Деление политических партий и их электората на правые и левые в концептуальном плане прочно вошло в научный оборот и не вызывает дискуссий среди специалистов. С этимологической точки зрения эти термины стали общепринятыми по аналогии с названием левой и правой половин у живых организмов, а с исторической – принятие их для характеристики общественно-политической жизни появилось благодаря Французской революции 1789 г. Известна даже конкретная дата возникновения этой бинарной политической топографии: 22 августа 1789 года. Обсуждавшие в тот день проект будущей Конституции Франции депутаты Учредительного собрания раскололись на два враждебных блока по вопросу о праве вето короля. Те, кто ратовал за верховенство королевской власти, расположились в амфитеатре парламента справа, оставаясь сторонниками Старого порядка, а те, кто выступал за суверенитет народа, заняли кресла слева, отстаивая новые революционные идеалы. Так на многие десятилетия во Франции укрепилось представление о неизменном конфликте между врагами и защитниками Республики.
Труд Ж. Ришара объёмом свыше 600 страниц (в его 4-х частях насчитывается 20 глав1), над которым, как автор указал во вводной части, он работал 5 лет, заслуживает пристального внимания по многим причинам. Во-первых, задавшись целью показать, что значило и значит считаться правым во Франции на протяжении трёхвековой истории, начиная с 1815 г. и до конца 2016 г., Ришар сделал серьёзную заявку на продолжение творческого наследия Рене Ремона, который заложил во Франции основы «новой политической истории» серией «поворотных» с методологической точки зрения книг, не потерявших актуальности и по сей день2. Ришар отдал дань мэтру, посвятив ему свою книгу и назвав её так же, как была озаглавлена первая монография Ремона. Не обошёл он вниманием и двух других учеников и коллег Ремона, перу которых принадлежат признанные сегодня классическими труды. Один из них – Серж Берстайн – вместе с Ремоном и другими единомышленниками из Института политических наук Парижа и Университета Париж-Х-Нантер в 1988 г. участвовал в коллективной монографии «За политическую историю», а в 1999 г. под своей редакцией опубликовал книгу «Политические культуры во Франции», выдержавшую затем несколько переизданий3. Другой последователь Ремона – Жан-Франсуа Сиринелли – рас-ширил начатое им исследовательское поле путём вписания политической и политико-культурной истории в социокультурную парадигму. Под его руководством в 1992 г. вышел трёхтомный труд объёмом 2500 страниц под общим названием «История правых во Франции», в котором сами за себя говорят названия каждого тома. Первый называется «Политика», второй – «Культуры» и третий – «Восприятия»4.
Достоинство книги Ришара состоит не только в том, что он, руководствуясь политико- и социокультурным методом, довёл анализ французских правых до современности, но и в том, что он попытался критически переосмыслить их идейные ценности, базовые установки и поли-тический курс с учётом реалий как французской, так и глобальной истории. Он прав, когда утверждает, что новое исследование французских правых необходимо уже потому, что «в XXI в. они заняли доминирующее положение» в стране (с. 15-28).
В заслугу Ришару стоит поставить и то, что эволюция «политической семьи» правых рассматривается на фоне изменений в противоположной «семье», среди левых политических сил. При этом для автора книги очевидно, что нынешняя политическая ситуация во Франции беспрецедентна, а происходящее в стране «есть не что иное, как постепенное исчезновение разделения на левых и правых, иными словами… того, на чём зиждилась французская политическая жизнь после Революции», и он правомерно задаётся вопросом о том, «не служит ли плодом давней коллективной иллюзии представление о длительной борьбе правых и левых политических сил» (с. 15-28).
Первая часть книги охватывает период с 1815 по 1914 г., когда перед правыми, как следует из её названия, стоял исторический выбор: «приспособиться или погибнуть», принимая или отвергая Республику (С. 29-136). В духе броделевского деления истории на длинную, среднюю и короткую Ришар даёт ёмкую и глубоко продуманную ретроспективу эволюции французских правых, доказывая, что, если дата 22 августа 1789 г. служит водоразделом между сторонниками и противниками Старого порядка в короткой перспективе, то с точки зрения истории длительного времени, глубинные процессы, подрывавшие абсолютизм, вызревали задолго до этой даты, проявлялись в дехристианизации, распространении идей Просвещения, первой аграрной революции и требовали решения таких насущных проблем, как вопрос о праве собственности, об образовании и воспитании детей, о свободе индивидуальной и коллективной, о внешней политике и др.
