерпретационных схем

При решении первой задачи пойдем от общего к частному и предложим следующие схемы интерпретации:

– смена типов рациональности/моделей науки;

– модификация «словаря» исторической науки;

– трансформации нарратива.

Типы рациональности/модели науки8 задают нам максимально широкий контекст рассмотрения проблемы, объединяя, с одной стороны, понимание базисных характеристик мировоззрения эпохи, существенной частью которого является историческая культура, в контекст которой, в свою очередь, помещается историческая память, и, с другой стороны, системообразующие характеристики исторической науки, воспринимаемой как историко-культурный социальный феномен в системе соответствующей исторической культуры, в рамках которой и происходит ее «встреча»/«разлука» с исторической памятью.

На протяжении нового и после-нового (постмодерн) времени последовательно сменяют друг друга три типа рациональности и соответствующие им модели науки: классическая (от Френсиса Бэкона и Рене Декарта до Г.В.Ф. Гегеля – в философии, эксплицирующей тип мировоззрения9) – неклассическая (с одной стороны, определяемая открытиями в физике микромира и получившая философское обоснование в эмпириокритицизме; с другой, – философски эксплицированная в раз-ных вариантах философии жизни и экзистенциализма) – постнеклассическая (маркерами которой стали работы постпозитивиста Томаса Куна «Структура научных революций» (1962)10 и. П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (1967)11).

Некоторые разногласия вызывает неоклассическая модель науки. Во-первых, на мой взгляд, весьма проблематично соотнести ее с каким-либо особым типом рациональности. Во-вторых, дискуссионным является вопрос о времени ее формирования. Причем, этот вопрос не носит чисто хронологический характер, фактически это вопрос о соотнесении неоклассической модели с вышеупомянутыми типами рациональности/моделями науки. Если неоклассическая модель фактически сменяет постнеклассическую, являясь вариантом выхода из ее кризиса12, то следует задуматься над экспликацией нового типа рациональности. Но, на мой взгляд, неоклассическая модель возникает параллельно с неклассической и скорее выступает как маргинальная/сопутствующая в контексте неклассического и постнеклассического типов рациональности13. В контексте рассматриваемой здесь проблемы неоклассическая модель исторической науки нужна только для характеристики современной исторической культуры и имеет весьма косвенное отношение к формированию исторической памяти.

«Словари» исторической науки – в основе этой схемы интерпретации предложенная Ф. Анкерсмитом концепция смены словарей исторической науки: словарь описания и объяснения – словарь интерпретации – словарь репрезентации14. Словари исторической науки явно кор-релируют с моделями науки, конкретизируя их применительно к историческому познанию: словарь описания и объяснения – классический тип рациональности, словарь интерпретации – неклассический тип, словарь репрезентации – постнеклассический тип.

Трансформации нарратива – схема интерпретации взаимоотношений исторического знания и исторической памяти. Здесь необходимо дать небольшое пояснение, суть которого в том, что все термины, связанные с нарративом, употребляются в их самом простом значении. Под историческим нарративом понимается хронологически организованный рассказ, сочетающий функции описания и объяснения15. Последнее принципиально важно и отличает нарратив от хроники. Соответственно, исторический метанарратив – универсальная система описания и объяснения в глобальном масштабе, преимущественно национально-государственного уровня. Исторический мастернарратив – нарратив национально-государственного масштаба, подчиняющий себе локальное историописание. Не вдаваясь в дискуссию о терминах (о которых, как известно, не спорят, а договариваются), отмечу лишь, что в ситуации доминирования классического типа рациональности и превалирования нарратива в исторической культуре (XIX век) понятия метанарратив и мастернарратив могут выступать как практически синонимичные.

