ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ. ЧТО С НЕЙ СТАЛОСЬ В (ПОСТ)СОВЕТСКОЙ РОССИИ?
Death memory. What happened to it in the (post) Soviet Russia?
С. А. ЕРЕМЕЕВА (SVETLANA A. EREMEEVA)
Смерть является универсальной характеристикой не только жизни, но и культуры, однако дискурс о смерти в разных культурах может быть совершенно различным. Память о смерти и смертном опыте является частью «нормальной», не ущербной истории и культуры, а исследование ее – частью гуманитарного знания. Поэтому плодотворной представляется не столько попытка изучения феномена смерти – он запределен, сколько контекста смерти (исторического, политического, социального, личностного) – он культурен. Культурное измерение смерти является предметом анализа данной статьи. Исследование наличия, отсутствия или табуированности интереса к смерти и разговора о ней дает возможность определить важные черты конкретной социально-культурной ситуации. История России ХХ века определила специфическую ситуацию, когда реальная близость смерти для каждого человека привела к табуированности дискурса о смерти и, как следствие, маргинализации исследований ее. Сейчас, когда возрождающийся интерес к смерти уже вполне очевиден, оказывается, что не только отсутствует язык и дискурс для представления ее в публичном пространстве, но и существуют определенные трудности с понятийным аппаратом исследования (как части дискурса).
Ключевые слова: смерть, дискурс о смерти, death studies, memory studies, культура России ХХ–ХХI вв.
Рубрика: Память и советская идентичность
Еремеева С. А. Память смертная. Что с ней сталось в (пост)советской России? // Диалог со временем. 2016. Вып. 54. С. 207-237. https://roii.ru/r/1/54.10
Keywords: death, discourse of death, death studies, memory studies, Russian culture in the 20th – 21st century
Death is a universal characteristic of life and culture, however, the discourse of death differs from culture to culture. Memory of death and of the experience of death is a part of “normal” history and culture, and studying of this – a part of the humanities. Thus, it seems fruitful to study the context of death (historical, political, social and personal) because it is cultural. the cultural dimension of death is analysed in the article. A study of presence, absence or a taboo one and interest towards death and discussions of it reveals some important markers of a particular historical and cultural situation. The history of Russia in the 20th century led to a situation when real closeness of death to everyone made the discourse of death a taboo, and its studies were marginalized. Now, the emerging interest to the topic is evident, but language and discourse for its public representation are absent; there are also some terminological problems (as a part of the discourse).