ОБРАЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ
Image of historical discipline in the first post-war decade: the transformation of historiographic coordinates

Исследование выполнено при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.», государственный контракт № 02.740.11.0350

(), ()

PDF

Статья посвящена проблеме трансформации образа исторической науки в 1945–1953 гг. в отечественной историографии. Рассматривается процесс смены историографических координат (1980–2000-е гг.), разворачивавшийся в нескольких направлениях:1) актуализация проблемы социального контекста развития науки, взаимоотношения ученых и власти; 2) антропологизация историографии; 3) рассмотрение когнитивных принципов организации науки, выход на закономерности ее развития; 4) соотнесение историографических интерпретаций с глубинными основаниями национальной культурной традиции, «мозаикой символов культурной идентичности».

Ключевые слова: образ исторической науки, антропологическая парадигма, социальный заказ, послевоенный период, космополитизм

Рубрика: Из истории науки

Корзун В. П., Колеватов Д. М. Образ исторической науки в первое послевоенное десятилетие: трансформация историографических координат // Диалог со временем. 2010. Вып. 33. С. 59-85. https://roii.ru/r/1/33.4


Keywords: image of historical disciplinee, anthropological paradigm, social order, post-war period, cosmopolitism, translation of historical consciousness

This article is dedicated to the transformation of the image of the historical discipline in Russia in 1945-1953. The authors consider the process of changing historiographic coordinates (1980s-2000s) which had several directions: 1) actualization of the problem of social context in the development of the discipline and of relationship between scholars and authorities; 2) anthropologization of historiography, which was reflected in personification and humanizing of the image of historical science; 3) consideration of cognitive principles of the discipline and finding out the patterns of its development; 4) correlation of historiographical interpretations with the deep foundations of national cultural tradition, with “puzzle of cultural identity symbols”.