Я исхожу из очевидного предположения, что именно нарратив, с одной стороны, «обслуживает» историческую память, а с другой стороны, – подпитывается ею. Если вернуться к концепции деконструкции «мест памяти»/искусственной коммеморации П. Нора, то можно сформулировать объясняющую гипотезу: деконструкция «мест памяти» предполагает, в первую очередь, извлечение их из того нарратива, которому они имманентны, в условиях кризиса доверия к нему16, а искусственная коммеморация непременно должна была породить процесс ренарративизации – создания подобающих контекстов «мест памяти», что и происходит в условиях постпостмодерна. «Места памяти» как опора конструирования идентичности явно предполагают наличие нарратива, хотя бы и имплицитное.

Классическая модель науки – словарь описания и объяснения – становление мета(мастер)нарратива – естественная коммеморация17

Классическая модель науки предполагает поиск объективной истины, т.е. такой истины, которая имманентна объекту исследования и не зависит ни от индивидуальности познающего субъекта, ни от социокультурной ситуации. Философскую экспликацию этой модели дали Френсис Бэкон, боровшийся с «идолами заблуждения» и Рене Декарт, провозгласивший принцип универсального сомнения и сформулировавший весьма несложные правила метода для универсального разрешения сомнения. В «Рассуждении о методе…» (1637) Декарт оптимистично предрекал: «…если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть»18.

Естественно, что первоочередная задача исторической науки в ее классической модели – дать описание объективной реальности прошлого, установив «объективные» факты путем т.н. критики исторического источника19 (дискурсивные маркеры этого подхода, сохранившегося по сию пору, – «источник, содержащий факты», «добытые из источника факты», а также уже упомянутая «критика исторического источника»).

Нарратив в такой познавательной ситуации не проблематизируется, а рассматривается, вероятно, как описание исторической реальности, чему способствует становление научного метода, ведущее к утверждению научного характера исторического знания, в т.ч. репрезентированного в форме нарратива. К тому же и словарь описания и объяснения ко-герентен пониманию нарратива как хронологически организованного рассказа, сочетающего функции описания и объяснения. В этот период, как пишет П. Нора, произошло «искоренение памяти под захватническим натиском истории»20. Таким образом, исторический нарратив в это время обеспечивает естественную коммеморацию.

Хотя несоответствие нарратива словарю описания издавна замечали некоторые историки. Например, лорд Болингброк, ратуя в «Письмах об изучении и пользе истории» за критический подход к историческому познанию, утверждал: «Защищенный от обмана, я могу смириться с неосведомленностью…»21 Но наиболее ярко описывает отношение к становящемуся в начале XIX в. метанарративу высказывание главы скептической школы в русской историографии М.Т. Каченовского: «Без сом-нения, весьма приятно извинять свое невежество ненадобностью наук, и утешительно выдумывать причины, для чего можно без них обойтись; но писатель, занимающийся словесностью, должен трудиться не для сидельцев мучных лавок, не для бородатых защитников двуперстного сложения, не для охотников рассказывать вздор о Бове Королевиче и о Мамаевом побоище, а для читателей образованных, для таких, которые чтя Бога, храня Веру и любя Отечество, сверх того еще знают, в каких случаях призыванием сих священных имен подкрепляются полезные истины, предлагаемые сочинителем [выделено мной – М.Р.]»22.

Неклассическая модель науки – словарь интерпретации – начало кризиса доверия к историческому метанарративу – разрушение естественной коммеморации

Неклассическая модель науки, формирующаяся, преимущественно, под влиянием физики микромира, проблематизирует познающего субъекта, составляющего единую систему с объектом исследования и воздействующего на объект в процессе исследования. Маркером неклассической модели в исторической науке является становление истории истории (историографии): смещение акцента с того, «как оно было на самом деле», к тому, «как об этом написали историки». Естественно, что здесь уже применим словарь интерпретации. Важно подчеркнуть, что в неклассической модели науки речь идет, по преимуществу, об интерпретации факта при его инкорпорации в нарратив. При этом трудно не согласиться с А. Мегиллом, который замечает: «…все призывы к синтезу – это попытка навязать интерпретацию. Вполне законно приводить доводы в пользу какой-то интерпретации как [выделено автором – М.Р.] интерпретации…»23

Словарь описания и объяснения некоторое время (до лингвистического поворота) сохраняет свои функции применительно к факту. Да и дискурс использованной выше конструкции «как об этом написали историки» отсылает нас к словарю описания и объяснения и демонстрирует сложности дискурсивного преодоления классической модели науки.

