К 150-ЛЕТИЮ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ К РОССИИ: ИЗМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПАРАДИГМ
On the 150th Anniversary of the Annexation of Central Asia by Russia: change of research paradigms

()

PDF

Объектом данного исследования является рассмотрение исследовательской парадигмы как системы объективных и субъективных оценочных критериев, объединенных единой логикой определенных идеологических установок. В дореволюционный период оценки процесса присоединения региона к царской империи в большинстве своем носили положительный характер. С установлением советской власти была создана новая оценочная парадигма, в которой на первый план выдвигалось пресловутое «колониальное угнетение». Однако в советский период происходила эволюция подхода к рассматриваемой проблеме и со времени «хрущевской оттепели» он сменился тезисом о прогрессивном значении присоединения. Вторая часть статьи посвящена оценкам данного события в отечественной учебной исторической литературе и интерпретациям, которые существуют в современной центрально-азиатской исторической и псевдоисториче-ской науке.

Ключевые слова: Средняя Азия, Россия, присоединение, оценочная парадигма, учебная историческая литература

Рубрика: На просторах Евразии

Волков И. В. К 150-летию присоединения Средней Азии к России: изменение исследовательских парадигм // Диалог со временем. 2015. Вып. 52. С. 284-302. https://roii.ru/r/1/52.16


Keywords: Central Asia, Russia, accession, the evaluation paradigm, academic historical literature

This study examines the research paradigm as a system of objective and subjective evalua-tion criteria, united by a logic of a certain ideology. In pre-revolutionary period the process of the appropriation of the territories by the Empire was mostly seen in a positive light. With the establishment of Soviet power, a new evaluation paradigm has been created, which brings to the fore the notorious "colonial oppression". However, in the Soviet peri-od, an approach to the problem has evolved, and after the "Khrushchev thaw" the idea of progressive acquisition was established. The second part of the article is devoted to the assessment of this event by the national academic historical literature and interpretations that exist in contemporary Central Asian historical studies and pseudo-science.