ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ 1920-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Н.И. КОЧИНА «НИЖЕГОРОДСКИЙ ОТ-КОС»)
The novel “Nizhegorodsky otkos” by N.I. Kochin’s: A source on the history of science and the higher school in Nizhny Novgorod

()

PDF

Статья посвящена использованию художественной литературы как исторического источника по истории высшей школы. Исследуется роман Н.И. Кочина «Нижего-родский откос». В романе отражены реалии высшей школы в Нижнем Новгороде в 1920-е гг., представлены образы преподавателей педагогического института. Проблема достоверности сведений романа изучается в статье. Автор приходит к выводу, что роман Н.И. Кочина дает сведения о повседневной стороне жизни историков и гуманитариев, но в ряде случаев они сознательно искажены. И задача историков вместе с литературоведами состоит в том, чтобы силу и убедительность данного недостоверного текста превозмочь пропагандой результатов источниковедческого анализа. В противном случае картина прошлого науки будет существенно деформирована.

Ключевые слова: Н.И. Кочин, исторический источник, художественная литература, Ниже-городский педагогический институт, Нижегородский университет, В.Л. Комарович, С.И. Архангельский, В.Н. Бочкарев

Рубрика: История и литература

Кузнецов А. А. Художественная литература как источник по истории науки и высшей школы в Нижнем Новгороде 1920-х гг. (на примере романа Н.И. Кочина «Нижегородский от-кос») // Диалог со временем. 2014. Вып. 49. С. 367-397. https://roii.ru/r/1/49.20


Keywords: N.I. Kochin, historical source, fiction, Nizhny Novgorod teacher training college, Nizhny Novgorod university, V.L. Komarovich, S.I. Arkhangelsky, V.N. Bochkaryov

Article is devoted to the use of fiction as historical source on history of the higher school. The novel "The Nizhny Novgorod slope" by N. I. Kochin's is under discussion. The novel reflects the life of the higher school in Nizhny Novgorod in the 1920sand presents images of professors and teachers of Nizhny Novgorod institute and university. The problem of reliability of testimonies of the novel is addressed in the article. The author concludes that the novel by Kochin offers some information on the everyday life of historians and schol-ars in humanities but in some cases, this information is consciously distorted. The task of historians and the historians of literature is to refute the persuasive force of this unreliable text with the propaganda of the results of historiographical analysis, otherwise the image of the past of historical discipline would suffer a serious deformation.