Очевидно, осознание «авторской»/индивидуальной/субъективной природы нарратива не могло не подрывать доверия к нему.

Постнеклассическая модель науки – словарь репрезентации – кризис нарратива – кризис коммеморации

Постнеклассическая модель науки предполагает «социальное конструирование реальности» (П. Бергер и Т. Лукман). И хотя Ф. Анкер-смит отказался от разработанного им понятия «нарративная субстанция»24 в пользу словаря репрезентации25, понятие «нарративная субстанция», на мой взгляд, весьма точно фиксирует понимание природы и функции нарратива. Но и переход к словарю репрезентации закономерен ввиду кризиса нарратива в ситуации постмодерна, стремления его деконструировать, что сопровождалось востребованностью микроистории, которой в полной мере соответствует словарь репрезентации.

Актуальное состояние: прошлое как наследие и как «чужая страна» – искусственная коммеморация

Предпримем попытку охарактеризовать с точки зрения заявленных выше схем интерпретации актуальное состояние взаимодействия исторического знания и исторической памяти. Вероятно, постнеклассический тип рациональности сохраняет свои позиции, хотя наблюдается рост интереса к неоклассической модели исторической науки, что фактически и констатировал А.В. Лубский. Естественно предположить, что при устойчивости постнеклассической рациональности должен бы сохранить status quo и словарь репрезентации, но, как мне представляется, он вступает в конкуренцию с новыми нарративами, во множестве порождаемыми в ходе процесса ренарративизации, являющегося наиболее ярким проявлением ситуации постпостмодерна в историческом знании.

О.М. Медушевская охарактеризовала актуальную26 ситуацию в историческом познании следующим образом: «Профессиональное сообщество историков находится в ситуации смены парадигм <…> По отношению к философии исторического познания следует говорить не столько о смене, сколько о сосуществовании и противоборстве двух взаимоисключающих парадигм. Одна из них, неотделимая от массового повседневного исторического сознания [выделено мной – М.Р.], опирается на многовековую традицию и в новейшее время идентифицирует себя с философией уникальности и идиографичности исторического знания <…> Другая парадигма истории как строгой науки, стремящаяся выработать совместно с науками о природе и науками о жизни общие критерии системности, точности и доказательности нового знания»27.

Мне уже неоднократно приходилось писать о том, что при всем уважении к автору и согласии с предложенной ею концепцией «когнитивной истории», не могу согласиться с приведенной выше характеристикой актуального исторического знания. Дело не в «парадигмальных» различиях и «противоборстве парадигм», а в параллельном сосуществовании истории как науки (в т.ч. как строгой науки, принадлежащей нео-классической модели) и социально ориентированного историописания, которое – это принципиально важно – может быть реализовано исключительно как нарратив. И сама О.М. Медушевская отметила: «В силу своей адекватности повседневному историзму массового сознания [кур-сив мой. – М.Р.] парадигма нарративной логики преобладает в мире»28.

Итак, можно предположить, что актуальное историческое знание, оформившееся с начала XXI в. в ситуации постпостмодерна, характеризуется разрывом научной и социально ориентированной истории29. Это утверждение может показаться излишне радикальным, но оно подтверждается разнонаправленностью на протяжении всего XX в. тенденций исторической науки и трансформаций исторического нарратива. Mainstream исторической науки – фрагментация, ведущая и приведшая к осознанию невозможности построения когерентной истории30 и, соответственно, к невозможности/проблематичности актуального мастернарра-тива. Разделяя убеждение многих историков, что т.н. «школа “Анналов”» олицетворяет историческую науку XX в., не могу не процитировать П. Нора: «Враждебность “Анналов” в отношении событийной, политической, военной, дипломатической, биографической истории в принципе не означала приговора национальной истории, но на деле подготавливала его, потому что национальная история писалась как линейный рассказ о причинно-следственных связях [выделено мной – М.Р.]»31.

