44-й выпуск журнала „Диалог со временем“

44PDFНомер выпуска: 44
Год выпуска: 2013
Страниц: 400
ISSN: 2073-7564
ISBN-10: 5-9710-0703-3
ISBN-13: 978-5-9710-0703-6
Купить печатное издание

Содержание выпуска


    КОГНИТИВНАЯ ИСТОРИЯ


  1. О.М. Медушевская, А.С. Лаппо-Данилевский, русская версия неокантианства, когнитивная история, источниковедение, эмпирическая реальность исторического мира
    Поставлены ключевые вопросы освоения творческого наследия О.М. Медушевской (1922–2007), ее концепции когнитивной истории: о специфике русской версии неокантианства как основании источниковедческой концепции методологии исторического / гуманитарного познания, об интеллектуальных источников концепции О.М. Медушевской, о проблеме субъекта в концепции когнитивной истории.
  2. О.М. Медушевская, философия истории, когнитивный метод, интеллектуальный продукт, человеческая деятельность, информационный обмен, достоверное знание, верификация, реконструкция исторического процесса
    Автор обсуждает теорию когнитивной истории как новую парадигму в российской и интернациональной философии истории и доказательной интерпретации исторического прошлого. Рассматривая категории и их эмпирическую верификацию в научных исследованиях основателя теории, автор предлагает аналитические рамки для понимания роли интеллектуального продукта человеческой деятельности в качестве источника информации об индивиде и человеческом сообществе в контексте их когнитивного самоопределения в прошлом и настоящем.
  3. история, философия, герменевтика, когнитивный, субъект
    В статье рассматривается герменевтика как одно из возможных философских оснований дальнейшего развития когнитивной истории. Герменевтика возвращает в круг теоретических проблем когнитивной истории субъект исторического исследования – сознание историка.
  4. когнитивизм, когнитивная история, историческая эпистемология, современная историография, научная онтология, источниковедение
    В статье анализируется ситуация, сложившаяся в отечественной науке вокруг понимания парадигматических и эвристических возможностей использования когнитивизма как особой теории и практики «ремесла историка». В центре рассмотрения и аргументации автора – когнитивно-информационная модель гуманитарного познания, предложенная О.М. Медушевской. Эпистемологическая перспектива развития истории в качестве когнитивной науки видится автору в целом как стратегия и поиск новых онтологических оснований исторического познания.
  5. О.М. Медушевская, философия и методология истории, теория когнитивной истории, историческая антропология, мотивация поведения, интеллектуальный продукт, исторические источники
    Автор показывает значение когнитивной теории истории как нового парадигмального подхода в антропологических исследованиях, имея в виду такие темы как социальная и культурная адаптация в различных культурах, реконструкция мотивации человеческого поведения через интеллектуальные продукты, интерпретируемые в качестве источников исторической информации.
  6. наука, конструктивизм, радикальный конструктивизм, критический реализм, нарратив, нарративный идеализм, нарративный реализм, классическая рациональность, неоклассическая рациональность
    В рамках конструктивного реализма и неоклассической рациональности автор рассматривает проблемы преодоления дихотомии между историей как наукой и историей как нарратологией.
  7. методология истории, историческое познание, историческое мышление, исторический источник, достоверность информации, полнота информации
    Многие методологи истории представляют себе исторический источник как «отражение» действительности. Однако извлеченная из источников информация никогда не бывает ни полной, ни адекватной изучаемому объекту. Любое историческое описание предполагает элемент конструирования, а историческое познание является частью исторического мышления, представляющего собой творческий процесс.
  8. эпоха Постмодерна, источниковедение, неклассическое знание, постклассическое знание, постнеклассическое знание, когнитивная история, методы, культурология, феноменологический подход, О.М. Медушевская
    С позиций культурологии в источниковедении эпохи Постмодерна намечаются стадии формирования новой парадигмы от «неклассического» знания через «постклассическое» к «постнеклассическому» источниковедению. Источниковедение когнитивной истории рассматривается как шаг к изучению соотношения профессионального и массового в сознании авторов источников и историков.
  9. О.М. Медушевская, когнитивная история, теория источника, источниковедение, гуманитарное знание, научные традиции
    Автором представлен опыт интерпретации концепции когнитивной истории О.М. Медушевской, поставлена проблема изучения ее идей в контексте научных традиций развития отечественного источниковедения.
  10. методология истории, категории исторической науки, теория познания, интерпретация, виды исторических источников
    В статье рассматриваются два концептуальных гносеологических положения, высказанных в последней монографии О.М. Медушевской — об «информационном магнетизме» и о природе видов исторических источников. Представляется, что в реальном процессе познания действие «информационного магнетизма» не прослеживается, а вид источников — не объективно существующее целое, а теоретический конструкт.
  11. компаративистика, «новая локальная история», источниковедение, синхронное и диахронное сравнение, социокультурный контекст
    В статье рассматриваются подходы О.М. Медушевской и ее учеников к компаративным методам исторической науки и пути применения источниковедческого метода в исторической компаративистике в исследовательских практиках локальной истории.
  12. когнитивная история, интеллектуальная история, интеллектуальный продукт, история идей
    Идея когнитивной истории О.М. Медушевской продолжает и развивает традиции выдающихся образцов европейской исторической мысли XX в. – школы Анналов и интеллектуальной истории. Она содержит ответ на новый вызов исторической науке со стороны культуры постмодернизма, имеет междисциплинарный характер и открыта к диалогу с естествознанием. Когнитивная история, или история мышления, в качестве одного из своих направлений рассматривает мышление историка, что составляет важную часть его интеллектуальной биографии и личного образа.
  13. историография, источниковедение историографии, классификация историографических источников, виды историографических источников, социально ориентированный тип исторического знания, научная история
    В статье обосновывается возможность использования феноменологической концепции источниковедения в теоретическом основании формирующегося предметного поля источниковедения историографии. Анализируются практики постановки и решения вопросов об исторических источниках истории исторической науки и принципах их классификации.
  14. Н.М. Карамзин, О.М. Медушевская, историография, история исторической науки, источниковедение, «История государства Российского»
    В статье анализируются элементы историографического исследования в сочинениях Н.М. Карамзина (1766–1826), а также его представления о практиках историописания, приемах изучения источников и построения исторических трудов, в частности «Истории государства Российского».
  15. В.И. Колосов, О.М. Медушевская, источниковедение историографии, классификация историографических источников, социально ориентированный и научно ориентированный типы историописания
    В статье предпринята попытка классификации историографических источников – сочинений тверского историописателя В. И. Колосова (1854–1919). Классификация производится по видовому признаку, в соответствии с концепцией Научно-педаго-гической школы источниковедения. Автор делает предварительный вывод о преобладании социально ориентированных сочинений в творчестве В.И. Колосова.