К 1815 г. лагерь правых представляли три течения: легитимисты, орлеанисты и бонапартисты, идейные взгляды которых детально проанализированы в первой главе книги (С. 35-52). Практически весь XIX век, после того как Франция окончательно встала под знамёна Республики, политическая борьба шла в тесной связке с борьбой по вопросам религии. Причём до 1870 г. правые практически безраздельно находились у власти, но в парадигмальном плане постепенно трансформировались. Как и Ремон, Ришар отмечает, что легитимисты превратились в консерваторов, орлеанисты – в либералов, а бонапартисты – в националистов, и обстоятельно раскрывает произошедшую с правыми эволюцию во 2-4-ой главах книги (с. 70-110).
К началу ХХ в. под натиском растущей популярности идей социализма влияние этих течений стало сходить на нет, они утратили большинство во власти, и, по сути, до поражения Франции в 1940 г. во Второй мировой войне, страна управлялась левыми правительствами. Тогда главным водоразделом в политической борьбе между левыми и правыми силами стоял уже не религиозный и, тем более, не о республике или монархии вопросы, а вместо них стал волновать и раскалывать французское общество вопрос социальный. Между тем, правые совсем не исчезли с политической сцены, а сгруппировались в «умеренных» политических партиях, вели с левыми неустанную борьбу за власть и решение социальных проблем, и иногда на короткий срок им удавалось возглавлять правительства. В 5-ой главе книги, названной «Против «Социального» 1906–1914» дан исчерпывающий анализ этой борьбы (с. 111-131).
Особого внимания заслуживают Заключения по каждой части книги, в которых Ришар делает вывод о метаморфозах правых партий, их ценностных установок и состава электората на каждом выделенном им историческом этапе. После первой части, солидаризируясь с Ремоном в делении правой «политической семьи» на консерваторов, либералов и националистов, Ришар вносит свои справедливые коррективы. В частности, он замечает, что националистов нельзя полностью ассоциировать с бывшими бонапартистами, так как к 1914 г. сложились две не имеющие к ним отношения националистические партии: «Патриотическая лига» М. Барреса и «Французское действие» Ш. Морраса. И уже тогда зародилось христианско-демократическое течение как отдельная составляющая правой «политической семьи» (с. 132-136). Получается, таким образом, что к началу Первой мировой войны правый политический фланг представляли не три, а шесть группировок.
В пяти главах второй части книги анализируется деятельность правых партий в период 1914–1944 г., который, процитировав де Голля, Ришар называет «новой Тридцатилетней войной» и сам характеризует «тупиковым для национализма» (с. 137-254). В этой части автор с особой ясностью обозначил свой концептуальный взгляд на ценностные и политические ориентиры правых, заслуживающий признания и одобрения. «Быть «правым», – пишет он, – это не значит раз и навсегда, не меняться в зависимости от разных ситуаций – начиная с Революции, сосуществовало несколько типичных образов правых: легитимисты, орлеанисты, бонапартисты, либералы, христианские демократы, националисты, аграрии, которые, несмотря на их общую оппозицию левым, представляли собой различные политические семьи» (с. 249-254). На конкретных примерах Ришар показал, как в «Чёрные годы» французской истории – во время оккупации Франции и режима Виши, многие традиционные довоенные правые порвали с прежними установками (в частности, оказался маргинализированным национализм) и бок о бок с левыми сражались в Сопротивлении, а после освобождения страны в 1944 г. правые сплотились вокруг «спасителя нации» де Голля и приступили в очередной раз к обновлению своей идейной доктрины и формированию новых партий.
Третья часть книги посвящена эволюции «политической семьи» правых в т.н. «Славное тридцатилетие» во французской истории – период 1944-1974 гг. (с. 255-382). Подчеркнув, что в это время всех правых объединяла борьба против мощной на тот период Коммунистической партии (ФКП) и страх организации с её стороны «не столько переворота большевистского типа, сколько создания нового Народного фронта с коммунистами во главе», Ришар в пяти главах скрупулёзно проанализировал два новых течения правых – голлистское и либеральное, создаваемые ими партии, показал различие их политических стратегий и пришёл к убедительному выводу о том, что после смерти президента Ж. Помпиду в 1974 г. и избрания президентом В. Жискар д’Эстена либералы окончательно взяли верх над голлистами. Ришар убеждён в том, что с этого момента в политической жизни, невзирая на различного рода отклонения, открылся период длительной гегемонии либеральной правой, который продолжается и поныне (с. 255-262).