Второй весьма существенный и при этом общепризнанный фактор развития исторического знания в XX в. – антропологический поворот, одним из результатов которого было утверждение позиции инаковости при рассмотрении исторического прошлого. Как ни парадоксально это может выглядеть, но позиция инаковости чужда обыденному историческому сознанию. В частности, Дж. Тош, рассуждая об отличии профессионального (научного) исторического знания от обыденного исторического сознания, отмечает в качестве существенной черты исторической науки именно подход с позиции инаковости32. Размышляя о функциях критической (научной) истории, А. Мегилл пишет: «Критическая историография ничего не предписывает настоящему. Она только показывает то, что было иным и удивительным – даже поразительным [выделено мной – М.Р.] – в прошлом. Если в историописании утрачивается это качество удивлять, то оно одновременно утрачивает и свое академическое, научное оправдание»33. При этом Мегилл вполне определенно высказывается о взаимоотношениях исторической науки и исторической памяти: «Критическая историография должна находиться на некотором расстоянии от памяти, во всех смыслах последней…»34.

Наиболее интересную трактовку этой проблемы дал Д. Лоуэнталь. Уже название его обширного труда «Прошлое – чужая страна» (1985) недвусмысленно заявляет основную идею – идею инаковости прошлого. Но в Предисловии к русскому изданию, уже в новой социокультурной ситуации, он обращает внимание на то, что такой подход неприемлем для массового сознания, и вскрывает механизм этого неприятия: «…обычной публике все эти предписания представляются неприемлемыми. Такое совершенно чуждое нам прошлое воспринимают с трудом, в особенности если нам хотелось бы погреться в отблеске его славы, или же ощутить себя по возможности комфортно. А потому мы вызываем в воображении таких предшественников, которые в большей степени похожи на нас самих. Большинство людей во все времена считали прошлое не чужой, но, напротив, вполне знакомой, даже “прирученной” областью»35. Продуктивным, по крайней мере для рассматриваемой нами проблемы, представляется осуществленное Лоуэнталем различение истории и наследия: «“Приручая” таким образом прошлое, мы привлекаем на свою сторону несметное число нынешних причин. Легенды о возникновении и длительности, о победах или бедствиях, проецируют настоящее на прошлое, а прошлое, в свою очередь, на настоящее. Они ставят нас в один ряд с предками, чьи добродетели мы разделяем и чьи пороки скрываем. Однако подобное сообщество – еще не собственно история, как ее понимают историки. Это наследие [здесь и далее выделено мной – М.Р.]. Такое различение имеет решающий характер. История исследует и объясняет прошлое <…> Наследие упрощает и проясняет прошлое, привнося в него современные цели и намерения». И афористично подводит итог: «История… – это взгляд одного века на другой. Напротив, наследие относится к прошлому как к достоянию века нынешнего. Увиденное глазами истории, прошлое – чужая страна, если мы смотрим на него как на наследие, оно вполне знакомо и привычно»36. Но уже задолго до Лоуэнталя Ф. Ницше в своей рефлексии современного ему исторического знания «О пользе и вреде истории для жизни» (1873) отметил стремление человека сближать прошлое с настоящим в рамках «монументальной истории». Немецкий философ пишет: «Если человек, желающий создать нечто великое, вообще нуждается в прошлом, то он овладевает им при помощи монументальной истории…»37, но при этом замечает, что монументальная история «всегда будет сближать разнородные элементы, обобщать и, наконец, отождествлять их; она всегда будет смягчать различия мотивов и побуждений, чтобы за счет causae представить effectus в монументальном виде, именно как нечто типичное и достойное подражания…»; и афористично подводит итог: «Монументальная история вводит в заблуждение при помощи аналогий…»38.