  16. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  17. палеоконсерватизм, ополчение, аграрии, анархизм, рабство
    Статья посвящена палеоконсерватизму как специфическому для США феномену политической мысли. Он рассматривается как совокупность идеологических установок и повседневных практик, отражающих европейское интеллектуальное наследие американских поселенцев. Исследуются причины его возникновения, логика развития и роль в современном политическом процессе.
  18. модели историографического исследования, коммуникативные процессы, интеллектуальные сообщества, «историографический быт», научная школа В.И. Герье, «русская историческая школа» («Ecole Russe»)
    Авторы анализируют дискуссию о школе Герье. В различных интерпретациях названного феномена отразились методологические достижения современного этапа «историографической революции» с её повышенным интересом к коммуникативным практикам, классификации научных сообществ, выработке «антропологической» модели научной школы. В статье охарактеризованы основные черты школы Герье, её структура и эволюция, роль в развитии науки всеобщей истории в России.
  19. историография, историческая библиография, коммуникативное поле, цензура, Сибирь
    В статье на материале Сибири предпринята попытка показать роль исторической библиографии как элемента коммуникативного поля исторической науки в формировании её образа. Историческая библиография представлена не только как канал трансляции исторического знания и сохранения интеллектуальной традиции, но и канал цензуры, механизм контроля исследовательского поля исторической науки.