В Заключении третьей части Ришар продемонстрировал владение методом социокультурного анализа, рассуждая о том, что значило быть правым в 1974 г. (с. 376-382). Он совершенно верно утверждает, что не существует незыблемой границы между течениями в крупных «политических семьях», причём, как справа, так и слева, и что внутри них следует отличать партии от электората, который часто в 1944–1974 гг. у правых «совершал трансферы от либералов к голлистам и наоборот». и причину этого следует искать в том, что, несмотря на наличие в обществе сложившихся политических культур, у каждой из которых имеются своё представление о мировом развитии в длительной перспективе, свой комплекс исторического наследия, собственный анализ реалий настоящего с проекцией на ближайшее и дальнее будущее, ни одна из них, во-первых, не может существовать без организации и включения в политическую систему своих сторонников, а во-вторых, как бы политическая культура ни была развита, она не может дать практический ответ на все вопросы, возникающие в жизни человеческого общества. В более широком плане, это ведёт к взаимопроникновению, перекрещиванию и трансформации идейных ценностей правых и левых «политических семей», к тому же, как внутри каждой «семьи», так и между «семьями».
В части четвёртой книги, разделённой, как и предыдущие три, на пять глав (с. 383-548), Ришар, тщательно обрисовав тектонические сдвиги, произошедшие во французском обществе и в мировой истории в целом после 1974 г. предлагает собственное, глубоко продуманное определение современной «политической семьи» правых и двух её главных конкурирующих ветвей. Он считает, что до 2002 г. на правом фланге действовало два течения. С одной стороны, с 1988 г. вокруг Э. Балладюра стали объединяться неолибералы из части голлистов и жискаровцев, а с другой – активизировался национализм в рамках возникшего в 1972 г. Национального фронта (НФ). Постепенно, после того как находившиеся у власти социалисты в 1983–1984 гг. отказались от планов «изменить жизнь» и «порвать с капитализмом», встав на путь управления рыночной экономикой, и в Европе началось усиленное продвижение по пути интеграции, бывший центральным в партийно-политической борьбе с начала ХХ в. социальный вопрос постепенно отодвинулся на второй план, уступив место новым водоразделам в обществе. С одной стороны, дискуссии в обществе разворачивались между сторонниками и противниками строительства «европейского Отечества». В итоге, к 2012 г. на-ционалисты и неолибералы оказались по разные стороны баррикад в от-ношении Европейского Союза (ЕС) и его Брюссельского руководства: первые – ярые противники нынешнего ЕС, вторые – горячие защитники «единой Европы», за что их сторонники НФ называют ещё «мондиалисты» (фр. синоним глобалистов – Г.К.), а себя – «патриоты». С другой стороны, обострившаяся в конце ХХ – начале XXI в. «иммиграционная проблема» сыграла на руку националистам, превратив НФ в одну из ведущих партий страны и непримиримого противника неолибералов, занимающих в этом вопросе более сдержанную позицию.
Книга Ришара, завершённая в декабре 2016 г., т.е. в самом начале президентской избирательной кампании 2017 г., служит блестящим подтверждением им же самим высказанного суждения о невозможности предусмотреть жизненные повороты в политике. Он не ошибся в том, что на выборах 2017 г., вопрос о власти будет зависеть от расклада в правом политическом лагере и делал ставку на противоборство неолиберала Ф. Фийона и националистки М. Ле Пен (с. 504-530). Однако, как мы теперь знаем, Фийон, как выиграл праймериз у неолибералов, так и выбыл из президентской гонки весьма неожиданно, и победу одержал, вопреки многим прогнозам, нынешний президент Э. Макрон, шедший под лозунгом: «ни левый, ни правый». Как истинный вдумчивый исследователь Ж. Ришар абсолютно верно уловил главную суть произошедшего во Франции исторического процесса: французское общество раскололось на националистов, сторонников суверенитета своей страны и пересмотра отношений внутри ЕС, и неолибералов, защищающих ЕС в нынешнем виде. У националистов уже есть своя партия – переименованный НФ в Национальное Объединение (НО), а кто объединит вокруг себя неолибералов – ещё неизвестно до конца, и «первой пробой пера» на этом направлении станут предстоящие в мае 2019 г. выборы в Европейский парламент (ЕП)5. Очевидно одно – политическое лидерство во Франции перешло к двум партиям правой «политической семьи», и примирение между ними пока не представляется возможным.
БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES
Richard G. La Droite en France de 1815 à nos jours. 2017. Paris: Perrin. 640 p.
Berstein S. (dir.), Les Cultures politiques en France. Paris, Seuil, 1999. 436 p.
Legrand B. // "There are two right-wing parties: one is neoliberal, the other is nationalist"// https://www.nouvelobs.com/politique/20180201.OBS1599/il-y-a-deux-droites-l-une-neoliberale-l-autre-nationaliste.html
Pour une histoire politique (dir. R. Rémond), Paris, Le Seuil.1988. 316 p.
Rémond R. La Droite en France de 1815 à nos jours. 1954. Paris: Aubier Montaigne. 544 p.
Rémond R. La Droite en France, de la première Restauration à la V^e^ République. 1963. Paris: Aubier Montaigne. 601 p.
Rémond R. Les Droites en France: continuité et diversité d'une tradition politique. 1982. Paris: Aubier Montaigne.621 p.
Rémond R. Les Droites aujourd’hui. 2005. Paris: Louis Audibert. 630 p.
Sirinelli J-F. (dir.). Histoire des droites en France. Paris: Gallimard, 1992, 3 vol. 2 500 p.
Канинская Г.Н. Метаболизмы правого популизма во Франции XXI в. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 3. С. 85–101 [Kaninskaya G. The Metabolism of the Right Populism in France of the 21st Century // Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 2018, vol. 11, no 3, pp. 85–101].
-
Richard 2017. Книга прислана в версии HTML через систему Интернет-связи с Национальной библиотекой Франции (BNF) без постраничной нумерации: www.cairn.info/numero.php?ID_REVUE=PERRI_SYNH&ID_NUMPUBLIE=PERRI_RICHA_2017_01&USER=kaninsk6@mail.ru. В Содержании у каждой главы первый и последний номера страниц указаны, они и отмечены при цитировании книги. ↩
-
В 1954 г. Р. Ремон опубликовал свою первую книгу «Правая во Франции с 1815 до наших дней» (La Droite en France de 1815 à nos jours); второе, расширенное, издание вышло в свет в 1963 г. и называлось: «Правая во Франции, от первой Реставрации до V Республики» (La Droite en France, de la première Restauration à la V^e^ République); третье издание под тем же названием появилось уже в 2-х томах и было доведено до 1968 г., включая события «Красного Мая 1968 г.» (т. 1 охватывал 1815–1940 гг., т. 2 – 1940 – июнь 1968 г.), а в 1982 г. вышла четвёртая книга под названием «Правые во Франции с 1815 до наших дней: продолжение и разделение политической традиции» (Les Droites en France de 1815 à nos jours: continuité et diversité d'une tradition politique), в которой рамки исследования «правой политической семьи» были существенно расширены; она переиздавалась в 1985, 1990, 1992, 1993, 1996, 2001, 2005 и 2008 гг. Наконец, в 2005 г. как дополнение к четвёртой Ремон опубликовал книгу «Правые сегодня» (Les Droites aujourd’hui), в которой дал глубоко переосмысленный ответ критикам его теоретических изысканий. Отметим, что Р. Ремон был членом Французской Академии наук, ушёл из жизни в 2007 г. в возрасте 88 лет. ↩
-
Pour une histoire politique, 1988; Les Cultures politiques en France, 1999. ↩
-
Histoire des droites en France (Vol.1 – Politique, Vol.2 – Cultures, Vol.3 – Sensibilités). ↩
-
См.: Канинская 2018, а также интервью с Ж. Ришаром, напечатанное в “L’Obs” по следам книги после победы Макрона и его партии на президентских и парламентских выборах 2017 года: Legrand 2018. ↩