Попытаемся скоординировать различные параметры интерпретационной модели, но теперь, в отличие от выстраивания иерархии интерпретационных схем в начале статьи, – снизу вверх:

– социально ориентированное историописание, по определению, существует в форме нарратива;

– проблематизация нарратива в методологии исторической науки последней трети XX в. и устойчивый вывод о его неверифицируемости39 – один из факторов подрыва доверия к нарративу и перехода от метанарратива к «местам памяти», точнее, на первом этапе – к их деконструкции путем извлечения их из нарратива, которому они имманентны;

– переход от деконструкции «мест памяти» к искусственной коммеморации порождает процесс ренарративизации, поскольку «места памяти» предполагают наличие нарратива (хотя бы и неэксплицированного), без которого они не могут быть опознаны/восприняты в качестве «мест памяти»;

– процесс ренарративизации, – существенная характеристика актуальной исторической культуры, – ведет отнюдь не к созданию когерентного мета(мастер)нарратива, а к противостоянию/«войне» нарративов; к описанию этого процесса вполне применимо замечание П. Нора: «Конец истории-памяти умножил число отдельных памятей, которые потребовали своей истории»40;

– произошел разрыв исторической науки и социально ориентированного историописания;

словарь репрезентации, характерный для микроистории последней трети XX в., некогерентен ренарративизации; вероятно, он может обеспечивать идентичность постмодернистского типа, но не может конкурировать с нарративом в конструировании исторической памяти;

– естественно, в новых условиях не может быть «возвращения» к словарю описания и объяснения, жестко привязанному к классической модели науки; вероятно, может быть по-прежнему востребован словарь интерпретации, но при осознании его субъективности и, соответственно, невозможности удовлетворения потребности в конструировании общей исторической памяти;

– если признать, что описанные процессы разворачиваются в контексте постнеклассической рациональности, то необходим новый словарь – словарь интерсубъективного конструирования реальности, который будет способен возобновить контакт исторической науки и социально ориентированного историописания на методологической основе социологии знания.

Необходимо отметить, что Анкерсмит, солидаризируясь с А. Данто, проводил различие между репрезентацией истории и исторической наукой: «…Данто был прав, требуя различных познаний для репрезентации и науки. Репрезентация предполагает постулирование существования логических моделей, подобных нарративным субстанциям, которые в случае чисто научного исследования являются избыточными. Эти логические модели придают языку репрезентации непрозрачность, неизвестную науке: каждое утверждение, которое мы делаем о прошлом, поглощается гравитационным полем рассматриваемой нарративной субстанции и обязано ему своим нарративным значением. В науке мы заинтересованы только в истинности или законности утверждений; в исторической репрезентации истинность утверждений о прошлом более или менее считается само собой разумеющейся <…> Логические модели, требуемые в соответствии с теорией замещения репрезентации, символизируют дистинкцию науки и репрезентации»41. Вопрос соотношения получения научного знания и его репрезентации был рассмотрен мною ранее42, но здесь важно подчеркнуть, что в этом случае речь идет о репрезентации научного знания, а не о конструировании нарратива в целях искусственной коммеморации.

Таким образом, мы имеем дело с искусственной коммеморацией, суть которой еще в конце XX в. П. Хаттон выразил вполне афористично: «Современное историческое мышление отражает ценности современной культуры, которая демонстрирует не столь сильное благоговение перед прошлым, и возлагает большие надежды на новшества будущего. <…> В настоящее время нам приходится говорить скорее о полезности прошлого, чем о его влиянии на нас [выделено мной – М.Р.]»43. Впрочем, Ницше, размышляя о «критической истории», прозорливо подметил истоки этой особенности исторического нарратива: «это как бы попытка создать себе a posteriori такое прошлое, от которого мы желали бы происходить в противоположность тому прошлому, от которого мы действительно происходим…»44.

Мы не затрагивали здесь весьма актуальную проблему «политики памяти»45. Но вполне очевидно, что инструментом этой политики является нарратив. Политика памяти может быть эффективной, т.е. отвечающей потребностям социума, только на основе рефлексии нарратива и механизмов его конструирования. При этом оказывается важным отношение к прошлому как к «наследию», а не как к «чужой стране». Как разрешить эту коллизию между установкой исторической науки на инаковость и потребностью в конструировании исторической памяти?...