  20. ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ


  21. образ ученого, ремесло историка, профессиональная самоидентификация, учитель – ученик, методы исторического исследования, медиевистика
    В статье сделана попытка реконструкции образа Историка и его ремесла в представлении историка-медиевиста И.М. Гревса (1860–1941). В центре внимания автора –представления ученого о профессиональных и личностных качествах историка, его статусе и роли в научном сообществе, целях и задачах профессиональной деятельности. При воссоздании собирательного образа Историка автор привлекает автобиографический материал, воспоминания и заметки Гревса об учителях, коллегах, учениках, рецензии, историографические введения лекционных курсов, а также некрологи.
  22. Ю.Л. Бессмертный, казуальный подход, микроистория, индивидуальное – уникальное – случайное в истории, микро- и макроисторический анализ, проблема интеграции, типы исторического знания, «иная история»
    Статья посвящена 90-летию со дня рождения выдающегося отечественного историка Юрия Львовича Бессмертного (1923–2000). Автор предпринимает попытку выявить специфику и проследить логику развития предложенной ученым исследовательской программы изучения частной жизни, внутреннего мира и поведения людей прошлого, а также его размышлений о возможных путях перехода от анализа «необычных казусов» к пониманию своеобразия исторической целостности.
  23. Биргитта Уден, шведская историография, междисциплинарность, историк и общество, социальная функция истории
    В статье впервые препринята попытка комплексного анализа творческой биографии и общественной деятельности крупного шведского историка, почетного профессора Лундского университета Биргитты Уден. Автор опирается как на многочисленные научные и публицистические труды историка, так и на личные беседы с ней.

  24. В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ


  25. бессмертие, Дионис, Загрей, мистерии, мифологема, орфики
    В статье выделяются наиболее релевантные в плане содержания семантические блоки и отдельные мотивы культа Диониса. Культурные вариации мифологемы Диониса рассматриваются с диаметрально противоположных позиций – народной культуры (того, что не нашло отражения в теоретической рефлексии орфической и философской редакции, а осталось на уровне мифологем) и, собственно с точки зрения мистериальной разработки мифа о Дионисе.
  26. Елизавета Петровна, церковное искусство, архитектура, барокко, иконостас
    В статье рассматривается влияние религиозных взглядов Елизаветы Петровны на развитие церковных искусств в России. Императрица с большим вниманием относилась к канонам и традициям православной церкви, требовала неукоснительного их соблюдения от архитекторов и художников. На примере формирования архитектурно-декоративного убранства петербургских иконостасов середины XVIII века показаны механизмы такого влияния, его масштабы; кратко освещен характер взаимоотношений императрицы с архитекторами и художниками.
  27. английский национальный характер, юмор, травелог, патриотический нарратив
    Юмор обычно воспринимается как национальная черта англичан. Сочинения путешественников, посетивших Англию в конце XVIII – первой половине XIX в., свидетельствуют, что они не всегда понимали и ценили английский юмор. Напротив, английские авторы в духе патриотического нарратива часто видели в умении англичан шутить воплощение лучших черт национального характера. Юмор рассматривается как инструмент идентификации, дифференцирования «своих» и «чужих».

  28. ИЗ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА


  29. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., письма, воспоминания, дневники, комбатанты, фронтовая повседневность, дружба
    Новый взгляд на историю Великой Отечественной войны связан с возвращением ей «человеческого измерения», а значит с исследованием повседневных практик советского человека в условиях военного времени. В статье на основе частной переписки, дневников и воспоминаний фронтовиков выявлена мотивация к установлению дружеских отношений в их среде, формы, содержание и значение таких коммуникаций.
  30. концентрационный лагерь, историография, нацизм, Третий рейх
    В статье дан анализ развития историографии проблемы нацистских концентрационных лагерей в Германии, Польше и Франции. Выделены важнейшие этапы в изучении вопроса и охарактеризованы наиболее значимые научные исследования.

  31. ЧИТАЯ КНИГИ…


  32. Урал, сельская местность, урбанизация, модернизация
    Рецензируемая книга – первое комплексное исследование распространения урбанизационного процесса на сельскую местность такого крупного региона как Урал.

  33. ПУБЛИКАЦИИ


  34. Т. Н. Грановский, Н. А. Попов, Московский университет, профессорская деятельность, воспоминания
    Публикуемый текст представляет собой фрагмент воспоминаний Н.А. Попова (1833–1891) о зачинателе изучения и преподавания всеобщей истории в России – профессоре Московского университета Тимофее Николаевиче Грановском (1823–1855), 200-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

  35. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ


  36. историография культуры, теория «областных культурных гнезд», познавательный потенциал современной исторической науки, интеллектуальная история, интерактивные образовательные методики
    В учебном курсе «Историография отечественной культуры» сделана попытка показать основные этапы становления и развития историографии российской культуры в контексте изменений в движении исследовательской мысли. Курс предназначен студентам магистратуры, обучающимся по специальности «история» (направления «История исторической науки (историография)», «История и культура регионов России»). Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные студентами при изучении таких курсов бакалавриата как «История отечественной культуры», «Теория культуры», а также курсов «Историческая наука в структуре гуманитарного знания», «Историография отечественной истории», «Актуальные проблемы исторических исследований: модели и практики», «Советская историография».