БИБЛИОГРАФИЯ

Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М.: Прогресс-Традиция, 2003(a). 492 с.

Анкерсмит Ф. Нарративная логика: семантический анализ языка историков. М.: Идея-Пресс, 2003(b). 360 с.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

Болингброк. Письма об изучении и пользе истории: пер. с англ. М.: Наука, 1978. 359 с.

Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М.: Научный мир, 2003. 393 с.

Гуссерль Э. Философия, как строгая наука // Логос: международный ежегодник по философии культуры. М.: Книгоиздательство «Мусагетъ», 1911. Кн. 1. С. 1-56.

Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч.: в 2 т.: пер. с лат. и фр. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 250-296.

Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век: антология. М.: Юристъ, 1995. С. 213-255.

Каченовский М.Т. Нестор. Руския летописи на Древле-Славенском языке // Вестник Европы. 1811. Ч. 59. № 18. С. 127-149.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 302 с.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 159 с.

Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна. СПб.: «Русский остров»; «Владимир Даль», 2004. 623 с.

Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. 351 с.

Маловичко С.И. Непонимание как форма сосуществования разных типов исторического знания // Диалог со временем. М.: ИВИ, 2014. Вып. 46. С. 129-145.

Маловичко С.И., Румянцева М.Ф. История как строгая наука vs социально ориентированное историописание. Орехово-Зуево: Изд-во МГОГИ, 2013. 252 с

Мегилл А. Историческая эпистемология. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. 479 с.

Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. М.: РГГУ, 2008. 361 с.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 158-230.

Нора П. Между памятью и историей: проблематика мест памяти // Франция – память / под ред. П. Нора и др. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999(a). С. 17-50.

Нора П. Предисловие к русскому изданию // Франция – память / под ред. П. Нора и др. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999(b). С. 5-14.

Репина Л.П. Историческая культура как предмет исследования: введение // История и память: историческая культура Европы до начала нового времени / под. ред. Л.П. Репиной. М.: Кругъ, 2006. С. 5-55.

Румянцева М.Ф. Историческая память и презентация истории: неоклассическая vs классическая – неклассическая – постнеклассическая модели исторической науки // Событие в истории, памяти и нарративах идентичности: [сб. ст.] / отв. ред. Л.П. Репина. М.: Аквилон, 2017. С. 18-48.

Румянцева М.Ф. Проблема коммеморации: метанарратив – места памяти – ренарративизация // Диалог со временем. 2016. Вып. 54. С. 16-31.

Стёпин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 743 с.

Теория и методология исторической науки: терминол. слов. / отв. ред. А.О. Чубарьян, Л.П. Репина; 2-е изд., испр. и доп. М.: Аквилон, 2016. 543 с.

Тойнби А. Дж. Постижение истории: сборник: пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 731 с.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: «Весь Мир», 2000. 295 с.

Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. 527 с.

Франция – память / под ред. П. Нора и др. СПб., 1999. 328 с.

Хаттон П. История как искусство памяти: пер. с англ. СПб.: Владимир Даль, 2003. 479 с.


REFERENCES

Ankersmit F.R. Istoriya i tropologiya: vzlet i padeniye metafory. M.: Progress-Traditsiya. 2003(а). 492 s.

Ankersmit F. Narrativnaya logika: semanticheskiy analiz yazyka istorikov. M.: Ideya-Press. 2003(b). 360 s.

Berger P., Lukman T. Sotsialnoye konstruirovaniye realnosti. Traktat po sotsiologii znaniya. M.: Medium. 1995. 323 s.

Bolingbrok [G.S.-Dzh] Pisma ob izuchenii i polze istorii: per. s angl. M.: Nauka. 1978. 359 s.

Ven P. Kak pishut istoriyu. Opyt epistemologii. M.: Nauchnyy mir. 2003. 393 s.

Gusserl E. Filosofiya. kak strogaya nauka // Logos: mezhdunarodnyy ezhegodnik po filosofii kultury. M.: Knigoizdatelstvo «Musaget». 1911. Kn. 1. S. 1-56.

Dekart R. Rassuzhdeniye o metode. chtoby verno napravlyat svoy razum i otyskivat istinu v naukakh // Dekart R. Soch.: v 2 t.: per. s lat. i fr. M.: Mysl. 1989. T. 1. S. 250-296.

Diltey V. Tipy mirovozzreniya i obnaruzheniye ikh v metafizicheskikh sistemakh // Kulturologiya. XX vek: antologiya. M.: Yurist. 1995. S. 213-255.

Kachenovskiy M.T. Nestor. Ruskiya letopisi na Drevle-Slavenskom yazyke // Vestnik Evropy. 1811. Ch. 59. № 18. S. 127-149.

Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsiy / per. s angl. I.Z. Neletova. M.: Progress. 1977. 302 s.

Liotar Zh.-F. Sostoyaniye postmoderna. M.: Institut eksperimentalnoy sotsiologii; SPb.: Aleteyya. 1998. 159 s.

Louental D. Proshloye – chuzhaya strana / per. s angl. A.V. Govorunova. SPb.: Izdatelstvo «Russkiy ostrov». Izdatelstvo «Vladimir Dal». 2004. 623 s.

Lubskiy A.V. Alternativnyye modeli istoricheskogo issledovaniya. M.: Izdatelstvo «Sotsialno-gumanitarnyy znaniya». 2005. 351 s.

Malovichko S.I. Neponimaniye kak forma sosushchestvovaniya raznykh tipov istoricheskogo znaniya // Dialog so vremenem. M.: IVI. 2014. Vyp. 46. S. 129-145.

Malovichko S.I., Rumyantseva M.F. Istoriya kak strogaya nauka vs sotsialno oriyentirovannoye istoriopisaniye. Orekhovo-Zuyevo: Izd-vo MGOGI. 2013. 252 s

Megill A. Istoricheskaya epistemologiya. M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiya». 2007. 479 s.

Medushevskaya O.M. Teoriya i metodologiya kognitivnoy istorii. M.: RGGU. 2008. 361 s.

Nitsshe F. O polze i vrede istorii dlya zhizni // Nitsshe F. Soch.: v 2 t. M.: Mysl. 1990. T. 1. S. 158-230.

Nora P. Mezhdu pamyatyu i istoriyey: problematika mest pamyati // Frantsiya – pamyat / pod red. P. Nora i dr. SPb.: Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo universiteta. 1999. S. 17-50.

Nora P. Predisloviye k russkomu izdaniyu // Frantsiya – pamyat / pod red. P. Nora i dr. SPb.: Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo universiteta. 1999. S. 5-14.

Repina L.P. Istoricheskaya kultura kak predmet issledovaniya: vvedeniye // Istoriya i pamyat: istoricheskaya kultura Evropy do nachala novogo vremeni / pod. red. L.P. Repinoy. M.: Krug. 2006. S. 5-55.

Rumyantseva M.F. Istoricheskaya pamyat i prezentatsiya istorii: neoklassicheskaya vs klassicheskaya – neklassicheskaya – postneklassicheskaya modeli istoricheskoy nauki // Sobytiye v istorii. pamyati i narrativakh identichnosti: [sb. st.] / otv. red. L.P. Repina. M.: Akvilon. 2017. S. 18-48.

Rumyantseva M.F. Problema kommemoratsii: metanarrativ – mesta pamyati – renarrativizatsiya // Dialog so vremenem: almanakh intellektualnoy istorii. M.: IVI. 2016. Vyp. 54: Spetsialnyy vypusk: Natsionalnaya identichnost i fenomen istoricheskoy pamyati. S. 16-31.

Stepin V.S. Teoreticheskoye znaniye: struktura. istoricheskaya evolyutsiya. M.: Progress-Traditsiya. 2003. 743 s.

Teoriya i metodologiya istoricheskoy nauki: terminol. slov. / otv. red. A.O. Chubarian. L.P. Repina; RAN. In-t vseobshchey ist. 2-e izd.. ispr. i dop. M.: Akvilon. 2016. 543 s.

Toynbi A. Dzh. Postizheniye istorii: sbornik: per. s angl. M.: Progress. 1991. 731 s.

Tosh Dzh. Stremleniye k istine. Kak ovladet masterstvom istorika: per. s angl. M.: Izdatelstvo «Ves Mir». 2000. 295 s.

Uayt Kh. Metaistoriya: Istoricheskoye voobrazheniye v Evrope XIX veka. Ekaterinburg: Izd-vo Uralskogo un-ta. 2002. 527 s.

Frantsiya – pamyat / pod red. P. Nora i dr. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta. 1999. 328 s.

Khatton P. Istoriya kak iskusstvo pamyati: per. s angl. SPb.: Vladimir Dal. 2003. 479 s.


  1. Тойнби 1991. С. 14. 

  2.  Динамика актуального исторического знания/исторической науки такова, что принципиально важно каждый раз точно устанавливать время формулирования того или иного положения. Но за истекшее десятилетие радикальных изменений/ поворотов в историческом знании не произошло, если не считать активизировавшихся попыток создания глобальной истории, так что мы можем позиционировать работы середины 2000-х как современные и, тем более, сохраняющие свою актуальность. 

  3. Репина 2006. С. 9. 

  4. Теория и методология… 2016. С. 165. 

  5. Репина 2006. С. 9. 

  6. Теория и методология… 2016. С. 209. 

  7. См.: Франция – память 1999. 

  8. См., напр.: Стёпин 2003. 

  9. См.: Дильтей 1995. 

  10. Кун 1977. 

  11. Бергер, Лукман 1995. 

  12. См.: Лубский 2005. 

  13.  В качестве реперной точки экспликации неоклассической модели я бы определила программную статью Э. Гуссерля «Философия как строгая наука». – Гуссерль 1911. 

  14.  Анкерсмит 2003(a). С. 213-258. 

  15. Мегилл 2007. С. 222. 

  16. Лиотар 1998. С. 9-10 и след. 

  17.  Центральная проблема исторической памяти – проблема коммеморации в контекстах смены типов рациональности/моделей науки и в связи с процессами трансформаций нарратива была рассмотрена мною ранее, поэтому здесь я ограничиваюсь только схематичным (и уточненным) изложением своего понимания их взаимной связи. См.: Румянцева 2016; 2017. 

  18. Декарт 1989. С. 261. 

  19. См.: Теория и методология… 2016. С. 242. 

  20. Нора 1999(a). С. 19. 

  21. Болингброк 1978 [1735]. С. 49. 

  22. Каченовский 1811. С. 148-149. Подробнее см.: Маловичко 2014

  23. Мегилл 2007. С. 256-257. 

  24. Анкерсмит 2003(b). С. 140-199. 

  25. Анкерсмит 2003(a). С. 213-258. 

  26. На момент завершения работы – 2007 год. См. примеч. 2. 

  27. Медушевская 2008. С. 15-16. 

  28. Там же. С. 16. 

  29. Подробнее см.: Маловичко, Румянцева 2013. 

  30. См., например: Мегилл 2007. С. 255-357. 

  31. Нора Предисловие… 1999. С. 9-10. 

  32. Тош 2000. С. 11-31. 

  33. Мегилл 2007. С. 132. 

  34. Мегилл 2007. С. 132. 

  35. Лоуэнталь 2004. С. 6-7. 

  36. Лоуэнталь 2004. С. 7. 

  37. Ницше 1990. С. 174. 

  38. Там же. С. 171-172. 

  39. Вен 2003 [1971]; Уайт 2002 [1973]; Анкерсмит 2003(b) [1983]. 

  40. Нора 1999(а). С. 33 

  41. Анкерсмит 2003(a). С. 242-243. 

  42. Румянцева 2017. 

  43. Хаттон 2003 [1993]. С. 24. 

  44. Ницше 1990. С. 179. 

  45. Мое отношение к этой проблеме см.: Румянцева 2017. С. 18-20.